РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.10.2019 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Маркитановой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-4109/2017 по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Федорову А.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилось в суд указанным административным исковым заявлением к Федорову А.Ю., ссылаясь на то, что в 2014-2015 г. у Федорова А.Ю. в собственности находились следующие объекты налогообложения: автомобили грузовые, ***, марка Фольксваген ***, дата прекращения владения -дата; иные автотранспортные средства, государственный регистрационный знак Р594КР163, марка ЧАЙКА-СЕРВИС 27844S, год выпуска 2011, дата регистрации права дата, дата прекращения владения -дата; автомобили легковые, государственный регистрационный знак *** В соответствии со ст.357 НК РФ ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога, так как на него зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании изложенного, просила взыскать с Федорова А.Ю. сумму задолженности по транспортному налогу за 2014-2015 г.г. в размере 26 525 руб. 00 коп., пени в размере 150 руб. 31 коп.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика -ФИО4 в судебном заседании возражал в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 57 Конституции РФ, 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Согласно п. 1 ст. 17 Кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 45 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ и Законом Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории адрес» собственник транспортного средства является плательщиком транспортного налога.
Согласно сведениям ИФНС по Октябрьскому району г. Самары Федоров А.Ю. в 2014-2015 г.г. являлся собственником транспортных средств: ***
В абз. 1 п. 3 ст. 363 НК РФ указано, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Из материалов дела следует, что административному ответчику было направлено налоговое уведомление №... от дата о необходимости уплаты транспортного налога в размере 26 525 рублей, предоставлен срок для уплаты налога - до дата, что подтверждается копией почтового реестра.
В связи с неоплатой налогоплательщиком налога Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары выставлено требование №... об уплате налога по состоянию на дата, в котором рассчитана сумма задолженности по налогу и предоставлен срок для погашения задолженности – до дата
Из материалов дела следует, что ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обращалось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Федорова А.Ю. задолженности по транспортному налогу, на основании которого мировым судьей вынесен судебный приказ от 13.05.2019г. о взыскании с должника вышеуказанной задолженности по налогу.
Согласно определению мирового судьи судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г. Самары от дата судебный приказ от дата о взыскании с Федорова А.Ю. задолженности по транспортному налогу отменен.
В силу ч.2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании ч.3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Исходя из установленного в требовании об оплате налога срока уплаты транспортного налога за 2014-2015 г.г. (до 03.04.2018 г.) шестимесячный срок для подачи в суд заявления о взыскании налога истек 03.10.2018 г.
Однако с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу административный истец обратился к мировому судье только в мае 2019г., т.е. с нарушением установленного законом срока.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного заявления, в обоснование которого административный истец ссылается на то, что срок пропущен в связи с тем, что инспекцией проводится большой объем работы по взысканию задолженности, а также передачи заявлений в суд о вынесении судебного приказа. В связи с ограниченным промежутком времени у инспекции отсутствовала возможность на подачу заявления в срок.
Между тем, указанные административным истцом причины пропуска срока для обращения с административным иском в суд не могут быть признаны уважительными, поскольку обязанность обращения в суд за взысканием сумм налога возложена на налоговый орган.
Установление в законе срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено, обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Поскольку административным истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, суд отказывает в восстановлении пропущенного процессуального срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований о взыскании с Федорова А.Ю. задолженности по транспортному налогу за 2014-2015 годы.
На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст. 286, ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд с административным иском и в удовлетворении административных исковых требований к Федорову А.Ю. о взыскании транспортного налога за 2014-2015 год.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 11.11.2019 г.
Судья Е.А. Митина