Дело № 2-296/2019
УИД №10RS0017-01-2019-000157-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Павлюченя М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чередниченко Е.Д. к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района» (Организации водопроводно-канализационного хозяйства) о внесении изменений в договор холодного водоснабжения и водоотведения,
установил:
Первоначально Чередниченко Е.Д. обратилась в суд по тем основаниям, что 20.11.2018 между истцом и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района» (Организацией водопроводно-канализационного хозяйства) был подписан договор холодного водоснабжения и водоотведения, согласно которому границей раздела эксплуатационной и балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям является колодец по адресу: <Адрес обезличен>. Данное обстоятельство противоречит законодательству, в связи с чем на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома <Адрес обезличен> было принято решение о расторжении договора, так как колодец, водопроводные и канализационные сети вне дома не могут быть общедомовой собственностью. В связи с тем, что добровольно решить спорный вопрос не представилось возможным, истец просила расторгнуть договор холодного водоснабжения и водоотведения от 20.11.2018, заключенный между Чередниченко Е.Д. и Организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Впоследствии Чередниченко Е.Д. изменила исковые требования. Просила обязать ответчика изменить п.1.3 договора холодного водоснабжения и водоотведения, определив границу раздела эксплуатационной и балансовой ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и Организации водопроводно-канализационного хозяйства внешнюю стену дома.
В судебном заседании Чередниченко Е.Д. доводы иска поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом. Ранее пояснил, что многоквартирный дом, где проживает истец, расположен на земельном участке, принадлежащем собственникам жилых помещений, который используется ими под огороды, поэтому, в случае аварий на трубах, идущих от колодцев к дому, возникают проблемы по ремонту, так как собственники не разрешают использовать технику, которая может повредить насаждения. Во избежание возможных конфликтов граница эксплуатационной ответственности в данном случае была определена не по стене дома, а в месте соединения трубы с общей сетью.
Выяснив позицию сторон, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ определено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 548 ГК РФ.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с п.8 ч.5 ст.13 Федерального закона №416-ФЗ, существенным условием договора водоснабжения являются, в том числе, границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.
В силу ч.7 ст.13 приведенного выше Федерального закона №416-ФЗ, местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение).
В пункте 2 указанных Правил понятие «граница эксплуатационной ответственности» определено как линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Установлено, что Чередниченко Е.Д. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>.
На основании протокола №1 общего собрания собственников жилого помещения указанного многоквартирного жилого дома от 23.12.2005 в качестве способа управления собственники квартир выбрали непосредственное управление домом.
Распоряжением Администрации Сортавальского муниципального района от 29.05.2006 №681 жилой дом <Адрес обезличен> снят с учета МУП «ЖЭС».
20.11.2018 между МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района» (Организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Чередниченко Е.Д. заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения. В силу п.1.3 договора граница раздела эксплуатационной и балансовой ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и Организации водопроводно-канализационного хозяйства является колодец, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>.
30.11.2018 истцом в адрес ответчика направлено заявление о расторжении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 20.11.2018, которое оставлено без удовлетворения.
В ходе судебного заседания истец просила внести изменения в п.1.3 договора, определив границу раздела эксплуатационной и балансовой ответственности по водопроводным и канализационным сетям как внешнюю стену дома.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Исходя из специфики правового регулирования общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного жилищным законодательством, пункт 8 Правил определяет внешнюю границу сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, - по внешней границе стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Данные требования установлены в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы границу внутридомовой системы водоотведения и которому могли бы противоречить оспариваемые положения Правил, не имеется.
В силу ч.1 ст.450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
В силу пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
С учетом изложенного, оценив условия договора на соответствие законодательству, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, вследствие чего пункт 1.3 договора от 20.11.2018, заключенного между МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района» (Организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Чередниченко Е.Д., надлежит изложить в следующей редакции: " Границей раздела эксплуатационной и балансовой ответственности по водопроводным и канализационным сетям Абонента и ОВКХ является внешняя граница стены многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен>
Истцом при обращении в суд оплачена государственная пошлина в размере 300,00 руб. Согласно ст.98 ГПК РФ судебные расходы по уплаченной государственной пошлине подлежат взысканию в ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Изменить пункт 1.3 Договора холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного 20.11.2018 между муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района» (Организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Чередниченко Е.Д., определив границу раздела эксплуатационной и балансовой ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и Организацией водопроводно-канализационного хозяйства – внешнюю стену <Адрес обезличен>.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района» (Организации водопроводно-канализационного хозяйства) в пользу Чередниченко Е.Д. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2019 года