ДЕЛО № 2а-5561/2021
УИД 36RS0002-01-2021-006420-89
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием истца Романовой М.В., ее представителя – адвоката Шнырева А.М., действующего на основании ордера,
представителя заинтересованного лица – адвоката Зотова Л.А., действующего на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Романовой Марины Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от 21.05.2021 №52-17-6117 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности рассмотреть заявление,
У с т а н о в и л:
Романова Марина Владимировна обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от 21.05.2021 №52-17-6117 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности рассмотреть заявление в месячный срок с момента вступления решения в законную силу с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
В обоснование заявленных требований указав, что обратилась в ДИЗО Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадь 560 кв.м по <адрес>, с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
09.04.2021 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области письмом №52-17-10827 отказал в утверждении представленной схемы расположенного земельного участка на основании п.6 ст. 11.9 ЗК РФ по тем основаниям, что при формировании земельного участка в указанных границах, между испрашиваемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами (№), образуется никому не принадлежащий земельный участок, что приводит к нерациональному использованию земель.
Поскольку земельный участок площадью 109 кв.м был предоставлен на праве аренды без права застройки, что подтверждается постановлением главы администрации Коминтерновского района города Воронежа №473/4 от 23.10.2002, Романова М.В. повторно обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, с приложением документов подтверждающих, что земельный участок находится на праве аренды.
21.05.2021 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области вновь вынес решение об отказе в утверждении схемы на кадастровом плане территории на основании того, что данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета, права и ограничения на него отсутствуют.
В настоящий момент собственник земельного участка по адресу: г. Воронеж, ул. Строителей №15 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области за предоставлением на праве собственности земельного участка площадью 109 кв.м на праве аренды.
Кроме того, на данном участке расположена канализация, таким образом, ДИЗО Воронежской области не обосновал возможность образования самостоятельного земельного участка, не представлены доводы, подтверждающие, что образование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, из которых возможно сформировать самостоятельный участок большей площадью.
Ссылаясь на нормы Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», административный истец полагает, что нарушено ее право на предоставление земельного участка в собственность многодетным семьям, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 7-10).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Кретинин В.П. – собственник смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 70-72).
Административный истец – Романова М.В., ее представитель адвокат Шнырев А.М., действующий на основании ордера (л.д. 19), в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Административный ответчик - ДИЗО Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, согласно поступившей телефонограмме просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 83). В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика - Родина М.Л., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 20, 21), против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные пояснения (л.д. 22-24).
Представитель заинтересованного лица Кретинина В.П. – адвокат Зотов Л.А., действующий на основании ордера (л.д. 77), при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Воронежской области такой порядок установлен Законом Воронежской области №25-ОЗ от 13.05.2008, пунктом 5 статьи 13 которого закреплено право граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Воронежской области в собственность бесплатно.
Установлено и подтверждается материалами дела, что семья Романовой М.В. является многодетной.
01.03.2021 Романова М.В. обратилась с заявлением на имя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка расположенного в кадастровом квартале (№) для многодетной семьи площадью 675 кв.м., в т.ч. 120 кв.м. ограниченного в использовании сетями инженерно – технического обеспечения из категории: земли населенных пунктов, участок по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи. К заявлению приложены: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с масштабом 1:500 (две схемы) и 1:2000 (две схемы); копии паспортных данных Романовой М.В. и Романова И.К.; копии свидетельства о рождении Романова И.К. и Романовой А.К., справка о составе семьи, справка с места учебы Романова И.К. (л.д. 29).
По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области дан ответ, изложенный в письме от 09.04.2021 №52-17-5091з, об отказе Романовой М.В. на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 27-28).
В обоснование отказа ДИЗО Воронежской области в письме сообщено, что при анализе представленной схемы установлено, что при формировании земельного участка в указанных границах, между испрашиваемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами (№), (№) образуется никому не принадлежащий земельный участок, что приводит к нерациональному использованию земель (л.д. 27-28).
27.04.2021 Романова М.В. обратилась с заявлением на имя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором просила повторно рассмотреть и утвердить схему расположения земельного участка расположенного в кадастровом квартале 36:34:0208019 для многодетной семьи площадью 560 кв.м., в т.ч. 31 кв.м. ограниченного в использовании сетями инженерно – технического обеспечения из категории: земли населенных пунктов, участок по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи.
Также Романова М.В. в заявлении указала, что образованный земельный участок между испрашиваемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами (№), принадлежит Федосовой Е.И. согласно постановлению главы администрации Коминтерновского района от 23.10.2002 (№) пункт 3. Образованный участок площадью 109 кв.м. по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет (ДД.ММ.ГГГГ) (№), кадастровый (№), следовательно, данный участок не является бесхозным.
К заявлению приложены: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с масштабом 1:500 (две схемы) и 1:2000 (две схемы); копии паспортных данных Романовой М.В. и Романова И.К.; копии свидетельства о рождении Романова И.К. и Романовой А.К., справка о составе семьи, справка с места учебы Романова И.К., копия кадастрового плана земельного участка (№); копия кадастрового плана земельного участка (№); копия постановления администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№); копия плана земельного участка 364 кв.м. + 109 кв.м.; копия плана земельного участка по <адрес>, 476 кв.м. (л.д. 33-34).
