Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-12/2020 от 14.02.2020

№12-12/2020

УИД 10RS0008-01-2020-000161-73

РЕШЕНИЕ

04 марта 2020 года                                     г.Медвежьегорск

Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Свинкина М.Л., рассмотрев жалобу Акционерного общества «Прионежская сетевая компания» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 03.02.2020 №10-09/2020/006/052777 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 КоАП Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 03.02.2020 №10-09/2020/006/052777 Акционерное общество «Прионежская сетевая компания» (далее – АО «ПСК») признано виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, АО «ПСК» обжаловало его. Из принесенной жалобы следует, что АО «ПСК» работы непосредственно на водном объекте – озере Долгое в п.Лобское Медвежьегорского района не проводило, границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Долгое в предусмотренном для этого законодательством порядке не установлены. В данной связи полагает, что правила среды обитания или путей миграции водных биологических ресурсов АО «ПСК» нарушены не были, событие вмененного административного правонарушения отсутствует. Просит отменить постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 03.02.2020 №10-09/2020/006/052777, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель АО «ПСК» Екимова А.В. поддержала жалобу, просила ее удовлетворить, выполнение работ АО «ПСК» в 20 метрах от уреза воды озера Долгое в п.Лобское Медвежьегорского района не оспаривала.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Оловянников В.В. полагал жалобу необоснованной, в ее удовлетворении просил отказать. Дополнительно пояснил, что озеро Лобское имеет особо ценное рыбохозяйственное значение, в силу части 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны данного озера составляет 200 метров, водоохранная зона на местности не обозначена, существует в силу закона. Он составлял протокол осмотра территории, при осмотре присутствовал понятой, замер расстояния осуществлялся с помощью рулетки.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив доводы жалобы, а также проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.33 КоАП Российской Федерации нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной объектов животного мира. Любая хозяйственная деятельность должна проводиться с учетом обязательного сохранения среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также обеспечения неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП Российской Федерации, следует понимать любую деятельность, в том числе и хозяйственную, нарушающую правила охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Как следует из диспозиции данной нормы КоАП Российской Федерации, целями статьи являются охрана животного мира с помощью специальных средств защиты среды обитания и путей миграции животных, водных биологических ресурсов, предотвращение самовольного воздействия на сложившиеся популяции животных. Сфера действия данной статьи охватывает разнообразную деятельность производственного характера (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика), оказывающую влияние на среду обитания животных.

Среда обитания и пути миграции животных выступают в качестве предмета административного правонарушения и представляют собой природную среду, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (статья 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»), включающую условия их размножения, нагула, отдыха, выращивания молодняка и иных элементов жизненного цикла, пути миграции, места их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки. Водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (статья 1 Федерального закона «О животном мире»); к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона «О животном мире»).

В части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации среди основных требований к охране водных объектов установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи56 Водного кодекса Российской Федерации проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Применительно к положениям пункта 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» такие виды хозяйственной деятельности, как, например, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Указанная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя, в том числе мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Положениями пунктов 1, 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» так же предписано, что при осуществлении хозяйственной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее – Положение №380), которым определены в том числе такие меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания как предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (пункт 2 Положения).

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в документации в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения (пункт 6 Положения №380).

В силу подпунктов 11 и 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР № 1045 от 15.09.1958, запрещается производить заготовку древесины (кроме заготовок в порядке рубок ухода за лесом, санитарных рубок и допускаемых в порядке, определяемом Советом Министров СССР, лесовосстановительных выборочных рубок) в запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в находящихся на расстоянии менее трех километров от берега водоема лесах в районах расположения заводов и хозяйств по разведению осетровых и лососевых рыб. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин - и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство.

Как следует из материалов дела, АО «ПСК» 31.12.2019 в 09 час. 00 мин. в водоохранной и прибрежной защитной полосе озера Долгое, расположенного в п.Лобское Медвежьегорского района Республики Карелия, допустило проведение работ по вырубке леса под линию электропередач, а также установке опор ЛЭП и монтажу СИП с использованием гусеничной техники в 20 метрах от уреза воды озера Долгое без обеспечения мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, а также без согласования с органом исполнительной власти в области рыболовства (Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству), тем самым нарушив установленные правила охраны среды обитания водных биоресурсов, которые вопреки доводам жалобы распространяют свое действие не только непосредственно на водный объект, но и на установленные в целях их охраны от загрязнения и засорения водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, установленные в соответствии со статьями 56 и 65 Водного кодекса Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Согласно части 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Довод АО «ПСК» относительно отсутствия сведений об установлении в предусмотренном законодательством порядке границы водоохранной зоны и границы прибрежной полосы водного объекта – озера Долгое в п.Лобское Медвежьегорского района, предусмотренных Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 №17, совершенное АО «ПСК» административное правонарушение не умаляет.

Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совмина СССР № 1045 от 15.09.1958, признано утратившим силу в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 80 «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений» с 21.02.2020, на момент вынесения обжалуемого постановления являлось действующим, признание названного нормативного правового акта утратившим силу административную ответственность АО «ПСК» за содеянное не отменяет.

Вина АО «ПСК» в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела.

Доказательств объективной невозможности соблюдения АО «ПСК» установленных правил охраны среды обитания в материалах дела не имеется, какие-либо иные обстоятельства, исключающие его вину в совершении вменяемого правонарушения, судьей не установлены.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

При назначении наказания должностным лицом были учтены конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.33 КоАП Российской Федерации.

Оснований для квалификации правонарушения как малозначительного судья не усматривает, поскольку подобная квалификация может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении материальных последствий правонарушения, но и в игнорировании требований в области охраны окружающей природной среды.

Оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением в виду отсутствия совокупности всех обстоятельств, указанных в статье 3.4 КоАП Российской Федерации, не имеется.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 – 5 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, судьей не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП Российской Федерации, судья

р е ш и л :

постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 03.02.2020 №10-09/2020/006/052777 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 КоАП Российской Федерации, оставить без изменения, а жалобу Акционерного общества «Прионежская сетевая компания» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вручения или получения настоящего решения.

Судья                         М.Л. Свинкина

Полный текст решении изготовлен 04 марта 2020 года

12-12/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Прионежская сетевая компания"
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Свинкина Марина Львовна
Статьи

КоАП: ст. 8.33

Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
14.02.2020Материалы переданы в производство судье
04.03.2020Судебное заседание
06.03.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.03.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
13.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2020Вступило в законную силу
02.07.2020Дело оформлено
02.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее