Дело № 12-13/2021 года
РЕШЕНИЕ
15 апреля 2021года г.Славск
Судья Славского районного суда Калининградской области Радченко И.И., при секретаре Кротко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации МО «Славский городской округ» об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо администрация МО «Славский городской округ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Славский городской округ» направила в Арбитражный суд Калининградской области заявление об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № №.
ДД.ММ.ГГГГ года вышеуказанное дело передано по подсудности в Славский районный суд.
В своем заявлении администрация МО «Славский городской округ» указала, что ДД.ММ.ГГГГ года врио начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения ФИО3., рассмотрев материалы дела № № об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ), вынес Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ г.
С вынесенным постановлением Администрация не согласна, считает его не законным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как указано в оспариваемом постановлении, в нарушение требований земельного законодательства, Администрацией не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв: на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 39:12:00020101:14, 39:12:020203:22, 39:12:020701:4 (на части земельного участка), 39:12:020702:3, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 39:12:000000:62 (единое землепользование) общей площадью 193,01 га, расположенного в п. Мысовка Славского района Калининградской области; на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 39:12:040508:20, 39:12:040506:13, 39:12:040506:14 (на части не более 60% от общей площади земельного участка), 39:12:040502:6 (часть земельного участка, прилегающая к посевам кукурузы), 39:12:040508:19 площадью 5,45 га, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 39:12:000000:5, расположенного в границах АО «Новое»Славского района Калининградской области.
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 39:12:000000:62 принадлежит на праве общей долевой собственности как муниципальному образованию «Славский городской округ», так и ряду физических лиц. Общее количество участников долевой собственности в праве на земельный участок составляет 70 лиц, в том числе муниципальное образование «Славский городской округ». Доля собственности муниципального образования «Славский городской округ» составляет 2,2 га при общей площади земельного участка 193,01 га.
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 39:12:000000:5 принадлежит на праве общей долевой собственности как муниципальному образованию «Славский городской округ», так и ряду физических лиц. Доля собственности муниципального образования «Славский городской округ» составляет 70/276 при общей площади земельного участка 677,96 га.
Вместе с тем, проверочные мероприятия проведены, только в отношении одного собственника земельного участка - администрации МО «Славский городской округ». Также только в отношении одного собственника вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.
Заявитель просит учесть, что бюджет муниципального образования «Славский городской округ» является дотационным, собственных доходов не достаточно для реализации потребностей муниципалитета. Назначение штрафа в размере от 400 000 рублей создает обстановку, при которой бюджет муниципального образования будет недостаточен для реализации потребностей муниципалитета, не способен исполнять свои функции по решению вопросов местного значения, указанные обстоятельства могут вызвать значительное ухудшение условий проживания граждан на территории муниципального образования «Славский городской округ», стать причиной угрозы жизни и здоровью граждан, невозможность решения вопросов местного значения приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также будет иметь иные неблагоприятные последствия.
Учитывая характер выявленных нарушений, а также, что вред и тяжесть наступивших последствий не представляет существенных нарушений охраняемых общественных правоотношений, принимая во внимание, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Администрация МО «Славский городской округ» просит суд признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 02/39/2020 от 05.10.2020 г., Врио начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления по Калининградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Конашук В.В., признать совершенное правонарушение, в соответствии с ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным и ограничиться устным замечанием. В случае если оснований для признания правонарушения в соответствии с ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным суду не достаточно, просит суд, в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер штрафа ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.
В судебном заседании, представитель администрации МО «Славсий городской округ» по доверенности Хрущев С.А. поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Управление Россельхознадзора по Калининградской области, представили в суд Возражения о заявлению администрации МО «Славский городской округ», в котором просят обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав мнение представителя заявителя- администрации МО «Славский городской округ», изучив материалы дела об административном правонарушении и иные документы, суд приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - это сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, посредством систематического проведения агротехнических, фитосанитарных, и иных мероприятий.
Агротехнические мероприятия - совокупность, научно обоснованных приемов обработки почв, в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Фитосанитарные мероприятия - совокупность, научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений.
Мелиоративные мероприятия - в части проведения культуртехнических работ - расчистка от древесно-кустарниковой растительности.
Согласно п. 3 ч.2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Положения ст.42 ЗК РФ, в частности, обязывают собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков:
-использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
-осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
-выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия, по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в частности:
-соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
-выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ об административных правонарушения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Калининградской области от 22 мая 2020 года № 429, проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации МО «Славский городской округ» по соблюдению земельного законодательства, требований охраны и использования земель на земельных участках сельскохозяйственного назначения, в ходе которой обнаружено достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Письмом Управления от 29.05.2020 № БИ-2545 в Администрацию МО «СГО» направлено требование на предоставление документов (надлежащим образом заверенных копий документов), необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
В ходе проверки было установлено, что Заявителю на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 39:12:000000:62 (единое землепользование) общей площадью 193,01 га (вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), расположенный в п. Мысовка Славского района Калининградской области. Общая долевая собственность МО «СГО» составляет 2,2 га. Дата государственной регистрации права: 15.06.2016, per. №39- 39/005-39/005/010/2016-753/2. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровые номера обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование: 39:12:020101:14 (19,374 га), 39:12:020102:3 (51,0 га), 39:12:020103:22 (71,236 га), 39:12:020701:4 (31,624 га), 39:12:020702:3" (19,776 га) (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.06.2020 № КУВИ-002/2020-2987722).
Документы, подтверждающие наличие в собственности Администрации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:12:000000:62, месте нахождения (географические координаты места нахождения, схематический чертеж (карта-схема расположения)) земельных участков (долей), входящих в состав указанного земельного участка единого землепользования, в рамках проводимой проверки Администрацией МО «СГО» не представлены.
Документы, подтверждающие проведение Администрацией МО «СГО» обязательных агротехнических, фитосанитарных, мелиоративных мероприятий на вышеуказанных земельных участках сельскохозяйственного назначения в адрес Управление не предоставлены.
- с кадастровым номером 39:12:000000:5 (единое землепользование) общей площадью 1 677,9591 га (вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования), расположенный; в границах АО «Новое» Славского района Калининградской области. Общая долевая собственность МО «СГО» составляет 70/276. Дата государственной регистрации права: 05.12.2018, рог. № 39:12:000000:5-39/026/20,18-4. Граница земельного участка не установлена, в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровые номера образованных земельных участков: 39:12:000000:159 (208,3853 га), 39:12:000000:510 (15,0га),39:12:040502:10(33,9529 га),39:12:040502:26 (7,5 га), 39:12:040502:28 (7,5га), 39:12:040503:27 (6,0621га), 39:12:040506:28 (67,3864 га), 39:12:040506:35 (7,5 га), 39:12:040506:36 (24,9 га), 39:12:040506:37 (7,5 га), 39:12:040506:38 (7,47 га), 39:12:040507:185 (7,5 га), 39:12:040508:37 (90,9837 га), 39:12:040508:38 (68,5501га), 39:12:0405,08:39 (21,7204га), 39:12:040508:40, 39:12:040508:47(7,5 га), 39:12:040508:50(7,5 га),39:12:040508:51 (7,5 га), 39:12:040508:52 (7,5 га), 39:12:040506:149 (7,5 га). Сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:12:040508:40 в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений отсутствуют (Выписка из ЕГРН от 25.06.2020 № КУВИ-002/2020-4709424). Кадастровые номера обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование: 39:12:040501:28 (51,3008 га), 39:12:040502:6 (146,5 га), 39:12:040506:13 (370,0 га), 39:12:040506:14(41,9379 га), 39:12:040507:22,39:12:040508:19 (5,45 га),39:12:040508:20 (70,2704 га) (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.06.2020 № КУВИ- 002/2020-3873819).
Документы, подтверждающие проведение Администрацией обязательных агротехнических, фитосанитарных, мелиоративных мероприятий на вышеуказанных земельных участках сельскохозяйственного назначения в адрес Управление не предоставлены.
Кроме того, в рамках проводимой проверки, должностными лицами Управления установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 39:12:040502:10,39:12:040503:27,39:12:040506:35,39:12:040506:36,39:12:040508:37, 39:12:040508:38 (установлено 22.06.2020, в ходе проведения визуального осмотра), а также земельные участки с кадастровыми, номерами 39:12:040502:28,39:12:040502:26,39:12:040508:51,39:12:040508:50,39:12:040508:39,39:12:000000:159,39:12:040508:47,39:12:040508:52,39:12:040506:37,39:12:040506:28, 39:12:040506:149, 39:12:000000:510,39:12:040506:38, 39:12:040507:185 (установлено 25.06.2020, после проведения визуального осмотра), образованные из земельного участка с кадастровым номером 39:12:000000:5 (единое землепользование), не относятся к муниципальной собственности (находятся в правообладании иных лиц).
