Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-38175/2017 от 08.12.2017

Судья: Рякин С.Е.          Дело № 33-38175/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Мусаева М.А.,

при секретаре Крохиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 декабря 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 19 октября 2017 года по делу по иску Селезневой Е.Н. к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения представителя истицы – Вихрева П.В.,

УСТАНОВИЛА:

Селезнева Е.Н. обратилась с иском к Министерству социального развития Московской области, в котором просила суд признать незаконным отказ ответчика в выдаче удостоверения многодетной семьи Селезневой Е.Н., обязать Министерство социального развития Московской области присвоить статус и выдать удостоверение многодетной семьи Селезневой Е.Н. 18.07.1992 года рождения, признать за многодетной семьей истицы право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Московской области от 12.01.2006 <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

В судебном заседании представитель истца требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признала.

Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 19 октября 2017 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Селезнева Е.Н. является многодетной матерью, состоит в браке с Селезневым Дмитрием Владимировичем с 02.08.2013 года, имеет троих несовершеннолетних детей: Селезневу Екатерину 15.01.2012 года рождения, Селезнева Матвея 07.02.2014 года рождения, Селезневу Анну 01.02.2017 года рождения.

Многодетная семья истицы постоянно проживает в квартире по адресу: Московская область, г. Электрогорск, ул<данные изъяты> собственником которого является Селезнев Д.В. по договору купли-продажи от 30.12.2015 года.

В указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства супруг истицы и двое ее несовершеннолетних детей: Селезнева Екатерина, Селезнев Матвей.

Истица Селезнева Е.Н. и ее младшая дочь Анна зарегистрированы по месту жительства по адресу: Ивановская область, г. Фурманов, ул. <данные изъяты> однако судом установлено, что фактически они проживают в г. Электрогорск Московской области и имеют в вышеуказанной квартире регистрацию по месту пребывания.

Судом сделан правильный вывод о том, что истица и ее несовершеннолетняя дочь преимущественно проживают в составе многодетной семьи в г. Электрогорске, поскольку из материалов дела следует, что Селезнева Е.Н. прикреплена и пользуется медицинскими услугами поликлиники ГБУЗ «Электрогорская городская больница», имеет полис ОМС, оформленный в ООО «СМК РЕСО-Мед» в филиале г. Павловского Посада Московской области, получает детское питание на несовершеннолетнюю дочь Анну в детской кухне в г. Электрогорск Московской области.    Другие дети истицы: Екатерина и Матвей также посещают детские дошкольные учреждения, прикреплены и пользуются медицинскими услугами поликлиники ГБУЗ «Электрогорская городская больница». Младшая дочь Анна зарегистрирована в ЕИС «Зачисление ДОУ», как проживающая в г. Электрогорск и также пользуется медицинскими услугами в г. Электрогорск Московской области.

24.06.2017 года истица Селезнева Е.Н. обратилась с заявлением в отдел социальной защиты населения г. Электрогорска Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи. Однако, 26.06.2017 года ей было отказано в выдаче данного удостоверения с формулировкой, что в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006г. № <данные изъяты> "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" условием назначения и получения мер социальной поддержки многодетной семье является наличие у всех членов многодетной семьи регистрации по месту жительства в Московской области.

Судом первой инстанции данный отказ правомерно признан незаконным, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Закон Московской области от 12.01.2006г. № 1/<данные изъяты> "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации № 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Таким образом, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (в редакции, действовавшей на момент подачи истицей заявления) действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19.

В соответствии со статьей 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).

Согласно пункту 4 статьи 21 Закона меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).

Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016г. № 178/7 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи

В соответствии с пунктом 2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области (далее - Подразделение) или МФЦ лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей до 18 лет, проживающих совместно с ними. Многодетной семье выдается одно удостоверение.

Пунктом 3 установлено, что для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или МФЦ заявление о выдаче удостоверения с приложение перечисленных документов (в том числе, документ, подтверждающий место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей в Московской области.

На основании п. 7 удостоверение не выдается в случае: представления не всех необходимых документов; отсутствия у семьи статуса многодетной.

В случае отказа в выдаче удостоверения родителю (законному представителю) даются письменные разъяснения о причине отказа и порядке его обжалования.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что многодетная семья истицы (включая истицу и младшую дочь Анну) фактически постоянно проживает в г. Электрогорске Московской области, суд обосновано указал, что истица имеет право на получение удостоверения многодетной семьи и получение мер социальной поддержки, предусмотренные Законом Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области".

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на то, что Селезнева Е.Н. является получателем пособия по уходу за ребенком и выплат в связи с рождением детей в территориальном управлении социальной защиты по Фурмановскому району Ивановской области, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оснований для принятия дополнительных доказательств в суде апелляционной инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 19 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-38175/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Селезнева Е.Н.
Ответчики
Министерство социального развития МО
Отдел социальной защиты населения г.Электрогорска Министерство социального развития населения МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
18.12.2017[Гр.] Судебное заседание
20.02.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее