Судья Уварова И.А. Дело 33-21946/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Цуркан Л.С., Мариуца О.Г.,
при секретаре Крохиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2017 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 3 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Тимофеевой С.Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Тимофеева С.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области о включении в специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периодов работы с 5 июля 1986 года по 18 февраля 1987 года, с 9 марта 1987 года по 9 апреля 1987 года, с 21 апреля 1987 года по 18 сентября 1990 года, с 23 декабря 1990 года по 22 августа 1993 года в должности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии в Городской клинической больнице №13 г.Москвы; периодов нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с 19 сентября 1990 года по 22 декабря 1990 года, с 23 декабря 1990 года по 30 ноября 1991 года, с 23 августа 1993 года по 9 января 1994 года; периодов нахождения в командировках с 19 февраля 1987 года по 8 марта 1987 года, с 10 апреля 1987 года по 20 апреля 1987 года; в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 1 октября 2001 года по 19 октября 2002 года, с 1 февраля 2002 года по 1 марта 2002 года, с 1 апреля 2002 года по 15 апреля 2002 года, с 27 сентября 2002 года по 19 октября 2002 года, с 24 февраля 2012 года по 13 марта 2012 года, с 1 апреля 2012 года по 5 апреля 2012 года; периода учебного отпуска с 1 декабря 2002 года по 9 декабря 2002 года.
Требования мотивировала тем, что периоды работы в должности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии в Городской клинической больнице №13 г.Москвы зачтены ответчиком в календарном исчислении, тогда как характер ее работы соответствовал медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии и должен быть зачтен в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпуске также необоснованно включены в календарном исчислении. Периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации необоснованно не приняты ответчиком в специальный стаж.
Ответчик иск не признал.
Решением Раменского городского суда от 3 марта 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 8 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В ч.4 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «н» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (далее - Список от 29 октября 2002 года №781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 года №781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено медицинским сестрам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе «Наименование учреждений».
Пунктами 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (далее Правила).
На основании п.5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп.«б» п.5 Правил).
Приложением к названным Правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
В пункте 2 перечня наименования структурных подразделений предусмотрены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, в пункте 2 перечня наименования должностей предусмотрена должность - медицинская сестра палатная.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Тимофеева С.Ю. 22 июля 2016 года обратилась в Государственное учреждение – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подп.20 п.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23 сентября 2016 года Тимофеевой С.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием медицинского стажа требуемой продолжительности. Бесспорно учтенный льготный стаж истца составил 25 лет 3 месяца 17 дней.
Периоды работы истца с 5 июля 1986 года по 18 февраля 1987 года (7 мес.13 дн.), с 9 марта 1987 года по 9 апреля 1987 года (1 мес.), с 21 апреля 1987 года по 18 сентября 1990 года (3 года 4 мес.27 дн.), с 23 декабря 1990 года по 22 августа 1993 года (2 года 7 мес. 29 дн.) в должности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии в Городской клинической больнице №13 г.Москвы, а также периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с 19 сентября 1990 года по 22 декабря 1990 года, с 23 августа 1993 года по 9 января 1994 года, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 23 декабря 1990 года по 30 ноября 1991 года, с 1 февраля 1993 года по 22 августа 1993 года включены в календарном порядке, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировках, период учебного отпуска не засчитаны ни в календарном исчислении, ни в льготном.
Разрешая спор, суд установил, что факт работы истца в должности медицинской сестры отделения реанимации интенсивной терапии №2 в Городской клинической больнице №13 г. Москвы подтверждается записями в трудовой книжке, архивными справками. Из представленных в материалы дела штатных расписаний за спорный период, усматривается, что в Городской клинической больнице № 13 в отделении №2 реанимации и интенсивной терапии были предусмотрены должности палатных медсестер. Согласно архивной справке № 6097 от 17 августа 2015 года Тимофеева С.Ю. 13 ноября 1995 года была уволена с должности медицинской сестры палатной отделения реанимации и интенсивной терапии №2.
Таким образом, в трудовой книжке истца не полностью указано наименование ее должности палатной медсестры. Однако данное обстоятельство не может нарушать пенсионных прав истицы, т.к. она не может нести ответственность за правильность ведения трудовой книжки.
Учитывая, что в указанные периоды истец работала в структурном подразделении учреждения здравоохранения в должности, предусмотренной Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, суд зачел периоды её работы в льготном исчислении.
Из архивной справки №6097(1) от 17 августа 2015 года усматривается, что истица находилась в дородовом и послеродовом отпуске с 19 сентября 1990 года по 22 декабря 1990 года, с 23 декабря 1990 года по 30 ноября 1991 года, с 23 августа 1993 года по 9 января 1994 года.
Данные периоды зачтены ответчиком календарно.
Отпуска по беременности и родам в силу ст.255 Трудового кодекса РФ предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», учитывая, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в ст.255 Трудового кодекса РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о том, что вышеуказанные периоды отпусков по беременности и родам подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.27 Постановления от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
До предоставления отпуска по беременностям и родам по случаю рождения ребенка истица работала в должности и учреждении, которые дают основания для исчисления стажа в льготном исчислении.
Ребенок у истицы родился 22 ноября 1990 года. В лицевом счете по зарплате за 1990 год имеются сведения о начислениях по больничным листам по беременности и родам с сентября по декабрь 1990 год. С 23 декабря 1990 года по 22 мая 1992 год предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и с 23 мая 1992 года по 22 ноября 1993 год предоставлялся отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до 3 лет. Второй ребенок у истицы родился 27 октября 1993 года. В лицевых счетах по заработной плате по 1993-1994 годах имеются сведения о начислениях по больничным листам по беременности и родам с 23 августа 1993 года по 9 января 1994 год. С 10 января 1994 года по 27 апреля 1995 год предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и с 28 апреля 1995 года по 27 октября 1996 года предоставлялся отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до 3-х лет. До увольнения 13 ноября 1995 года к работе не приступала.
Учитывая изложенное, спорные периоды дородовых и послеродовых отпусков, а также периоды отпусков по уходу за ребенком суд обоснованно включил в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку отпуск по уходу за первым ребенком начался до 6 октября 1992 года. Второй ребенок родился в период нахождения истицы в отпуске по уходу за первым ребенком. Таким образом, вышеназванные спорные периоды нахождения истицы в дородовом и послеродовом отпуске и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком следует зачесть в льготном исчислении.
Включая медицинский стаж периодов нахождения в командировках для работы в здравпункте в период проведения ХVIII съезда профсоюзов и в период работы ХХ съезда ВЛКСМ с 19 февраля 1987 года по 8 марта 1987 года, с 10 апреля 1987 года по 20 апреля 1987 года, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд привел в системном толковании положения действовавших в спорные периоды ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 9 августа 2001 года №314 «О порядке получения квалификационных категорий», ст.69, п.2 ч.1 ст.72, подп.8 п.1 ст.79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.167, 187, 196 Трудового кодекса РФ, и пришел к правильному выводу о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и в командировках, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Бесспорно учтенный ответчиком медицинский стаж работы истца составил 25 лет 3 месяца 17 дней. При условии зачета спорных периодов льготный медицинский стаж истца будет составлять более 30 лет, что дает Тимофеевой С.Ю. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения, с 22 июля 2016 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца указанных выше спорных периодов, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Каких-либо иных оснований к отмене или изменению постановленного судом решения в апелляционной жалобе не приведено. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 3 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи