Дело № 2-1081/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ежовой К.А.,
при секретаре Жуковой А.Н.,
с участием прокурора Поляковой Е.Ю.,
представителя истцов – Деменевой О.В., действующей на основании ордера,
ответчиков Касьяна О.В., Касьян О.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Коньшиной ФИО14, Проворной ФИО15 (Коньшиной ФИО16), действующей в интересах несовершеннолетней ФИО17, к ФИО18, ФИО19, ФИО20 о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Коньшина А.О. и Проворная Е.А. (Коньшина Е.Л.), действующая в интересах ФИО5, обратились к ответчикам Касьяну О.В., Касьян О.В. и Варовой А.О. с иском о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снятии ответчиков с регистрационного учёта по данному адресу.
В обоснование предъявленных требований истцы указали на то, что они является собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по указанному адресу. В жилом доме зарегистрировано место жительства ответчиков. Между ними и ответчиками заключался предварительный договор купли – продажи жилого дома и земельного участка. В срок, установленный предварительным договором (не позднее ДД.ММ.ГГГГ), основной договор не был заключён, то есть обязательства, предусмотренные предварительным договором, являются прекращёнными. Иное соглашение между ними и ответчиками о праве пользования жилым домом не заключалось. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> уничтожен пожаром.
Истцы Коньшина А.О. и Коньшина Е.Л., действующая в интересах ФИО5, не явились в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Деменева О.В. просила об удовлетворении предъявленных требований на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, пояснив, что ответчики проживали в жилом доме до пожара.
В судебном заседании Касьяна О.В., Касьян О.В. не согласились с иском, пояснив, что они уплатили денежную сумму в размере 500000 рублей в пользу истцов на основании предварительного договора купли – продажи, в июне 2018 года они намерены сняться с регистрационного учёта по адресу: <адрес>; до пожара, случившегося в жилом доме, они проживали в нём.
Ответчик Варова А.О. не явилась в судебное заседание, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Третьи лица Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю, Отдел по вопросам миграции Отдела МВД России по Пермскому району не направили представителей в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения представителя истцов адвоката Деменевой О.В, ответчиков Касьяна О.В. и Касьян О.В., заключение помощника прокурора, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, распоряжаться им иным образом.
Коньшина ФИО21 и Коньшина ФИО22 являются собственниками жилого дома (кадастровый №) и земельного участка (кадастровый №), расположенных по адресу: <адрес>; 06 июля 2017 года право собственности данных лиц на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выписками из соответствующего реестра, свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.27-30, 56-58).
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со статьёй 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин-собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Аналогичное правило содержится в части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов семьи.
Из письменного предварительного договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, совершённого между Коньшиной А.О., Коньшиной С.И. (Продавцами) и Касьяном О.В., Касьян О.В. (Покупателями), следует:
стороны обязались заключить до ДД.ММ.ГГГГ договор купли – продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, по цене в размере 1000000 рублей (пункты 1 – 3 договора);
Касьян О.В. и Касьян О.В. имеют право пользования жилым домом и земельным участком; Продавцы обязаны зарегистрировать место жительства Касьяна О.В., Касьян О.В. и Варовой А.О. в жилом доме (пункт 4 договора) (л.д.10-12).
Место постоянного жительства Касьяна ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Касьян ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Варовой ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрировано по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ; на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ место жительства Варовой ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрировано по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются домовой книгой, сообщением отдела адресно – справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Пермскому краю (л.д.13-16, 50).
С 27 апреля 2018 года место жительства Варовой А.О. зарегистрировано по адресу: <адрес>, что следует из данных паспорта гражданина Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Деменева О.В. пояснила о том, что ответчики проживали в жилом доме, находящегося по указанному адресу на момент пожара, случившегося в жилом доме.
Данное обстоятельство не отрицалось ответчиками Касьян О.В. и Касьян О.В.
В соответствии с предварительным договором купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, совершённого между Коньшиной А.О., Коньшиной С.И. (Продавцами) и Варовой А.О. (Покупателем), Продавцы обязуются передать в будущем Покупателю жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, по цене в размере 3000000 рублей; основной договор купли – продажи жилого дома и земельного участка подлежит заключению в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ; Касьян О.В., Касьян О.В. и Варова А.О. имеют право пользования жилым домом (л.д.5-8).
Факты заключения указанных договоров не оспаривались представителем истцов и подтверждены ответчиками в судебном заседании.
