РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Магистральный «12» мая 2017 года
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Антоневич М.Ф., при секретаре Степанович Е.А.,
с участием помощника прокурора Казачинско-Ленского района Фарутина Д.И., представителя ответчика Шешко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-128/2017 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах Гайдуковой Натальи Петровны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о признании незаконным факта проведения специальной оценки условий труда и приказов об изменении условий трудового договора, обязании предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск за 2016 год,
установил:
7 марта 2017 г. в суд поступило исковое заявление прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах Гайдуковой Натальи Петровны (далее по тексту Гайдукова Н.П.) к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» (далее по тексту ОГБУЗ «Казачиснко-Ленкая РБ») об обязании предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск за 2016 год продолжительностью не менее 35 дней.
В обоснование искового заявления указано, что Гайдукова Н.П. осуществляет свою трудовую деятельность в психонаркологическом отделении ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в должности санитарки-буфетчицы. И в силу Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст. ст. 116,117 ТК РФ возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, не зависит от класса условий труда, установленного специальной оценкой условий труда. Вместе с тем, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и опасными условиями труда Гайдуковой Н.П. в 2016 г. составила менее 35 календарных дней, как следует из личной карточки работника, дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда за период с 26.12.2015 г. по 25.12.2016 г. был предоставлен работодателем в 2016 г. в размере 3 дней.
14.04.2017г. прокурором исковые требования были увеличены, дополнительно заявлены исковые требования о признании факта проведения специальной оценки условий труда незаконным в отношении Гайдуковой Н.П., признании незаконными приказы главного врача ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» № 203-од/в от 02.10.2015г., № 231/1-од/в от 27.11.2015 г. в отношении Гайдуковой Н.П.
В судебном заседании помощник прокурора Фарутин Д.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец Гайдукова Н.П. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика Шешко Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать полностью, применить срок исковой давности по спору, возникающему из трудовых правоотношений.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В силу статьи 22 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, предоставление дополнительного отпуска и его продолжительность устанавливается специальными нормами, установленными Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских учреждений и работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, которым предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью от 14 до 35 календарных дней, установлен Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников".
Согласно Перечню средний и младший медицинский персонал (кроме медицинского статистика), участвующий в оказании психиатрической помощи и работающий в психиатрических, психоневрологических, нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических медицинских организациях, имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 35 календарных дней.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ N 482 врач (в том числе врач, занимающий должность руководителя, заместителя руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит оказание психиатрической помощи и которому установлен ненормированный рабочий день, руководитель структурного подразделения - врач-специалист), работающий в нейрохирургических лечебно-профилактических медицинских организациях, структурных подразделениях (в том числе в отделениях, кабинетах, лечебно-производственных (трудовых) мастерских) иных лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, стационарных учреждениях социального обслуживания для психически больных (домах-интернатах для граждан пожилого возраста и инвалидов, психоневрологических интернатах), имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 35 календарных дней.
Таким образом, если в должностные обязанности санитарки-буфетчицы входит оказание психиатрической помощи лицам, страдающим психическими патологиями, работник может быть отнесена к среднему медицинскому персоналу, которому в соответствии с Законом N 3185-1 предоставляется дополнительный отпуск. Средний и младший медицинский персонал (кроме медицинского статистика), работающий в психиатрических организациях, имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Иным работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен по результатам специальной оценки условий труда.
В приведенных нормах права зависимость от нормированности или ненормированности рабочего времени для предоставления дополнительного отпуска истцам не установлена, поскольку исключение (предоставление допотпуска при ненормированном рабочем дне) относится только к врачу, занимающему одновременно должность руководителя, заместителя руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит оказание психиатрической помощи.
В связи с чем, судом установлено, что санитарка психонаркологического отделения, не является работником, в отношении которого установлены исключения для предоставления дополнительного отпуска.
Согласно приказу № 184 от 15.12.1994 г. Гайдукова Н.П. работает санитаркой в психонаркологическом отделении ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» с 20.12.1994 года, трудовой договор заключен 25.09.2003 г.
Согласно п. 4.1 трудового договора работнику предоставляется 36 часовая рабочая неделя. Согласно п. 4.2 трудового договора, работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней в связи с вредными условиями труда.
Согласно п.1 дополнительного соглашения № 24/11 от 11.01.2011г. данное право за Гайдуковой Н.П. сохранено.
Согласно штатного расписания ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» на 01.01.2016г. в больнице имеется психонаркологическое отделение, которое рассчитано на 17 коек, условное разделение больных на койки: психиатрического профиля 5, наркологического 12. Истец Гайдукова Н.П. является штатным сотрудником данного отделения (л.д. 14,15)
В августе 2015 года в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» была проведена специальная оценка условий труда, 25.08.2015г. составлена Карта № 1050.0131 специальной оценки условий труда, с которой истец Гайдукова Н.П. ознакомлена 17.11.2015г., однако от подписи отказалась, о чем составлен соответствующий акт.
