Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7351/2018 ~ М-7379/2018 от 23.10.2018

Дело № 2а-7351/18-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2018 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комиссарова Игоря Ивановича об оспаривании протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 № 1/МК, обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском об оспаривании Протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 №1/МК в части установления границ запретной зоны Хвойного лесничества на территории земельного участка, общей площадью 1500 кв.м кадастровым номером , принадлежащего Комиссарову И.И. на праве аренды и расположенного по адресу: <адрес> (пункт 4); восстановить срок на его оспаривание.

Определением от 25.10.2018 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии РК, Хвойное лесничество Министерства обороны РФ – филиал федерального государственного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ (далее – Хвойное лесничество), Администрацию Нововилговского сельского поселения.

В судебном заседании административный истец не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, его представитель Седоева Т.П., действующая на основании доверенности, поддержала заявленное требование, просила восстановить срок для обращения в суд, иск удовлетворить.

Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.

Представитель Хвойного лесничества Кудрин Е.Н., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявленного требования, дополнительно пояснил, что земельный участок Комиссарова И.И. расположен в границах лесных кварталов Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России квартал 208 выдел 23, входит в запретную зону военного объекта Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленную Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1184 ДСП от 08.12.2015.

Иные участники процесса в судебном заседании не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Часть 1 статьи 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).

Из материалов дела следует, что административный истец оспаривает Протокол межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны, № 1/МК от 08 октября 2015 года (далее – Протокол), с административным иском об оспаривании вышеуказанного Протокола Комиссаров И.И. обратился 23.10.2018. Судом установлено, что Комиссаров И.И. узнал о нарушении своих прав только 12.04.2018 в судебном заседании по делу № 2а-2368/2018, после чего оспаривал его в различных инстанциях. В целях реализации права на судебную защиту прав и свобод, гарантированному ст. 46 Конституции Российской Федерации, руководствуясь ч,7 ст.219 КАС РФ, суд полагает срок обращения в суд об оспаривании Протокола пропущен по уважительным причинам и подлежит восстановлению. Отказ в восстановлении срока на обжалование заключения органа местного самоуправления по мотиву пропуска срока будет означать невозможность для административного истца реализовать свое право на судебную защиту, указанные в административном иске обстоятельства подлежат оценке и проверке.

Судом установлено, что Постановлением Администрации Прионежского муниципального района № 944 от 15.08.2008 из земель государственной собственности, находящихся в ведении Администрации Прионежского муниципального района Комиссарову И.И. был передан в аренду сроком на 5 лет земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный в <адрес>, категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства». 29.06.2008 между Комиссаровым И.И. и Администрацией Прионежского муниципального района был заключен договор аренды указанного земельного №3908, 13.11.2008 административному истцу выдано разрешение на строительство индивидуального дома. Постановлением Администрации Нововилговского сельского поселения от 10.05.2017 № 33 жилому дому Комиссарова И.И. с кадастровым номером , расположенному на земельном участке общей площадью 1 500 кадастровым номером , был присвоен адрес: <адрес>.

24.11.2017 Комиссаров И.И. обратился в Министерство имущественных земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 10:20:0030203:108, находящегося в собственности Республики Карелия, без проведения торгов, однако получил отказ, содержащийся в письме № 26143/12.4-21-4 от 21.12.2017, мотивированный тем, что испрашиваемый Комиссаровым И.И. земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте и не предоставляемым в частную собственность, так участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, а именно в запретной зоне военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ.

Не согласившись с отказом Комиссаров И.И. оспорил его в суде. При рассмотрении дела представителем административного истца были получены копии документов из землеустроительного дела по описанию границ объекта землеустройства Запретная зона военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ, а именно: Приказа заместителя Министра обороны РФ № 1184дсп от 08.12.2015 «Об установлении запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Приказ № 1184дсп от 08.12.2015) и Протокола межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны, от 08 октября 2015 года № 1/МК.

Комиссаров И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным вышеуказанного Протокола в части установления границ запретной зоны Хвойного лесничества, на территории земельного участка, общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером , принадлежащего административному истцу на праве аренды и расположенного по адресу: <адрес>.

