Дело №2-105/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2020 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Болоткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайченко В.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» о назначении досрочной страховой пенсии, выдаче справки о характере работы,
установил:
Зайченко В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленкса, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» о назначении ему досрочной страховой пенсии, выдаче справки о характере работы.
В обоснование иска Зайченко В.В. указал, что он выполнял трудовые функции по должностям, предусмотренным Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 85. ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» ему необоснованно отказано в выдаче справки о льготном характере работы. Ответчиком ГУ– Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> необоснованно не были включены в его специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря-ремонтника электрических тепловых сетей и электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по обслуживанию котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора (начальника) котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника котельной в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской. В указанные периоды, являясь служащим ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской и работая на должностях гражданского персонала, он постоянно и непосредственно был занят на работах с осужденными, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии.
Истец просил включить указанные периоды его работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в связи с работой с осужденными и обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с момента обращения за ее назначением – с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом была произведена замена ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленск на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске в связи с реорганизацией учреждения.
Истец Зайченко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Смоленска Перехожева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что истцом не представлены документы, подтверждающие его занятость на работах с осужденными, на непосредственной и постоянной основе (л.д.82-84 т.1).
Представитель ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» Егоренкова К.Ю. заявленные исковые требования не признала указав, что должностные инструкции Зайченко В.В. не предусматривают его занятость на работах с осужденными, оснований для выдачи справки о льготном характере работы истца не имеется (л.д.50-51 т1).
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив письменные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"; здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 17 пункта 1 статьи 27 этого закона, далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "к" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список от 3 февраля 1994 г. N 85).
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются инженеры, начальники котельных, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе средний медицинский персонал (пункт 3 Списка от 3 февраля 1994 г. N 85).
К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (часть 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют, в частности, мужчины по достижении возраста 55 лет при условии занятости их не менее 15 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.
Как следует из материалов дела, Зайченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со ДД.ММ.ГГГГ работает в федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний <адрес>» на должностях гражданского персонала.
Зайченко В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Смоленска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Зайченко В.В. было отказано в назначении страховой пенсии по основанию отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью 15 лет.
В специальный стаж истца не были включены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря-ремонтника электрических тепловых сетей и электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по обслуживанию котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора (начальника) котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника котельной в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской.
Как видно из выписки лицевого счета застрахованного лица Зайченко В.В. - индивидуальные сведения за спорные периоды не были представлены работодателем с указанием кода льготы "28-ОС" - льготный характер работы по п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ, работодателем как страхователем страховые взносы по дополнительному тарифу не выплачивались.
Согласно справке ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» в учреждении, документы, подтверждающие непосредственную занятость Зайченко В.В. на работах с осужденными с полной часовой нагрузкой, установленной за ставку заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют (л.д.10-11 т.1)
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 39 утверждено Разъяснение "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Согласно пунктам 2, 6, 9, 10 данного Разъяснения, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня, в профессиях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от перерывов в работе при наличии подтверждающих документов. Руководители, специалисты и служащие пользуются правом на пенсию на льготных условиях независимо от образования, квалификации и специализации. Например, начальник котельной, инженеры (по организации производства, инженеры по ремонту и) т.д.
Таким образом, основным условием для включения в стаж для досрочной страховой пенсии периода работы в должности инженера, начальника котельной является постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными.
Периоды соответствующей работы засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, если такая работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня (пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516).
В соответствии с пунктом 5 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом 80 процентов рабочего времени определяется исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством и зафиксированной в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре.
Из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по обслуживанию котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности в должности директора (начальника) котельной ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специфика труда истца заключалась в постоянной занятости на работах с осужденными.
Истец осуществляет трудовую деятельность в котельной, которая расположена на режимной территории учреждения (л.д.17-18 т.1). Согласно положению, утвержденному начальником ФКУ СИЗО – 1 УФСИН от ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами котельной являются обеспечение бесперебойного теплоснабжения потребителей, безопасная работа оборудования и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов (л.д.21-22). В котельную осуществлялся доступ осужденных в течение всего рабочего времени (100% рабочего времени). Рабочее место Зайченко В.В. находилось в помещении котельной и, следовательно, истец Зайченко В.В. находился в рабочее время в производственной зоне на рабочих местах осужденных, поскольку рабочее место истца находилось в котельной, где установлено котельное оборудование.
В материалы дела представлены копии штатных расписаний отряда хозяйственного обслуживания, персонала из числа осужденных, задействованных на выполнении работ по хозяйственному обслуживанию за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73- 74; 75-76 т.1). В штатную численность отряда были включены такие наименования должностей как оператор газовой котельной, оператор котельной (2 штатные единицы).
Из приказов по учреждению следует, что в ДД.ММ.ГГГГ в состав отряда хозяйственного обслуживания на должность оператора котельной зачислялись и переводились осужденные (л.д.121, 124 т.1).
Из копии журнала учета проверки знаний обслуживающего персонала котельной по технике безопасности на рабочем месте работников газовой котельной учреждения и оригинала этого журнала, представленного в материалы дела, следует, что начальником котельной Зайченко В.В. в ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно проводились проверка знаний по технике безопасности на рабочем месте в объеме должностей инструкции слесаря (оператора, техника, работника) газовой котельной (л.д.23-43 т.1).
Зайченко В.В. также проводился ежедневный инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности работников газовой котельной учреждения, что следует из копии журнала и оригинала журнала по охране труда и пожарной безопасности за период ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-89 т.2).
В материалы дела представлены копии карточек учета рабочего времени осужденных за ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым осужденные работали в котельной с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ. Количество рабочих дней в месяц, отработанных ими в котельной составляло от 18 до 23 (л.д114-119 т.1).
Из представленных копий табелей учета использования рабочего времени осужденных, работавших в котельной учреждения, за октябрь-декабрь 2016 года, с января по май 2017 года следует, что занятость указанных лиц по профессиям работников котельной составляла установленное количество рабочих дней в месяце (21-22), они были заняты выполнением работ в течение 8 часов в день (л.д.129143 т.1). Равно занятость выполнением работ в течение 8 часов в день работников отряда хозяйственного обслуживания в котельной операторов газовой котельной в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ подтверждается табелями учета использования рабочего времени и расчета заработной платы этих работников ( л.д.144-249 т.1; л.д.1-25 т.2).
Согласно должностным обязанностям начальника котельной, утвержденных начальником учреждения ДД.ММ.ГГГГ у начальника котельной в подчинении находились работники, входящие в штатный состав котельной: техники котельной, операторы котельной, слесаря, аппаратчики химвоодочистки, слесарь КИП и автоматики, в том числе из числа осужденных, которые находились в котельной в течение всего рабочего времени. Пункт 18 должностных инструкций предусматривает, что Зайченко В.В. руководит в течение всего рабочего времени всеми работами, проводимыми в котельной по обслуживанию и ремонту оборудования котельной лицами из числа осужденных, входящих в штатный состав котельной (л.д.19-20 т.1)
Из заключения эксперта Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ и следует, что Зайченко В.В, работая в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесаря-ремонтника электрических тепловых сетей и электрооборудования, выполнял трудовые функции по вышеуказанным профессиям в учреждении. Электрооборудование и электрические тепловые сети в учреждении располагаются как в режимной зоне, так и вне ее зоны, то есть истец мог выполнять трудовые функции непосредственно и постоянно на работах с осужденными, так и вне режимной зоны учреждения. Документы, подтверждающие его постоянную и непосредственную занятость в указанные периоды в течение полного рабочего дня на работах с осужденными, в материалах гражданского дела отсутствуют.
В заключении эксперта Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ сделан вероятностный вывод и том, что эксперт не исключает, что трудовая функция Зайченко В.В. в период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по облуживанию котельной соответствовала трудовым функциям специалиста и служащего, постоянно и непосредственно занятого на работах с осужденными.
В этом же экспертном заключении указано, что трудовая функция Зайченко В.В в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника котельной соответствовала трудовой функции руководителя, специалиста, постоянно и непосредственно занятого на работах с осужденными (л.д.103-113 т.2).
Заключением Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ относительно периода с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ был сделан вывод о том, что государственная экспертиза условий труда не исключает, что трудовая функция истца в этот период в должности начальника (директора) котельной соответствовала трудовой функции - руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (л.д.41-47 т.3).
Совокупностью вышеперечисленных согласующихся между собой и взаимодополняющих друг друга доказательств, подтверждаются доводы истца о работе с осужденными на постоянной и непосредственно основе, одновременно опровергаются доводы федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области».
Отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.
Определение и подтверждение полной занятости работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателей и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель.
В силу положений статьей 16, 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, под которым понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Перечень обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, содержится в части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
В качестве обязательных для включения в трудовой договор условий часть 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, в частности предусматривает гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В соответствии с абзацем 13 части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Обязанность по доказыванию достоверности сведений, представленных ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в данном случае возлагается на работодателя.
В обоснование заявленных требований, помимо должностных инструкций, истец представил иные доказательства выполнения трудовой функции руководителя и специалиста, занятого на работах с осужденными. Постоянная и непосредственная занятость истца также подтверждается письменными документами в виде штатных расписаний, табелей учета рабочего времени, карточек учета рабочего времени, которые охватывают не целиком все спорные периоды, но имеют выборочный характер с учетом их сохранности. Однако представленные письменные доказательства прямо и косвенно подтверждают обоснованность заявленных требования Зайченко В.В.
Работодателем не представлено доказательств того, что эти сведения относительно спорных периодов работы Зайченко В.В. являются недостоверными, ответчиком не опровергнуты представленные доказательства по делу.
В этой связи следует обязать ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» выдать Зайченко В. В. за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по обслуживанию котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности в должности директора (начальника) котельной ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника котельной в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской справку о льготном характере работы как о работе, предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 года N 85.
Суд приходит к выводу, что истец Зайченко В.В. постоянно полный рабочий день был занят на работах с осужденными. Данная работа дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного на ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске следует возложить обязанность включить в специальный стаж Зайченко В. В. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по обслуживанию котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора (начальника) котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника котельной ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» и назначит ему досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ – со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
В остальной части иска Зайченко В. В. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске, ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» о включении иных периодов в специальный стаж, выдаче справки о характере работы (за иные периоды) следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
иск Зайченко В.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» о назначении досрочной страховой пенсии, выдаче справки о характере работы удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске включить в специальный стаж Зайченко В.В. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по обслуживанию котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора (начальника) котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника котельной ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ – со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
Обязать федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» выдать Зайченко В.В. за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по обслуживанию котельной, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности в должности директора (начальника) котельной ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника котельной в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области справку о льготном характере работы как работы, предусмотренной Списком работ Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 года N 85.
В остальной части иска Зайченко В. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске, федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Смоленской области» о включении иных периодов в специальный стаж, выдаче справки о характере работы за иные периоды отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Председательствующий К.М.Макарова
Мотивированный текст решение изготовлен 03 июня 2020 года
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи К.М. Макарова секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Е.А. Болоткина (Инициалы, фамилия) 03 июня 2020 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2019-002067-22
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-105/2020