Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2350/2020 ~ М-1807/2020 от 20.05.2020

дело № 2-2350/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2020 года г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Черепановой Л.Н.,

при секретаре Каурине С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты в интересах РФ, УПФР в г. Шахты к Осипову В. Ю., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученной пенсии,

установил:

прокурор г. Шахты обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Согласно справке и выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2013 № 1550062, выданных Бюро № 30-филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 05.12.2014г. Осипову В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Таким образом, признание гражданина инвалидом 2 группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 26.07.2019г. установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой с января 2014г. при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Осипова В.Ю. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования Осипова В.Ю. также отсутствуют.

В МБУЗ «ЦГБ г. Гуково», согласно ответу на запрос, Осипов В.Ю. за медицинской помощью не обращался, в службу медико-социальной экспертизы не направлялся.

Таким образом, информация ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково свидетельствуют о непроведении в отношении Осипова В.Ю. медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», незаконности установления ему группы инвалидности.

Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.

Согласно представленным ГУ УПФР в г. Шахты сведениям, Осипов В.Ю. за период с 05.12.2014г. по 28.02.2019г. получил пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 442 756,88 руб. Добровольно возмещено Осиповым В.Ю. 28 000 руб.

Просил суд признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2013 от 22.10.2014г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 от 22.10.2014г. об установлении Осипову В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания; взыскать с Осипова В.Ю. в пользу ГУ УПФР в <адрес> незаконно полученные за период с 05.12.2014г. по 28.02.2019г. пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 414 765,88 руб.

    Представитель истца, заместитель прокурора г. Шахты Енина Л.Я., в судебное заседание явилась, исковые требования уточнила, в связи с частичной оплатой, просила взыскать с Осипова В.Ю. 410 756,88 руб.

    Представитель истца ГУ УПФР в г. Шахты Ростовской области Черникова Е.В.., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, иск просила удовлетворить.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

    Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, Главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами Главных бюро.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры

и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Согласно п.п. 6, 9 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с п. 13 Правил, гражданам устанавливается: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Согласно п.п. 15, 16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом, в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 этого Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

В соответствие с п. 25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Согласно п. 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).

В соответствии с приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Таким образом, признание гражданина инвалидом (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Судом установлено, что бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» выдало справку и выписку из акта освидетельствования серии МСЭ-2013 от 05.12.2014г. об установлении Осипову В.Ю. 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания

В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 26.07.2019г., в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Осипова В.Ю. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования Осипова В.Ю. также отсутствуют.

В МБУЗ «ЦГБ г. Гуково», т.е. по месту жительства по момент выдачи справки МСЭ, Осипов В.Ю. за медицинской помощью не обращался, в службу медико-социальной экспертизы для освидетельствования на предмет инвалидности не направлялся. Доказательств того, что он был направлен для прохождения медико-социальной экспертизы другим медицинским учреждением и прошел в установленном законом порядке медико-социальную экспертизу, не имеется.

Таким образом, имеющиеся в деле сведения ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково свидетельствуют о непроведении в отношении Осипова В.Ю. медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» и незаконности установления Осипову В.Ю. группы инвалидности.

На основании выданной выписки из акта освидетельствования Осипов В.Ю. за период с 05.12.2014г. по 28.02.2019г. получил пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 442 756,88 руб., добровольно возмещено Осиповым В.Ю. 32 000 руб., оставшаяся сума ущерба составляет 410 756,88 руб. Данные денежные средства подлежат взысканию с ответчика Осипова В.Ю. в пользу ГУ УПФР в г. Шахты.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Поскольку иск удовлетворен полностью с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. за требование неимущественного характера, по 150 руб. с каждого, и с ответчика Осипова В.Ю. за требование имущественного характера в размере 7307,57 руб. от взысканной суммы 410 756,88 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2013 от 22.10.2014г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 от 22.10.2014г. об установлении Осипову В. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.

    Взыскать с Осипова В. Ю. в пользу ГУ УПФР в г. Шахты незаконно полученные за период с 05.12.2014г. по 28.02.2019г. пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 410 756,88 руб.

Взыскать с Осипова В. Ю. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 7 457,57 руб.

Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 150 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2020г.

Судья Л.Н.Черепанова

2-2350/2020 ~ М-1807/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Шахты в интересах Российской Федерации
УПФР в г. Шахты
Ответчики
Осипов Вячеслав Юрьевич
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Черепанова Лидия Николаевна
Дело на сайте суда
shahtinsky--ros.sudrf.ru
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2020Подготовка дела (собеседование)
04.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2020Дело оформлено
09.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее