Дело №2-1302/2021
УИД: 26RS0024-01-2021-002106-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 года г.Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хрипкова А.И.,
с участием: старшего помощника прокурора г.Невинномысска – Ворониной О.В.,
представителя истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску – администрации г.Невинномысска – Мирошниченко Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.),
ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску – Филяниной Е.В.,
ее представителей – Костина А.А. и Ледовского А.А., действующих на основании устного заявления в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ,
ответчика по первоначальному иску – Кондратова Р.В.,
представителя Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г.Невинномысска – Замира Е.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску г.Невинномысска к Филяниной Елене Владимировне, Черниковой Виктории Владимировне, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 Кондратову Роману Викторовичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, определении выкупной цены жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием, по встречному иску Филяниной Елены Владимировны к администрации г.Невинномысска, о переселении из ветхого, аварийного жилья с предоставлением в собственность другого жилого помещения, возложении обязанности компенсировать расходы на переезд,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Невинномысска обратилась в Невинномысский городской суд СК с иском, впоследствии уточнив заявленные требования (т.1 л.д.3-8, 183-187), к Филяниной Е.В., Черниковой В.В., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1. и ФИО2 к Кондратову Р.В., об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, определении выкупной цены жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием, указав в обоснование заявленных требований, что ответчики проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> которое на основании заключения межведомственной комиссии №98 от 04.12.2014г. признано аварийным и подлежащим сносу. Собственником данной квартиры является Филянина Е.В.
06.04.2015г. издано постановление администрации г.Невинномысска №918 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
31.08.2016г. Филянина Е.В. как собственник помещения в многоквартирном доме получила требование (письмо администрации г.Невинномысска №3776-01 от 31.08.2016г.) о сносе многоквартирного жилого дома № по <адрес> до 01.08.2017г.
Постановлением Правительства Ставропольского края №126 от 01.04.2019г. г.Невинномысск включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2025 годах».
Собственники помещений, находящихся в аварийных домах, были приглашены в Управление ЖКХ администрации г.Невинномысска для решения вопроса о получении либо выкупной стоимости, либо нового жилого помещения.
13.02.2019г. Филянина Е.В. написала заявление о том, что в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда просит предоставить ей выкупную стоимость в соответствии со ст.32 Жилищного Кодекса РФ.
На основании заключения МВК №98 от 04.12.2014г. издано постановление Главы г.Невинномысска №1699 от 26.10.2020г. «Об изъятии для муниципальных нужд и земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме № по <адрес>.
02.12.2020г. в соответствии с договором № от 30.11.2020г. на оказание услуг по оценке рыночной стоимости недвижимого имущества и технического задания на оценку, ООО «Прайс» выполнены оценочные работы по определению рыночной стоимости недвижимого имущества: двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., этаж <данные изъяты> расположенная по адресу: <адрес>, с целью консультирования заказчика о величине рыночной стоимости объекта оценки для принятия управленческих решений. И согласно отчета об оценке, рекомендованная итоговая величина рыночной стоимости квартиры на 02.12.2020г., с учетом округления, составляет 927990 руб. 40 коп.
При этом, как указывает представитель истца, выкупная цена определяется не в размере стоимости равноценного по площади жилого помещения, а в размере рыночной стоимости изымаемого жилого помещения (то есть с учетом его фактического состояния и состояния многоквартирного дома). При этом, обязанность недостаточности этой суммы для приобретения нового, равноценного по площади имущества, взамен утраченного, в законе не указана.
19.12.2020г. администрацией г.Невинномысска в адрес ответчика направлено сопроводительное письмо №2898-1 и пакет документов, а именно: соглашение о выкупе недвижимого имущества, акты приема-передачи недвижимого имущества в количестве двух экземпляров, копия отчета об оценке № от 02.12.2020г.
Представитель истца, ссылается на положения ч.1 и ч.2 ст.32 ЖК РФ о том, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. А представление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещения или многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
При этом, как указывает представитель истца, в соответствии с ч.6 ст.32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Ссылаясь на положения ч.7 ст.32 ЖК РФ, определяющей механизм определения возмещения за жилое помещение, и ч.9 ст.32 ЖК РФ о том, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда, представитель истца указывает, что согласно пп. «з» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч.7 ст.32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения. Вместе с тем, как следует из содержания ч.5 ст.32 ЖК РФ, в выкупную цену жилого помещения не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения, значительно увеличивающие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в ч.4 ст.32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Представитель истца также ссылается на приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.09.2019г. №553/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на IV квартал 2019 года», который, по его мнению, предназначен для определения в 2019 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Закона РФ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и указывает, что в Ставропольском крае стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений установлена в размере 30526 рублей.
На основании указанных доводов, просил суд изъять для нужд муниципального образования города Невинномысска Ставропольского края жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером № определить выкупную цену жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> возложить на администрацию г.Невинномысска СК обязанность выплатить в связи с изъятием жилого помещения Филяниной Е.В. 927990 руб. 40 коп.; прекратить право собственности ответчика на указанное жилое помещение, в том числе право на общее имущество в многоквартирном жилом доме и земельный участок; прекратить право пользования Филяниной Е.В. и всехъ проживающих с ней членов ее семьи спорным жилым помещением, снять ее и членов ее семьи: Кондратова Р.В., Черникову В.В., ФИО1., ФИО2 регистрационного учета по указанному адресу; признать за муниципальным образованием – городом Невинномысском право собственности на жилое помещение – квартиру № в доме № по <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером № возложить на Филянину Е.В. обязанность предоставить реквизиты для перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение.
Ответчик Филянина Е.В. обратилась в суд со встречным иском к администрации г.Невинномысска (т.1 л.д.132-137), впоследствии уточнив как предмет, так и основания заявленных требований (т.1 л.д.166-171, т.2 л.д.12-17), о переселении из ветхого, аварийного жилья с предоставлением в собственность другого жилого помещения, возложении обязанности компенсировать расходы на переезд.
В обоснование заявленных встречных требований указала, что проживает в спорной квартире, принадлежащей ей на праве собственности. Многоквартирный дом, где расположена ее квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно федеральной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» на 2019-2023г.г., граждане, проживающие в аварийных домах, подлежат переселению в порядке, установленном жилищным законодательством. Дом № по <адрес> включен в программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, подлежит сносу, а проживающие в нем граждане подлежат переселению.
Цитируя выдержки из положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.20026г., в котором определены критерии и основания признания жилого помещения непригодным для проживания, встречный истец указывает, что из правовых норм действующего законодательства следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Ссылаясь на положения ст.ст.2 и 7 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», определяющие понятие места жительства гражданина, а снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится в случае выселения его из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением по решению суда.
Далее, ссылаясь на положения ст.ст.8, 19, 35, 45 и 46 Конституции РФ, и приводя выдержки из различных решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), указывает, что в развитие приведенных конституционных положений Жилищный Кодекс РФ в ст.32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
При этом, ссылаясь на положения ч.8 ст.32 ЖК РФ и п.3 ч.2 ст.16 Закона РФ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», указывает о том, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, а в случае, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения или его выкуп. Региональная программа должна содержать сроки расселения. При этом, в первоочередном порядке подлежат расселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Ответчик (истец по встречному иску) ссылается на правовую позицию, изложенную в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г., согласно которой собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Кроме того, как указывает ответчик (истец), требования к благоустроенности жилого помещения приведены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, и эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектом РФ и муниципальным образованием.
И в связи с тем, что проживание и нахождение в доме №34 по ул.Розы Люксембург в г.Невинномысске создает угрозу ее жизни и здоровью, что полностью противоречит условиям и целям программы, считает выселение из аварийного жилого дома с предоставлением ей другого жилья необходимым условием, обеспечивающим защиту и безопасность ее жизни и здоровья, а также право на жилище, что соответствует нормам жилищного законодательства.
Так, 23.11.2020г. ею в администрацию г.Невинномысска подано заявление о предоставлении взамен двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> – двухкомнатной благоустроенной квартиры, на указанное заявление администрация ответила отказом.
А учитывая обстоятельства дела в совокупности с нормами действующего законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», и определение Верховного Суда РФ от 25.02.2014г. №8-КГПР13-18, полагает, что предложения о предоставлении выкупа или предоставление в связи с переселением из аварийного жилищного фонда другого жилого помещения значительно ухудшающего жилищные условия с точки зрения потребительских свойств жилого помещения, незаконны.
Как полагает ответчик (истец), особенности и порядок выплаты возмещения регламентируются ст.32 ЖК РФ, и об этом говорится и в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014г., и по ее мнению, в выкупную цену входят: рыночная стоимость квартиры, стоимость доле в праве собственности на общее имущество, стоимость доли в праве на земельный участок, компенсация взносов за капитальный ремонт, если они платились, но ремонт не выполнен, убытки в связи с переездом: оплата найма жилья, перевозки вещей, транспортные услуги, возмещение расходов на оплату госпошлин, например, при регистрации пава собственности, на новую квартиру, компенсация упущенной выгоды, если собственнику пришлось досрочно расторгнуть договор найма с квартирантами, стоимость оценочной экспертизы.
При этом, указывая на то, что изъять квартиру в аварийном доме можно в случае, когда изъят земельный участок под многоквартирным домом, и такие действия допускаются для государственных и муниципальных нужд, однако предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе, как с согласия собственника, ответчик (истец) полагает, что сумма компенсации, указанная истцом – администрацией г.Невинномысска, не позволяет приобрести другое жилье, выполнена с нарушением требований ст.32 ЖК РФ и обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ от 29.04.2014г., практики ЕСПЧ, и ухудшает ее положение и лиц, проживающих с нею в спорном жилом помещении.
На основании указанных доводов, просила суд: возложить на администрацию г.Невинномысска обязанность предоставить ей взамен квартиры № в признанном аварийным жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> другое благоустроенное жилое помещение – квартиру (дом) для проживания с составом семьи в пять человек: Филянина В.В., Кондратов Р.В., Черникова В.В., ФИО1. и ФИО2 на территории г.Невинномысска, соответствующее санитарным и техническим требованиям, и соответствующее по размерам жилой площади требованиям законодательства для проживания пяти человек; возложить на администрацию г.Невинномысака обязанность компенсировать расходы, которые будут ею понесены при переезде в предоставленное взамен изымаемого жилого помещения в соответствии со ст.32 ЖК РФ и Обзора судебной практики по делам, связанных с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г.
В судебном заседании представитель истца (ответчика) – администрации г.Невинномысска – Мирошниченко Н.А. заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, с учетом уточненных требований.
При этом, дополнительно пояснила, что на решение о компенсации Филяниной Е.В. за изымаемое жилое помещение в виде выплаты выкупной цены аварийной квартиры послужило ее заявление, поданное в марте 2019 года. В апреле того же года была сформирована целевая адресная программа, в рамках которой выделены денежные средства на ее реализацию. И на тот момент в рамках программы учитывалось, что Филянина Е.В. выразила желание получить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Однако, выкупная цена определяется не в размере стоимости равноценного по площади жилого помещения, а в размере рыночной стоимости изымаемого помещения, а обязанность достаточности этой суммы для приобретения нового равноценного по площади имущества в замен утраченного в законе не указана.
Ответчик (истец) Филянина Е.В., а также ее представители Костин А.А. и Ледовской А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований администрации г.Невиннномысска, настаивая на удовлетворении встречных исковых требований Филяниной Е.В.
Пояснили, что заявление в 2019 году Филянина Е.В. написала в администрацию именно с целью включения в Программу по переселению из аварийного жилого помещения. Однако, на момент написания этого заявления ей не было известно о том, какой способ реализации жилищных прав будет избран, так как она не обладала информацией о размере выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение.
23.11.2020г. Филянина Е.В. обратилась в администрацию г.Невинномысска с заявлением, в котором в качестве способа реализации жилищных прав избрала предоставление другого жилого помещения, на указанное заявление поступил отказ.
При этом, пояснили, что под требованиями о взыскании компенсации за понесенные расходы, связанные с предоставлением другого жилого помещения, они указали те расходы, которые возможно понесет Филянина Е.В. при переезде в другое жилое помещение, предоставленное взамен изымаемого.
Ответчик по первоначальному иску – Кондратов Р.В. в судебном заседании возражал против исковых требований администрации г.Невинномысска, и поддержал встречные требования Филяниной Е.В., по основаниям, указанным в исковых заявлениях, а также в пояснениях Филяниной Е.В. и ее представителей.
Ответчик Черникова В.В., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Черникова О.В. и Черникова О.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в ее отсутствие – по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просив о рассмотрении дела в его отсутствие, а также предоставил письменные отзывы как на исковое заявление, так и на встречные требования (т.1 л.д.110-113, 124-127, 240-241), в которых указывает, что Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации на территории региона Закона РФ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда Ставропольского края и в соответствии с Законом №185-ФЗ, постановлением Правительства СК от 17.06.2013г. №237-п утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017г., целью которой является организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов. Участники Программы выступают муниципальные образования Ставропольского края.
Представитель третьего лица указывает, что порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен Жилищным Кодексом РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006г., и для реализации Программы органами местного самоуправления формируются отдельные адресные списки аварийных многоквартирных домов, на основании которых Министерство формирует заявки и направляет их в Фонд.
В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в Программу, жилищные права собственников жилого помещения в таком случае обеспечиваются в порядке, установленном ст.32 Жилищного Кодекса РФ, то есть, когда собственники жилых помещений в таком доме в установленный срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, и соответственно – об изъятии каждого жилого помещения в аварийном доме путем выкупа.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в Программу, то собственник жилого помещения в таком случае в силу п.3 ст.2 и ст.16 Закона РФ №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, с правом выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Полномочия органов местного самоуправления и министерства обозначены в Постановлении №237-П: министерство подготавливает необходимые документы для подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, а также осуществляет общее руководство и управление реализацией Программы, а иные полномочия, в том числе осуществление переселения граждан из аварийных многоквартирных домов и обеспечение сноса аварийных многоквартирных домов реализуется органами местного самоуправления.
Многоквартирный жилой дом по <адрес>, № в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Мероприятия по расселению дома включены во второй этап краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства СК от 01.04.2019г. №126-п, и в рамках реализации Программы из многоквартирного дома запланировано расселение шести аварийных помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м. Собственники аварийных помещений выбрали несколько способов расселения: получение выкупной стоимости за изымаемое аварийное жилое помещение и предоставление другого жилого помещения взамен аварийного. Собственница квартиры № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в многоквартирном доме, предпочла выкупную стоимость за изымаемое аварийное помещение.
Сумма выкупной стоимости определена в соответствии с отчетом об оценки объекта от 02.12.2020г. № выполненного ООО «Прайс», и составила 927990 руб. 40 коп.
Ссылаясь на положения ч.9 ст.32 ЖК РФ представитель третьего лица указал, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда, а выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч.7 ст.32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. При этом, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость.
По мнению представителя третьего лица, способ переселения из аварийного жилого фонда выбирается собственниками на этапе формирования Программы и финансирование закладывается в зависимости от избранного способа. При этом, изменение собственником жилого помещения способа переселения на этапе реализации программы повлечет дополнительную нагрузку на бюджет, так как в случае приобретения жилого помещения взамен изымаемого может возникнуть ситуация, когда полностью равнозначное изымаемому жилое помещение отсутствует в связи с чем администрацией должно будет приобретаться жилое помещение большей площади, и соответственно, большей стоимости.
На основании указанных доводов просил первоначальные исковые требования администрации г.Невинномысска удовлетворить, в удовлетворении встречных требований отказать.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие представителя третьего лица – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края – по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица – Правительства Ставропольского края, привлеченного к участию в разбирательстве дела на основании определения суда от 18.10.2021г. (т.1 л.д.226-228), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а также представил письменный отзыв на первоначальные и встречные исковые заявления (т.1 л.д.242-243), аналогичный по содержанию отзывам третьего лица – Правительства Ставропольского края.
И с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие представителя третьего лица – Правительства СК – по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представителем Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г.Невинномысска дано письменное заключение в порядке ст.47 ГПК РФ по существу дела (т.2 л.д.51-52), согласно которому жилищно-бытовые условия проживания семьи ответчика в спорном жилом помещении не отвечают требованиям и не пригодны для проживания несовершеннолетних, в связи с чем полагает возможным удовлетворение исковых требований администрации г.Невинномысска в полном объеме, при этом в удовлетворении встречных исковых требований полагает необходимым отказать.
При этом, выступая в прениях, представитель указанного органа Замира Е.А. изложила иную позицию, поддержав позицию, изложенную участвующим в деле прокурором.
Участвующим в деле старшим помощником прокурора г.Невинномысска Ворониной О.В. в порядке ст.45 ГПК РФ дано письменное заключение по существу спора (л.д.53-55), о том, что в материалах дела данных о том, что Филяниной Е.В. избран способ обеспечения жилищных прав в виде предоставления возмещения стоимости жилого помещения, не имеется, а соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, акт приема-передачи недвижимого имущества в установленном порядке обеими сторонами не подписано. Заявление Филяниной Е.В. подано 13.02.2019г. с целью включения в адресную программу по переселению, при этом информацией о том, какой будет размер выкупной стоимости изымаемого жилого помещения, или какое и где будет предоставлено жилое помещение взамен изымаемого, она не обладала, а само обращение в установленном законом порядке и в сроки администрацией г.Невинномысска не рассмотрено. А 23.11.2020г. Филяниной Е.В. подано заявление в администрацию г.Невинномысска о предоставлении ей взамен изымаемого жилого помещения другой двухкомнатной благоустроенной квартиры, которое было рассмотрено и в предоставлении другого жилого помещения отказано.
В связи с чем, полагала, что исковые требования администрации г.Невинномысска подлежат частичному удовлетворению, с отказом в удовлетворении заявленных требований в части выкупа жилого помещения. Также полагала, что заявленные встречные исковые требования в части предоставления другого благоустроенного жилого помещения в г.Невинномысске, состоящего из двух комнат и соответствующего по размерам жилой площади требованиям законодательства для проживания пяти человек и возложении на администрацию г.Невинномысска обязанности компенсировать расходы, которые будут понесены при переезде в предоставленное взамен изымаемого жилое помещение, не подлежат удовлетворению.
Суд, огласив доводы исковых заявлений и встречных исковых заявлений, письменных отзывов третьих лиц, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Положениями ст.8, ч.1 и 2 ст.19, ч.1 и 2 ст.35, ч.1 ст.45, ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантирована свобода экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом.
В силу ч.1 и 3 ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В развитие приведенных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в ст.32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются положениями Закона РФ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Ст.2 названного Закона определено понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда как принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст.32, 86, ч.2 и ч.3 ст.88 Жилищного кодекса РФ.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 названного Закона имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется любыми, не запрещенными законом способами, в том числе и в судебном порядке.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 6, 8-10 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с ч.3 названной нормы государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч.6 ст.32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в ч.4 ст.32 ЖК РФ.
Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимися в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст.32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в ст.32 Жилищного кодекса РФ, в развитие положений ч.3 ст.35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, Филянина Е.В. является собственником жилого помещения – квартиры № площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, в многоквартирном доме № по <адрес>, право на указанное жилое помещение зарегистрировано надлежащим образом, что следует из представленных в материалы дела выписки из ЕГРН (т.1 л.д.90-93, 94-96).
Судом также установлено, что жилой дом по <адрес> на основании акта обследования от 24.06.2014г. (т.1 л.д.25-40), акта обследования №120 от 04.12.2014г. (т.1 л.д.9), заключением Межведомственной комиссии от 04.12.2014г. №98 признан аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.10).
