18 ноября 2016 года г.Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.В.,
при секретаре Абрамовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коверского сельского поселения к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о признании недействительными и исключении сведений об обременении из государственного кадастра недвижимости,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № от хх.хх.хх г. «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Коверского сельского поселения Олонецкого муниципального района Республики Карелия» в собственность истца был передан земельный участок с кадастровым номером (далее КН) №, расположенный в ...., южная часть кадастрового квартала № и северо-восточная кадастрового квартала №, общей площадью .... кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Право собственности Коверского сельского поселения (далее также - КСП) на указанный земельный участок зарегистрировано хх.хх.хх г..
На основании постановления администрации Олонецкого национального муниципального района (далее также - АОНМР) № от хх.хх.хх г. произведен раздел земельного участка с КН №, образован земельный участок с КН №, площадью .... кв.м. На основании постановления КСП от 10.06.2015г. № путем раздела земельного участка с КН № образован земельный участок с КН №, площадью .... кв.м.
Решениями Совета Коверского сельского поселения от хх.хх.хх г. № «О внесении изменений в Генеральный план Коверского сельского поселения» и № «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Коверского сельского поселения», земельные участки с КН .... площадью .... кв.м., и с КН № площадью .... кв.м., включены в категорию земель - земли населенных пунктов, функциональная зона - жилая застройка. Постановлением АОНМР от хх.хх.хх г. № земельный участок с КН №, площадью .... кв.м., переведен в категорию - земли населённых пунктов. Соответствующие изменения внесены в ГКН. Постановлением истца от хх.хх.хх г. №-п земельный участок с КН №, площадью .... кв.м., переведен в категорию - земли населённых пунктов. Соответствующие изменения внесены в ГКН.
В хх.хх.хх г. гг. истец принимал заявления от граждан, о предоставлении участков в собственность и в аренду. Все граждане предоставили в администрацию поселения заявления и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Администрацией КСП были вынесены постановления о предварительном согласовании предоставления земельных участков из состава земельного участка с КН № путем его раздела: постановление от хх.хх.хх г. №-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка А.», согласно заявлению от хх.хх.хх г.; постановление от хх.хх.хх г. №-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка О.», согласно заявлению от хх.хх.хх г.; постановление от хх.хх.хх г. №-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка Ш.», согласно заявлению от 25.02.2016г.
На земельном участке с КН № также расположен многоквартирный жилой дом, собственники которого обратились в администрацию поселения с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом для определения общей придомовой территории, в связи с чем вынесено постановление администрации КСП от хх.хх.хх г.. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ...., Коверское сельское поселение, ...., кадастровый квартал №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилая застройка». Администрация КСП провела работы по межеванию данного участка с КН № площадью .... кв.м., однако при получении кадастрового паспорта земельного участка от хх.хх.хх г.., выяснилось, что данный земельный участок под многоквартирным домом также обременен - установлено ограничение прав.
Помимо этого, сформированы участки для индивидуального жилищного строительства для проведения торгов в соответствии со ст. 38.15 Земельного кодекса РФ с КН №.
На указанных земельных участках расположены лесные насаждения, которые ранее были закреплены за Министерством обороны РФ на основании Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» и сводного акта о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Карелии от 30.10.1998 г., утв. совместным приказом Минобороны России и Министерства природных ресурсов РФ от 13.04.1999 г. № 86/136.
Несмотря на то, что земельные участки перешли в собственность КСП, переведены в категорию «земли населенных пунктов», до настоящего времени леса на спорных земельных участках состоят на учете в Хвойном лесничестве - филиале ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ.
В хх.хх.хх г. года на земельные участки с КН 10№ было наложено обременение согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.2014 г. № «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» 10.00.2.67, пункт 12 (запретная зона военного объекта). Как истцу устно пояснили в Государственном фонде данных при Управлении Росреестра по РК, обременение наложено в связи с нахождением на участках лесных насаждений, которые состоят на учете в Хвойном военном лесничестве.
В соответствии с п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 405, запретная зона военного объекта - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность с целью обеспечения населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
В соответствии с пунктом 12 указанного постановления Правительства РФ на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Таким образом, в связи с введенным обременением использование территории по ее целевому назначению - для жилой застройки, по мнению истца, стало невозможным.
Между тем, фактически военные объекты на территории КСП давно ликвидированы. Ранее в данном районе имелись объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения согласно Приложению №2 к Приказу заместителя МО РФ № 578 от 05.07.2013 г.), но они фактически не существуют, полностью разрушены, на основании Приказа № 578 были переданы в муниципальную собственность КСП для дальнейшего списания.
Согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405, охранная и запретная зона устанавливаются в отношении военных объектов. Перечень видов имущества, которые могут относиться к военным объектам, указан в данном постановлении в абзаце втором п. 2, при этом к ним относятся: существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. Таких объектов в ведении МО РФ на территории КСП нет. Леса к военным объектам, согласно постановлению, не относятся. Никаких иных военных объектов на спорной территории не имеется.
Кроме того, истец полагает, что с переходом права собственности на спорный земельный участок к нему также перешло право собственности и на лесные насаждения, расположенные на нем. Принадлежность лесного фонда к военному лесничеству предопределяется нахождением данного лесного фонда на землях обороны (п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об обороне»). Леса на спорных участках в настоящее время не находятся на землях обороны, в связи с чем, по утверждению истца, не должны состоять на учете в военном лесничестве, поскольку не имеют военного значения, не предоставлены для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и потому не должны обременять права собственника - сельского поселения на управление и распоряжение земельными участками.
Согласно ч.ч. 3, 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными иконами.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
На основании п. 9 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в ГКН вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на части объекта недвижимости, в объеме сведений, определённых порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Согласно ч. 4 ст. 20 указанного закона с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. При этом федеральными законами не предусмотрена государственная регистрация ограничений (обременений) прав на земельный участок в связи с установлением запретной зоны военных объектов. Тем не менее, наличие в ГКН ограничения использования земель вне зависимости от факта наличия либо отсутствия государственной регистрации обременения значительно ограничивает возможность реализации истцом имеющихся у него правомочий по распоряжению земельными участками в соответствии с Земельным кодексом РФ, а также нарушает права граждан на получение участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, нарушенное право истца может быть восстановлено путём исключения сведений из ГКН о частях земельного участка и об обременениях.
Поскольку Коверское сельское поселение является собственником земельных участков, а администрация КСП в силу Устава муниципального поселения представляет интересы поселения в судах, управляет и распоряжается его имуществом, администрация КСП обратилась с настоящим иском в защиту муниципальной собственности к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ как лицу, осуществляющему в установленном порядке действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ, представление интересов МО РФ в суде в отношении имущества, закрепленного за учреждением, в качестве истца, ответчика и заинтересованного лица, а также ответственному за организацию использования, распределения и учета объектов военной и социальной инфраструктуры в ВС РФ, земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование МО РФ (п. 19 Устава ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ), и Министерству обороны РФ, в пользу которого установлено оспариваемое ограничение.
Истец просит признать недействительным обременение (ограничение) земельных участков с кадастровыми номерами №, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о частях земельных участков и обременениях в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
В судебном заседании представитель истца и третьего лица АОНМР Шишкина Н.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснения по делу,
Представители ответчиков ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, а также представители третьих лиц Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В представленном отзыве на иск ответчик ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации просил в иске отказать.
Выслушав представителя истца и, исследовав материалы дела, суд считает, что производство по гражданскому делу подлежит прекращению, поскольку заявленные исковые требования не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Из п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ следует, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В ч. 3 ст. 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» в случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ.
Проанализировав названные правовые нормы, разграничивающие подведомственность рассмотрения дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, учитывая существо заявленных исковых требований, суд приходит к выводу о том, что настоящий спор между муниципальным образованием «Коверское сельское поселение» и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации является экономическим, т.к. истцом заявлены требования о защите права муниципальной собственности на объекты недвижимости в целях последующего осуществления исполнительно-распорядительных функции в отношении муниципального имущества, в основе спора лежат разногласия экономического характера, возникшие между публично-правовыми образованиями.
Учитывая изложенное, субъектный состав участников спора, суд приходит к выводу, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции; данный спор подлежит разрешению в арбитражном суде в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 27 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 134, 220, 224, 225 ГПК РФ, суд
определил:
Прекратить производство по гражданскому делу по иску Коверского сельского поселения к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о признании недействительными и исключении сведений об обременении из государственного кадастра недвижимости.
Разъяснить истцу право на обращение с настоящим с иском в Арбитражный Суд Республики Карелия.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение 15 дней с момента вынесения определения.
Судья А.В. Никитина