№ 2а-1537/2020
73RS0002-01-2019-002459-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ульяновск 16 марта 2020 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Лисовой Н.А.,
при секретаре Герасимове А.В.,
с участием административного истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Василенко Марии Евгеньевны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Михайловой Т.Е., о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, признании постановления о запрете на совершение действий по регистрации незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора, обязании предоставить и направить документы по исполнительному производству,
У С Т А Н О В И Л:
Василенко М.Е. обратилась в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Михайловой Т.Е., о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, признании постановления о запрете на совершение действий по регистрации незаконным, освобождении от уплаты исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора, обязании предоставить и направить документы по исполнительному производству. Требования мотивированы тем, что в отношении Василенко М.Е. возбуждено исполнительное производство №- ИП от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ, после обращения представителя административного истца по доверенности Василенко Т.С. в ОСП № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска. Долг по исполнительному листу составлял 210 030,33 руб. Исполнить решение суда единовременно Василенко М.Е. не представляется возможным в связи с наличием обстоятельств, затрудняющих исполнение указанного решения, а именно: сумма присужденного долга в несколько раз превышает ее ежемесячный доход; у административного истца отсутствуют накопления на банковских депозитных счетах; с ДД.ММ.ГГГГ по условиям трудового договора с ООО «Ветропарки ФРВ» она работает и проживает в арендованной квартире в <адрес>, арендную плату и коммунальные услуги за которую оплачивает из своей зарплаты, работодатель не производит дополнительных выплат за аренду и содержание жилья; административный истец несет ежемесячные обязательные платежи по ранее возникшим обязательствам по оплате кредитов, а также коммунальных услуг в единственном жилье по адресу <адрес>.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение Засвияжского районного суда по гражданскому делу № о взыскании с Василенко К.Ю. в пользу Василенко М.Е. компенсации за долю в квартире, после вступления которого в законную силу будет возбуждено новое исполнительное производство, по которому она будет являться взыскателем, и произведен взаимозачет встречных требований. ДД.ММ.ГГГГ был произведен зачет встречных требований на сумму 80395,20 руб. Сумма долга после зачета составила 129635,13 руб.
Также ДД.ММ.ГГГГ Василенко М.Е. было уплачено 2000 руб. на счет судебных приставов, затем она оплатила ДД.ММ.ГГГГ 2000 руб.; ДД.ММ.ГГГГ 2000 руб.; ДД.ММ.ГГГГ 2000 руб.; ДД.ММ.ГГГГ взыскано с арестованных счетов 100 руб. и 10 руб., ДД.ММ.ГГГГ взыскано 0,04 руб., в дальнейшем с декабря 2019 года перечислено работодателем на счет судебных приставов 12976,54 руб., 3684,89 руб., 18423,47 руб., 10989,58 руб. Задолженность на дату подачи административного иска составляет 75450,71 руб. Таким образом первый добровольный платеж был произведен в пятидневный срок, отведенный законом на добровольное погашение. Также в течение этого срока был произведен зачет встречных требований. В дальнейшем Василенко М.Е. добровольно производила платежи до вынесения приставом постановления о взыскании из заработной платы. Однако по данным Единого портала государственных услуг на ДД.ММ.ГГГГ у административного истца имелась судебная задолженность в размере 152929,37 руб. По данным банка исполнительных производств на официальном сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области http://r73.fssprus.ru сумма имеющейся у Василенко М.Е. задолженности составляла 123525,13 руб., а также исполнительский сбор 14702,12 руб., о чем ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ. На дату подачи настоящего заявления задолженность указана 92125,08 руб., что не соответствует действительности. На запрос Василенко М.Е. через ЕПГУ получен ответ из ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ, из которого ей стало известно о ряде постановлений, вынесенных в ходе исполнительного производства: о наложении ареста на имущество, о запрете на выезд за границу, о взыскании исполнительского сбора, о взыскании заработной платы и др., которые она не получала. При этом в связи с временным пребыванием в другом регионе ДД.ММ.ГГГГ через канцелярию ОСП № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска, Василенко М.Е. было подано заявление о местонахождении, с просьбой отправлять все документы на адрес электронной почты, затем ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет на сайте ФССП Василенко М.Е. было подано заявление № о подписке на сведения о ходе исполнительного производства, а также заявление № о приостановлении исполнительного производства в связи с подачей в суд заявления о рассрочке.
Василенко М.Е. полагает, что она своевременно уведомила судебного пристава- исполнителя о своем местонахождении, приставу были известны ее адрес электронной почты и адрес проживания для направления регистрируемых почтовых отправлений и электронных копий документов, исполнительные документы она не получала, в связи с этим не имела возможности добровольно исполнить их требования или оспорить, представить доказательства, при этом предпринимает все необходимые и достаточные меры для своевременного и полного исполнения решения суда, ее вина в нарушении порядка и сроков исполнительного производства отсутствует.
Постановление о взыскании исполнительского сбора неправомерно, расчет исполнительского сбора произведен неверно. Арест имущества в виде единственного жилья неправомерен. Указанные действия судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу не обжаловались.
С учетом уточнений, просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО7 о взыскании исполнительского сбора; признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО7 об аресте квартиры по адресу: <адрес>; освободить от уплаты исполнительского сбора, либо уменьшить размер исполнительского сбора; обязать ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска, УФССП по Ульяновской области направлять исполнительные документы по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты Василенко М.Е.: <данные изъяты> и письменно представителю по доверенности ФИО5 на адрес: <адрес> порядке и сроки, установленные законодательством; обязать ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска, УФССП России по Ульяновской области предоставить копии всех исполнительных документов по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенных на дату подачи настоящего заявления, письменно на адрес: <адрес>.
Административный истец Василенко М.Е. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО7 в судебном заседании не присутствовала, представила заявление, в котором просит дело рассмотреть в свое отсутствие, указывает, что административные исковые требования не признает в полном объеме. В ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области на исполнении находится исполнительное производство №-ИП от 06.08.2019г., возбужденное на основании исполнительного документа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Засвияжским районным судом г.Ульяновска, вступившего в законную силу 16.07.2019г. о взыскании денежных средств в размере 210 030, 33 руб. с Василенко М.Е. в пользу Василенко К.Ю. ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства судебным приставом- исполнителем вынесено и направлено должнику постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера № по адресу №(FSSPRUS.RU) на основании заявления о подписке на получение сведений о ходе исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ отменены меры по запрету на совершение регистрационных действий в отношении квартиры по адресу: <адрес>, и квартиры по адресу: <адрес>.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области Тимагин Д.А. в судебном заседании не присутствовал, извещался. Ранее в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований Василенко М.Е. просил отказать в полном объеме, пояснив суду, что судебный пристав-исполнитель действовал в строгом соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», заявил ходатайство о пропуске срока обращения с административными исковыми требованиями.
Заинтересованное лицо Василенко К.Ю. в судебном заседании не присутствовал, о дне слушания дела извещался.
С учетом мнения административного истца, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, исполнительное производство №-ИП (оригинал, и копия), суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.121 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст. 219 КАС РФ).
Аналогичная норма содержится в ст. 122 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вступившие в законную силу судебные акты, согласно ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским судом по правам человека, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Принудительное исполнение судебных актов является правовой формой реализации принципа общеобязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и одновременно проявления такого юридического свойства судебного акта как исполнимость. Правовым последствием принудительного исполнения судебного акта является восстановление правового состояния в имущественной (неимущественной) сферах, существовавшего до обращения взыскателя в суд.
На основании частей 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями. Требования к содержанию постановления изложены в ч. 2 указанной статьи.
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. до Федерального закона от 28.12.2013 № 441-ФЗ) предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации – пяти тысяч рублей.
Судом установлено, что 30.07.2019 года в ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области с заявлением о принятии исполнительного документа обратился Василенко К.Ю.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Василенко М.Е. было возбуждено исполнительное производство №№-ИП, предмет исполнения: взыскание имущественного характера в размере 210 030,33 руб. в пользу Василенко К.Ю.
В соответствии с частями 1, 5, 6, 16 статьи 30 указанного Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Как следует из п.п. 2.3 постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Указанное постановление о возбуждении исполнительного производства получено представителем административного истца ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой в самом постановлении.
ДД.ММ.ГГГГ от Василенко М.Е. в адрес ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области поступило заявление о приостановлении исполнительного производства, в связи с подачей Василенко М.Е. заявление о рассрочке исполнения решения суда.
Постановлением ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от 19.08.2019 года в удовлетворении заявления Василенко М.Е. о приостановлении исполнительного производства №-ИП отказано.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от 20.08.2019 г. произведен зачет встречных однородных требований по исполнительным производствам от 06.08.2019г. №-ИП и от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, размер задолженности Василенко М.Е. перед Василенко К.Ю. по исполнительному производству №-ИП составил 129 635,13 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Михайловой Т.Е. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 14 702 руб. 12 коп.
С указанным постановлением Василенко М.Е. не согласна, что послужило основанием для обращения Василенко М.Е. с настоящим административным иском в суд.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе; судебный пристав-исполнитель вправе, среди прочего, взыскивать с должника исполнительский сбор.
Принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" по общему правилу срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу частей 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 7 июня 2014 года, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора (пункт 2.4.1).
Таким образом, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Указанные обстоятельства не нашли свое подтверждение в собранных по делу доказательствах и свидетельствуют о законности оспариваемого постановления.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
На основании ч. 7 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Административный истец просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере, либо уменьшить размер исполнительского сбора, по тем, основаниям, что административный истец с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства предпринимала попытки к его добровольному исполнению. Ввиду проживания в другом городе, она не могла получить постановление и исполнить его.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что граждане могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа и совершил все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, при наличии при этом уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что невыполнение Василенко М.Е. решения суда в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, поскольку административный истец с февраля 2019 года проживает в <адрес>, после получения постановления о возбуждении исполнительного производства представителем истца, судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о зачете встречных обязательств, в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основание для освобождения Василенко М.Е. от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области объявлен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению, а также регистрации ограничений и обременений в отношении имущества, помещение, расположенное по адресу: г.<адрес>, помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
Исходя из положений ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Накладывая запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении имущества в отношении имущества Василенко М.Е., судебный пристав-исполнитель руководствовался положениями статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ и действовал в целях обеспечения надлежащего исполнения должником требований исполнительного документа.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1).
По смыслу приведенных норм при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод административного истца.
В ходе судебного разбирательства права административного истца Василенко М.Е. были восстановлены. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ отменены меры по запрету на совершение регистрационных действий, действий по исключению, а также регистрации ограничений и обременений в отношении имущества, помещение, расположенное по адресу: г.<адрес>, помещение, расположенное по адресу: <адрес>, наложенные постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Василенко М.Е. о признании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвижяскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО7 о запрете на совершение действий по регистрации от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 4 названного закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
При этом, в рамках названного закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, подлежащего взысканию по исполнительному документу, в том числе, денежных средств (статья 68 закона).
Из материалов дела следует, что с момента возбуждения исполнительного производства №-ИП судебным приставом-исполнителем предпринимались меры, направленные на исполнение судебного решения.
Так, после возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного производства выносились постановление о взыскании исполнительского сбора, постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника, постановление о временном ограничении выезда из Российской Федерации, постановление о наложении ареста на имущество должника, постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, постановление о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение, были направлены запросы в регистрационные и иные государственные органы с целью получения информации о должнике, у должника.
Кроме того, анализ положений закона об исполнительном производстве свидетельствует о том, что на судебного пристава-исполнителя действующим законодательством не возлагается обязанность уведомлять взыскателя о ходе производства исполнительных действий.
В силу статьи 50 Закона об исполнительном производстве взыскатель имеет право знакомиться с материалами исполнительного производства, снимать с них копии.
Положениями статьи 24 Закона об исполнительном производстве предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя извещать участников исполнительного производства об исполнительных действиях только в тех случаях, когда такое извещение прямо предусмотрено законом, и не обязывает судебного пристава-исполнителя уведомлять стороны исполнительного производства обо всех исполнительных действиях.
Положениями статьи 12 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.
Между тем, заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования данной нормы нарушены судебным приставом-исполнителем, и Василенко М.Е. как должник, лишен возможности ознакомиться с материалами исполнительного производства, и, если необходимо, делать из них выписки, снимать копии.
Между тем, как отмечает судебный пристав-исполнитель ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП вынесено и направлено должнику постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера № по адресу №FSSPRUS.RU) на основании заявления Василенко М.Е. о подписке на получение сведений о ходе исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в такой ситуации требование Василенко М.Е. о восстановлении нарушенных прав посредством возложения обязанности на ОСП № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска, УФССП по Ульяновской области направлять исполнительные документы по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты Васильенко М.Е<данные изъяты> письменно представителю по доверенности ФИО5 на адрес: <адрес> порядке и сроки, установленные законодательством, а также возложения обязанности на ОСП № по <адрес>, УФССП России по Ульяновской области предоставить копии всех исполнительных документов по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенных на дату подачи настоящего заявления, письменно на адрес: <адрес> не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного выше, оснований для удовлетворения административных исковых требований Василенко М.Е. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО7, о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, признании постановления о запрете на совершение действий по регистрации незаконным, обязании предоставить и направить документы по исполнительному производству, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░7, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 03.10.2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░