Постановлением администрации г.Невинномысска от 06.04.2015г. №918 (т.1 л.д.42), данный многоквартирный дом определен подлежащим сносу, в связи с чем жилищному отделу администрации г.Невинномысска поручено предъявить собственникам помещений указанного дома требования о его сносе.
При этом, из материалов дела следует, что собственнику квартиры № указанного многоквартирного жилого дома такое требование направлено 31.08.2016г. (т.1 л.д.11).
Вместе с тем, как следует из материалов дела (т.1 л.д.88, 103, 104), в указанном жилом помещении зарегистрированы Филянина Е.В., Кондратов Р.В., Черникова (Филянна) В.В., а также ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанные лица фактически проживают в указанной квартире и на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, что подтверждается актом обследования условий жизни несовершеннолетних от 12.11.2021г., составленным специалистами Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г.Невинномысска (т.2 л.д.7-11).
Разрешая заявленные требования первоначального истца, а также встречные требования, суд исходит из того, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Так, согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
При этом, в силу ч.8 ст.32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда регулируются положениями Закона РФ от 21.06.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которыми установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу ч.3 ст.2, ст.16 Закона РФ от 21.06.2007г. №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что 13.02.2019г. Филяниной Е.В. в администрацию г.Невинномысска подано заявление, в котором она просит в рамках программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилого фонда города предоставить ей выкупную стоимость в соответствии со ст.32 ЖК РФ за ее аварийное жилье (т.1 л.д.21). при этом, в материалы дела не представлено, а судом – не добыто доказательств тому, что указанное заявление рассмотрено органом местного самоуправления в установленных порядке и в сроки.
При этом, из пояснений Филяниной Е.В. и ее представителей в судебном заседании следует, что указанное заявление подано до того, как аварийный жилой дом № по <адрес> был включен в краевую адресную программу, и на момент подачи данного заявления ей не была известна выкупная стоимость жилого помещения.
Многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, был признан аварийным, включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в Ставропольском крае в 2019-2025 годах», на основании Постановления Правительства СК от 01.04.2019г. №126-П. однако, из содержания указанного постановления не следует, что в программу включено непосредственно муниципальное образование, на территории которого находится жилой дом, признанный аварийным, с указанием количества жилых помещений, включенных в программу, и утверждена расселяемая площадь.
И следовательно, Филянина Е.В. как собственник жилого помещения вправе по своему выбору требовать либо выкупа жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения.
Филянина Е.В. на предоставлении им другого жилого помещения, взамен изымаемого о чем предъявил встречные исковые требования.
При этом, из материалов дела следует, что 23.11.2020г. Филяниной Е.В. в администрацию г.Невинномысска подано заявление, согласно которому она выбирает представление ей другого жилого помещения взамен изымаемого. Указанное обращение поступило в орган местного самоуправления 09.12.2020г. (т.2 л.д.5). на указанное обращение Филяниной Е.В. 21.12.2020г. сообщено о том, что 13.02.2019г. способом переселения из аварийного жилья ею выбрана выкупная стоимость, и что 09.12.2020г. в ее адрес направлены для подписания проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, с копией отчета об оценке, которым определена выкупная стоимость (т.2 л.д.6).
Анализируя установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Филянина Е.В., реализуя свое право, установленное ст.32 ЖК РФ, изъявила желание получить другое жилое помещение при переселении из ветхого, аварийного жилья. А соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд с предоставлением выкупной стоимости за изымаемое помещение, соответствующего акта приема-передачи жилого помещения Филяниной Е.В. не подписано.
Таким образом, изъятие у Филяниной Е.В. для нужд муниципального образования спорной квартиры, надлежит путем предоставления ей другого двухкомнатного жилого помещения в собственность, площадью не менее 30,4 кв.м., с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При этом, в части заявленных Филяниной Е.В. требований о представлении ей в собственность взамен изымаемого другого благоустроенного жилого помещения в г.Невинномысске, соответствующего по размерам жилой площади требованиям законодательства для проживания пяти человек, суд исходит из того, что положения ст.32 ЖК РФ, применяемые при разрешении возникшего спора, носят характер компенсации за жилое помещение, подлежащее изъятию как непригодное для проживания, и не направлено на улучшение жилищных условий собственника такого жилого помещения, и законных оснований к удовлетворению заявленных требований в указанной части не имеется.