По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области дан оспариваемый ответ, изложенный в письме от 21.05.2021 №52-17-6117, согласно которому сообщено, что по сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования «огород», площадью 109 кв.м., на основании постановления главы администрации Коминтерновского района г. Воронежа был поставлен на государственный кадастровый учет 18.12.2002 с кадастровым номером (№). В настоящее время указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета, права и ограничения на него отсутствуют.
Также Романовой М.В. разъяснено, что ранее ее обращение по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, рассматривался департаментом. В силу п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, руководствуясь пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации письмом департамента от (ДД.ММ.ГГГГ) исх. (№)з был направлен мотивированный ответ.
На сегодняшний день нормы законодательства, регулирующие данный вопрос, не изменились (л.д. 31-32).
Согласно статьям 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является одним из способов их образования.
На основании пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела, а также исходя из результатов выездной проверки земельного участка, площадью 560 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, в кадастровом квартале (№) по <адрес>, проведенной областным государственным бюджетным учреждением Воронежской области «Управление природных ресурсов», следует, что часть земельного участка приблизительной площадью 13 кв. м используется смежными землепользователями (л.д. 43, 44).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.01.2003 собственником земельного участка, кадастровый (№), расположенного по адресу: <адрес>, является Кретинин В.П. (л.д. 78).
Ранее, собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес> являлась (ФИО)9 (л.д. 59), которой постановлением главы администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) передан в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, а также предоставлен в аренду, под огород сроком на 1 (один) год (без права застройки и посадки фруктовых деревьев) земельный участок, прилегающий к задней меже домовладения по адресу: г. по адресу: <адрес>, площадью 109 кв.м. (л.д. 50).
Земельный участок, с разрешенным видом использования «огород», площадью 109 кв.м., на основании указанного постановления главы администрации Коминтерновского района г. Воронежа был поставлен на государственный кадастровый учет 18.12.2002 с кадастровым номером <адрес> (л.д. 47-48). В настоящее время указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета, права и ограничения на него отсутствуют. Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
18.10.2021 Кретинин В.П. обратился с заявлением на имя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес> в связи с перераспределением (л.д. 80-82).
В связи с изложенным, поскольку при формировании испрашиваемого Романовой М.В. земельного участка образуется никому не принадлежащий земельный участок, что ведет к нерациональному использованию земель, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Романовой М.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Романовой Марины Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от 21.05.2021 №52-17-6117 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление об утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.ю2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» - отказать
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 08.11.2021.
ДЕЛО № 2а-5561/2021
УИД 36RS0002-01-2021-006420-89
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием истца Романовой М.В., ее представителя – адвоката Шнырева А.М., действующего на основании ордера,
представителя заинтересованного лица – адвоката Зотова Л.А., действующего на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Романовой Марины Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от 21.05.2021 №52-17-6117 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности рассмотреть заявление,
У с т а н о в и л:
Романова Марина Владимировна обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от 21.05.2021 №52-17-6117 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности рассмотреть заявление в месячный срок с момента вступления решения в законную силу с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
В обоснование заявленных требований указав, что обратилась в ДИЗО Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадь 560 кв.м по <адрес>, с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
09.04.2021 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области письмом №52-17-10827 отказал в утверждении представленной схемы расположенного земельного участка на основании п.6 ст. 11.9 ЗК РФ по тем основаниям, что при формировании земельного участка в указанных границах, между испрашиваемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами (№), образуется никому не принадлежащий земельный участок, что приводит к нерациональному использованию земель.
Поскольку земельный участок площадью 109 кв.м был предоставлен на праве аренды без права застройки, что подтверждается постановлением главы администрации Коминтерновского района города Воронежа №473/4 от 23.10.2002, Романова М.В. повторно обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, с приложением документов подтверждающих, что земельный участок находится на праве аренды.
21.05.2021 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области вновь вынес решение об отказе в утверждении схемы на кадастровом плане территории на основании того, что данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета, права и ограничения на него отсутствуют.
В настоящий момент собственник земельного участка по адресу: г. Воронеж, ул. Строителей №15 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области за предоставлением на праве собственности земельного участка площадью 109 кв.м на праве аренды.
Кроме того, на данном участке расположена канализация, таким образом, ДИЗО Воронежской области не обосновал возможность образования самостоятельного земельного участка, не представлены доводы, подтверждающие, что образование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, из которых возможно сформировать самостоятельный участок большей площадью.
Ссылаясь на нормы Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», административный истец полагает, что нарушено ее право на предоставление земельного участка в собственность многодетным семьям, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 7-10).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21.09.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Кретинин В.П. – собственник смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 70-72).
Административный истец – Романова М.В., ее представитель адвокат Шнырев А.М., действующий на основании ордера (л.д. 19), в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Административный ответчик - ДИЗО Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, согласно поступившей телефонограмме просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 83). В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика - Родина М.Л., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 20, 21), против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные пояснения (л.д. 22-24).