Согласно положениям закона обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключён либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор (пункт 6 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель истцов адвокат Деменева О.В. и ответчики Касьян О.В., Касьян О.В. не отрицали того, что в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно основной договор купли – продажи жилого дома и земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>, не заключен.
Таким образом, суд находит, что обязательства, предусмотренные предварительным договором купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, являются прекращёнными.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Деменева О.В. и ответчики Касьян О.В., Касьян О.В. пояснили о том, что основной договор купли – продажи жилого дома и земельного участка не заключался между сторонами на основании предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ, их право собственности на указанный объекты не регистрировалось в Едином государственном реестре недвижимости.
Соглашение о расторжении предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ не представлено в суд.
Учитывая, что срок, в который стороны должны заключить основной договор на основании предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ, не истёк, не представлены документы о расторжении данного договора или признании его недействительным, суд находит, что данный предварительный договор фактически предусматривает соглашение о праве ответчиков на пользование указанными объектами недвижимости.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ответчиков возникло право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьёй 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом путём восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации является гибель или уничтожение этого имущества является одним из оснований прекращения права собственности на вещь.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, полностью уничтожен пожаром, случившимся ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, справкой (л.д.19-25, 63).
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается проживание гражданина в жилом помещении (квартире, жилом доме).
Исходя из смысла указанных норм права, суд полагает, что место жительство гражданина располагается в объекте недвижимого имущества и должно совпадать с местом регистрации.
Следовательно, утрата жилым домом свойств объекта гражданских прав в связи с уничтожением пожаром, исключают возможность его использования по назначению и означает прекращение права пользования жилым помещением и неимущественного права гражданина на регистрацию в нём.
В судебном заседании ответчики Касьян О.В., Касьян О.В. пояснили о том, что после пожара, случившегося в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, они и Варова А.О. перестали проживать в данном жилом доме; они проживают по адресу: <адрес>; Варова А.О. проживает по адресу: <адрес>.
Оценивая полученные доказательства, суд считает, что ответчики фактически прекратили пользоваться жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>; ответчики Касьян О.В. и Касьян О.В. заинтересованы исключительно в формальной регистрации места жительства по указанному адресу, а не для проживания в жилом помещении.
Согласно статьям 1 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункту 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, факт регистрации лица по месту жительства является административным актом, наличие или отсутствие которого не может служит основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе права на жилое помещение.
Суд находит, что сохранение формальной регистрации места жительства противоречит действующему законодательству. Наличие регистрации места жительства как обязательное условие сохранения или приобретения права пользования жилым помещением не предусмотрено законом.
При указанных обстоятельствах частичная уплата ответчиками покупной цены за жилой дом и земельный участок на основании предварительного договора купли – продажи не может служить основанием для сохранения права пользования жилым помещением.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органом регистрационного учёта в случае признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Учитывая, что правоотношения по пользованию жилым домом не могут быть сохранены в силу факта уничтожения этого имущества (объект недвижимости утратил свойства объекта права, не может быть использован по назначению), ответчики Касьян О.В. и Касьян О.В. фактически проживают в другом жилом помещении, но имеют регистрацию места жительства в жилом помещении, которое не существует в натуре, суд приходит к выводу о том, что указанные ответчики утратили право пользования таким объектом недвижимости и подлежат снятию с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что ответчик Варова А.О. не проживает в спорном жилом помещении и не имеет регистрации места жительства в нём, суд находит, что права истцов не являются нарушенными ответчиком Варовой А.О., поэтому не имеется правовых оснований для признания данного ответчика утратившим право пользования этим жилым помещением и его снятия с регистрационного учёта.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коньшиной Анны Олеговны, Коньшиной Елены Леонидовны, действующей в интересах несовершеннолетней Коньшиной Софьи Игоревны, к Касьяну ФИО31, Касьян ФИО32, Варовой ФИО33 о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, удовлетворить в части.
Признать Касьяна ФИО34, Касьян ФИО35 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Коньшиной ФИО36, Коньшиной ФИО37, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО5, к Варовой ФИО38 о признании утратившей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета отказать.
Настоящее решение является основанием для снятия Отделом по вопросам миграции отдела МВД России по Пермскому району Касьяна Олега Владимировича, Касьян Ольги Васильевны с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ К.А. Ежова
Справка
Решение принято в окончательной форме 14 мая 2018 года.
Судья /подпись/ К.А. Ежова
Копия верна.
Судья Пермского районного суда К.А. Ежова
подлинник подшит
в гражданском деле № 2-1081/2018
Пермского районного суда Пермского края