- с кадастровым номером 39:12:000000:80 (единое землепользование) общей площадью 1012,42 га (вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования), расположенный вблизи пос. Прохладное Славского района Калининградской области. Общая долевая собственность МО «СГО» составляет 297/475. Дата государственной регистрации права: 25.05.2020, peг. № 39:12:000000:80-39/021/2020-6. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровые номера обособленных (условных) участков, входящих в единое, землепользование: 39:12:020006:27 (342,0498 га), 39:12:020011:1 (0,742 га), 39:12:020014:14 (346,52 га), 39:12:020016:69 (230,0 га), 39:12:020029:14, 39:12:020031:20 (50,3202 га), 39:12:020604:1(50,99 га). Земельный участок с кадастровым номером 39:12:020029:14, входящий в состав единого землепользования, снят с кадастрового учета 28.10.2014. (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.06.2020 № КУВИ-002/2020-4705 849; Решение Славского районного суда Калининградской области от 05.02.2020, дело № 2-2/2020).
Документы, подтверждающие проведение Администрацией обязательных агротехнических, фитосанитарных, мелиоративных мероприятий на вышеуказанных земельных участках сельскохозяйственного назначения в адрес Управление не предоставлены.
Учитывая, что в ходе проведения проверки, должностными лицами Управления установлен факт нарушения требований земельного законодательства, а именно Администрацией МО «СГО» не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв на земельных участках сельскохозяйственного назначения, принадлежащих администрации МО «СГО» на праве общей долевой собственности, с кадастровыми номерами: 39:12:020101:14,39:12:020102:3,39:12:020103:22,39:12:020701:4 (на части земельного участка), 39:12:020702:3, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 39:12:000000:62 (единое землепользование) общей площадью 193,01 га, расположенного в п. Мысовка Славского района Калининградской области, а также на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:12:040508:20, 39:12:040506:13, 39:12:040506:14 (на части не более 60 % от общей площади земельного участка), 39:12:040502:6 (часть земельного участка, прилегающая к посевам кукурузы), 39:12:040508:19 площадью 5,45 га, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 39:12:000000:5, расположенного в границах АО «Новое» Славского района Калининградской области, администрации МО «Славский городской округ» была предоставлена возможность подать пояснения по результатам проверки с предоставлением документов, подтверждающих ведение сельскохозяйственной деятельности и/или проведения обязательных фитосанитарных, агротехнических и мелиоративных мероприятий.
Однако ни в ходе проведения проверки, ни при рассмотрении должностным лицом Управления материалов проверки и вынесении оспариваемого Постановления Управления, Заявителем не представлены документы, подтверждающие проведение обязательных агротехнических, фитосанитарных, мелиоративных мероприятий на вышеуказанных земельных участках сельскохозяйственного назначении, запрашиваемая должностными лицами Управления информация в связи с проведением контрольно-надзорных мероприятий предоставлялась в неполном/искаженном виде.
На основании вышеуказанных обстоятельств в отношении администрации МО «Славский городской округ» врио начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года вынесено постановление о привлечении администрации к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Учитывая, что проверенные должностным лицом Управления Россельхознадзора по Калининградской области земельные участки принадлежат администрации МО «Славский городской округ», следовательно, администрация должна нести административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, суд читает, что оснований для признания административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется на основании следующего. По итогам проверки было установлено нарушение Заявителем требований земельного законодательства РФ, выразившееся в бездействии, что привело к зарастанию земельных участков сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, что, как следствие, приводит к нарушению экологических систем, потере способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В соответствии со ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В части доводов заявления администрации о снижении размера штрафа, суд считает их обоснованными.
В силу п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 № 919-0-0, положения гл. 4 КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания.
Также, согласно с. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что бюджет МО «Славский городской округ» является дотационным, собственных доходов не достаточно для реализации потребностей" муниципалитета, назначение штрафа в размере от 400 000 рублей создаст обстановку, при которой бюджет муниципального образования будет недостаточен для реализации потребностей муниципалитета, не способен исполнять свои функции по решению вопросов местного значения, указанные обстоятельства могут вызвать значительное ухудшение условий проживания граждан на территории муниципального образования «Славский городской округ», стать причиной угрозы жизни и здоровью граждан, невозможность решения вопросов местного значения приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также будет иметь иные неблагоприятные последствия, суд считает возможным применить в данном случае положения части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизить размер назначенного администрации МО «Слпавский городской округ» административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление врио начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления по Калининградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Конашук В.В. от 05 октября 2020 года в отношении администрации МО «Славский городской округ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Снизить размер назначенного администрации МО «Славский горосдкой округ» административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
В остальной части постановление врио начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления по Калининградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении администрации МО «Славский городской округ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение 10 суток.
Судья – /И.И.Радченко