Представитель заинтересованного лица Кретинина В.П. – адвокат Зотов Л.А., действующий на основании ордера (л.д. 77), при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Воронежской области такой порядок установлен Законом Воронежской области №25-ОЗ от 13.05.2008, пунктом 5 статьи 13 которого закреплено право граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Воронежской области в собственность бесплатно.
Установлено и подтверждается материалами дела, что семья Романовой М.В. является многодетной.
01.03.2021 Романова М.В. обратилась с заявлением на имя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка расположенного в кадастровом квартале (№) для многодетной семьи площадью 675 кв.м., в т.ч. 120 кв.м. ограниченного в использовании сетями инженерно – технического обеспечения из категории: земли населенных пунктов, участок по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи. К заявлению приложены: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с масштабом 1:500 (две схемы) и 1:2000 (две схемы); копии паспортных данных Романовой М.В. и Романова И.К.; копии свидетельства о рождении Романова И.К. и Романовой А.К., справка о составе семьи, справка с места учебы Романова И.К. (л.д. 29).
По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области дан ответ, изложенный в письме от 09.04.2021 №52-17-5091з, об отказе Романовой М.В. на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 27-28).
В обоснование отказа ДИЗО Воронежской области в письме сообщено, что при анализе представленной схемы установлено, что при формировании земельного участка в указанных границах, между испрашиваемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами (№), (№) образуется никому не принадлежащий земельный участок, что приводит к нерациональному использованию земель (л.д. 27-28).
27.04.2021 Романова М.В. обратилась с заявлением на имя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором просила повторно рассмотреть и утвердить схему расположения земельного участка расположенного в кадастровом квартале 36:34:0208019 для многодетной семьи площадью 560 кв.м., в т.ч. 31 кв.м. ограниченного в использовании сетями инженерно – технического обеспечения из категории: земли населенных пунктов, участок по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи.
Также Романова М.В. в заявлении указала, что образованный земельный участок между испрашиваемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами (№), принадлежит Федосовой Е.И. согласно постановлению главы администрации Коминтерновского района от 23.10.2002 (№) пункт 3. Образованный участок площадью 109 кв.м. по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет (ДД.ММ.ГГГГ) (№), кадастровый (№), следовательно, данный участок не является бесхозным.
К заявлению приложены: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с масштабом 1:500 (две схемы) и 1:2000 (две схемы); копии паспортных данных Романовой М.В. и Романова И.К.; копии свидетельства о рождении Романова И.К. и Романовой А.К., справка о составе семьи, справка с места учебы Романова И.К., копия кадастрового плана земельного участка (№); копия кадастрового плана земельного участка (№); копия постановления администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№); копия плана земельного участка 364 кв.м. + 109 кв.м.; копия плана земельного участка по <адрес>, 476 кв.м. (л.д. 33-34).
По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области дан оспариваемый ответ, изложенный в письме от 21.05.2021 №52-17-6117, согласно которому сообщено, что по сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования «огород», площадью 109 кв.м., на основании постановления главы администрации Коминтерновского района г. Воронежа был поставлен на государственный кадастровый учет 18.12.2002 с кадастровым номером (№). В настоящее время указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета, права и ограничения на него отсутствуют.
Также Романовой М.В. разъяснено, что ранее ее обращение по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, рассматривался департаментом. В силу п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, руководствуясь пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации письмом департамента от (ДД.ММ.ГГГГ) исх. (№)з был направлен мотивированный ответ.
На сегодняшний день нормы законодательства, регулирующие данный вопрос, не изменились (л.д. 31-32).
Согласно статьям 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является одним из способов их образования.
На основании пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела, а также исходя из результатов выездной проверки земельного участка, площадью 560 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, в кадастровом квартале (№) по <адрес>, проведенной областным государственным бюджетным учреждением Воронежской области «Управление природных ресурсов», следует, что часть земельного участка приблизительной площадью 13 кв. м используется смежными землепользователями (л.д. 43, 44).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.01.2003 собственником земельного участка, кадастровый (№), расположенного по адресу: <адрес>, является Кретинин В.П. (л.д. 78).
Ранее, собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес> являлась (ФИО)9 (л.д. 59), которой постановлением главы администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) передан в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, а также предоставлен в аренду, под огород сроком на 1 (один) год (без права застройки и посадки фруктовых деревьев) земельный участок, прилегающий к задней меже домовладения по адресу: г. по адресу: <адрес>, площадью 109 кв.м. (л.д. 50).
Земельный участок, с разрешенным видом использования «огород», площадью 109 кв.м., на основании указанного постановления главы администрации Коминтерновского района г. Воронежа был поставлен на государственный кадастровый учет 18.12.2002 с кадастровым номером <адрес> (л.д. 47-48). В настоящее время указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета, права и ограничения на него отсутствуют. Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
18.10.2021 Кретинин В.П. обратился с заявлением на имя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес> в связи с перераспределением (л.д. 80-82).
В связи с изложенным, поскольку при формировании испрашиваемого Романовой М.В. земельного участка образуется никому не принадлежащий земельный участок, что ведет к нерациональному использованию земель, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Романовой М.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Романовой Марины Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от 21.05.2021 №52-17-6117 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление об утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.ю2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» - отказать
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 08.11.2021.