Оценивая заявленные встречные требования о возложении на администрацию г.Невинномысска обязанности компенсировать расходы Филяниной Е.В., которые будут понесены при переезде в предоставленное взамен изымаемого жилья, суд исходит из того, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч.7 ст.32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Вместе с тем, исходя из заявленных Филяниной Е.В. требований, последняя настаивает на предоставлении ей взамен изымаемого иного жилого помещения.
При этом, по смыслу положений ст.15 ГК РФ, возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. При этом, как разъяснено в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Высшего Арбитражного Суда РФ №4 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами.
Однако, ни в доводах искового заявления, ни в пояснениях по существу дела, сторона встречного истца не определила ни объем таких расходов, ни их стоимость. При этом, ни обоснованного расчета таких расходов, ни иных доказательств в подтверждение заявленных требований, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представила.
С учетом того, что в данном случае производится изъятие спорного жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения, и после предоставления другого жилого помещения право пользования спорной квартирой у ответчиков прекращается, и соответственно, право собственности на жилое помещение Филяниной Е.В. подлежит прекращению, ответчики по первоначальным исковым требованиям обязаны освободить жилое помещение.
В силу п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на выкупаемое имущество переходит к муниципальному образованию.
Относительно заявленного требования о снятии ответчиков с регистрационного учета в спорном жилом помещении, суд учитывает, что в соответствии со ст.7 Закона РФ от 25.06.1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и п.31 раздела 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда. Из чего следует, что принятие решения о снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства, не входит в компетенцию суда.
Таким образом, заявленное требование о снятии ответчиков с регистрационного учета по месту жительства в спорном жилом помещении, суд признает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.15, 17, 35 и 40 Конституции РФ, ст.32 Жилищного Кодекса РФ, ст.16 Закона РФ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст.ст.56, 67-68, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г.Невинномысска к Филяниной Елене Владимировне, Черниковой Виктории Владимировне, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, Кондратову Роману Викторовичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, определении выкупной цены жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием – удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Филяниной Елены Владимировны к администрации г.Невинномысска о предоставлении в собственность другого жилого помещения – удовлетворить частично.
Изъять у Филяниной Елены Владимировны для нужд муниципального образования объект недвижимого имущества – квартиру № площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенную в жилом доме № по <адрес> Ставропольского края, путем предоставления другого жилого помещения в собственность с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Изъять у Филяниной Елены Владимировны в муниципальную собственность городского округа – города Невинномысска объект недвижимого имущества – квартиру № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в жилом доме № по <адрес>
Возложить на администрацию города Невинномысска обязанность предоставить Филяниной Елене Владимировне в собственность вне очереди взамен изымаемому аварийному другое двухкомнатное жилое помещение, площадью не менее 30,4 кв.м., с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Прекратить право собственности Филяниной Елены Владимировны на объект недвижимого имущества – квартиру № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в жилом доме № по <адрес> после предоставления ей другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения.
Признать право муниципальной собственности на жилое помещение квартиру № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в жилом доме № по <адрес> – после предоставления Филяниной Елене Владимировне другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения.
Прекратить права пользования (выселить) Филяниной Елены Владимировны, Черниковой Виктории Владимировны, несовершеннолетних Черникова Олега Витальевича и Черникова Вадима Витальевича, а также Кондратова Романа Викторовича жилым помещением – квартирой № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в жилом доме № по <адрес>, после предоставления Филяниной Елене Владимировне другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований администрации г.Невинномысска – отказать.
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований Филяниной Елене Владимировне в части предоставления другого благоустроенного жилого помещения в г.Невинномысске, состоящего из двух комнат и соответствующего по размерам жилой площади требованиям законодательства для проживания пяти человек, о возложении обязанности компенсировать расходы на переезд – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Невинномысский городской суд Ставропольского края.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 декабря 2021 года.
Судья А.И.Хрипков