На основании результатов проведенной специальной оценки рабочих мест по условиям труда главным врачом ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» изданы приказы от 02.10.2015г. № 203-од/в и от 27.11.2015г. № 231/1-од/в, которыми произведена отмена предоставления дополнительных отпусков.
Истец Гайдукова Н.П. 20.11.2015 г. была уведомлена об изменении существенных условий трудового договора, что подтверждается соответствующим уведомлением.
С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 117 Трудового кодекса РФ в новой редакции установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Поскольку для указанной в Постановлении Правительства РФ N 482 категории работников специальной нормой предусмотрено предоставление дополнительного отпуска в связи со спецификой их работы с определенного рода контингентом больных, то положения ст. 117 Трудового кодекса РФ не подлежат применению, что соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2013 г. N 135-О.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В силу статьи 8 Трудового кодекса РФ нормы локальных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению.
В соответствии со статьей 9 Трудового кодекса РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по письменному соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудового кодекса РФ (ст. 72 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Трудового кодекса РФ, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку результаты оценки условий труда от 25.08.2015г. и, как следствие, ст. 117 Трудового кодекса РФ при разрешении настоящего спора не подлежат применению в отношении истца и условий ее труда, то применение ст. 74 Трудового кодекса РФ в качестве основания для изменений условий трудового договора в одностороннем порядке со стороны работодателя, которыми ухудшаются положение работника, также не подлежат применению.
При этом суд считает, что оснований для применения срока исковой давности не имеется, поскольку трудовые отношения с истцом не прекращены, а нарушение права на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска носит длящейся характер и обязанность работодателя по предоставлению ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за 2016 год сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, и в настоящее время им не исполнена. Как следует из сведений личной карточки истца Гайдуковой Н.П. дополнительный отпуск за вредные условия труда в количестве только 3 дней ей был предоставлен 01.09.2016г., с заявлением в прокуратуру о нарушении ее трудовых прав коллектив обратился 15.07.2016г.
Поскольку в соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Указанный способ защиты трудовых прав подлежит применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов работника, требующего их применения. При рассмотрении возникшего спора истцом представлены суду доказательства нарушения трудовых прав Гайдуковой Н.П., поэтому избранный способ защиты будет служить целям восстановления ее нарушенных прав.
Таким образом, приказы главного врача от 02.10.2015г. № 203-од/в и от 27.11.2015г. № 231/1-од/в об отмене в предоставлении ежегодных дополнительных отпусков противоречит трудовому законодательству, в связи с чем требование о признании их незаконными является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Также в силу действующего законодательства, принимая во внимание специальное регулирование вопроса предоставления дополнительных отпусков отдельной категории медицинских работников (в рассматриваемом случае занятым оказанием психиатрической помощи), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным факта проведения специальной оценки условий труда в отношении истца.
При этом суд также принимает во внимание то обстоятельство, что основанием наделения указанной категории медицинских работников дополнительными отпусками является нормативно-правовой акт уполномоченного органа, а не результат оценки условий труда. При наличии специального акта у работодателя отсутствовали основания для проведения в отношении истца специальной оценки условий труда, по результатам которой положение истца было ухудшено.
Вместе с тем, суд считает необходимым в удовлетворении искового требования об обязании ответчика представить дополнительный отпуск отказать по следующим основаниям.
Обязанность сторон доказать основания своих требований или возражений основывается на принципе состязательности сторон, закрепленным в ст. 123 Конституции РФ.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
В судебном заседании установлено, что истец Гайдукова Н.П. с заявлением к ответчику о предоставлении дополнительного отпуска она не обращалась, что подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, а также подтверждается соответствующей справкой № ИС-447.
В связи с чем, поскольку истцом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что она обращалась к работодателю с соответствующими заявлениями о предоставлении дополнительного отпуска в полном объеме и работодателем было ей в этом отказано, в связи с чем она и была вынуждена обратиться в суд за восстановлением нарушенного права путем обязания ответчика предоставить отпуск, учитывая, что предоставление отпуска в силу ст. 122, 123 ТК РФ носит заявительный характер, то суд считает, что ответчиком нарушение прав истца по предоставлению дополнительного ежегодного отпуска за 2016 год в полном объеме на момент вынесения решения суда не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 25.08.2015░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ 02.10.2015░. № 203-░░/░ ░ ░░ 27.11.2015░. № 231/1-░░/░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.05.2017░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.