В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее – Положение). Минобороны России предписано до 1 июня 2014 образовать в соответствии с Положением межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы (пункт 2); Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31 декабря 2015 г. осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением (пункт 3).

Пунктом 16 Положения определено, что решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.

На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта (пункт 21 Положения).

Приказом от 21.11.2015 N 706 Министр обороны Российской Федерации на основании пункта 9 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, наделил заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию расквартирования войск (сил), жилищного, медицинского обеспечения, судебно-правовой работы и контроля финансово-экономической деятельности, полномочиями по принятию в установленном порядке решений об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охраняемой зоны военного объекта.

В соответствии с приведенным порядком и на основании протокола межведомственной комиссии от 08.10.2015 N 1/МК во исполнение указаний постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 заместитель Министра обороны Российской Федерации своим приказом от 8 декабря 2015 г. № 1184дсп в установленном порядке принял решение об установлении запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны. Российской Федерации, расположенного в границах Ленинградской, Вологодской и Мурманской областей и Республики Карелия.

Объект недвижимости с кадастровым номером площадью 5 887 кв. м., Хвойное лесничество Минобороны России, представляет из себя земельный участок площадью 5887 кв. м., в отношении которого проведено межевание и постановка на государственный кадастровый учёт. Указанный земельный участок за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России не закреплён, однако входит в границы Онежского участкового лесничества Минобороны России - то есть в границы военного объекта Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации. На данном земельном участке отсутствуют капитальные здания и сооружения. Межевание земельного участка проведено в интересах Министерства обороны Российской Федерации с целью осуществления функций и задач, поставленных перед Министерством.

Земельный участок гражданина Комиссарова И.И. расположен в границах лесных кварталов Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России квартал 208 выдел 23, что подтверждается выпиской из лесоустроительных материалов Онежского участкового лесничества, схемой расположения границ Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России, следовательно входит в запретную зону военного объекта Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленную Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1184 ДСП от 08.12.2015.

Довод Комиссарова, арендующего земельный участок, расположенный в запретной зоне, о противоречии Протокола межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны, от 08 октября 2015 года № 1/МК пункту 6 Положения в части установления границ запретной зоны Хвойного военного лесничества на территории земельного участка, принадлежащего Комиссарову И.И, поскольку, по его мнению, запретная зона военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ установлена на территории Нововилговского сельского поселения в нарушение правил определения границ, установленных пунктом 6 Постановления Правительства РФ № 405, устанавливающим запрет на распространение границ запретной зоны за пределы внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, за пределы внешнего периметра, является ошибочным, как основанный на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 7 Положения для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 2 Положения военные объекты - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

При таких обстоятельствах перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона является открытым, а значит к данным объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества.

Приказом № 1184дсп от 08.12.2015 установлена запретная зона военного объекта -Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, которое в свою очередь располагается вне границ населенного пункта, в связи с чем установление спорной запретной зоны произведено в соответствии с пунктом 7 Положения и согласуется с требованиями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные, в том числе к территориальным зонам военных объектов и пункта 2 этого же Положения, согласно которым запретная зона является территорией вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен.

При таких обстоятельствах, довод Комиссарова об отсутствии у Минобороны России прав на установление границ запретной зоны за пределами внешнего ограждения или периметра военного объекта, и как следствие о несоответствии приказа заместителя Министра обороны пункту 6 Положения, не основан на положениях действующего законодательства Российской Федерации, а вывод об обратном противоречит как земельному законодательству Российской Федерации, так и целями установления запретной зоны, приведенными в пункте 4 Положения.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Комиссарова И.И.

руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд,

решил:

В удовлетворении административного иска Комиссарова Игоря Ивановича отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 28.11.2018.

2а-7351/2018 ~ М-7379/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комиссаров Игорь Иванович
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Межведомственная комиссия по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований л\органов, выполняющих задачи в
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Администрация Нововилговского сельского поселения
Седоева Татьяна Петровна
Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
23.10.2018Регистрация административного искового заявления
23.10.2018Передача материалов судье
25.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2018Рассмотрение дела начато с начала
25.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2018Судебное заседание
23.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2019Дело оформлено
28.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее