Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-732/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области к Борисову Дмитрию Александровичу о взыскании задолженности по налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Борисову Дмитрию Александровичу о взыскании задолженности по налогам, в обоснование заявленных требований указав, что на основании данных, полученных из органов ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения) и ГИМС (Государственной инспекции маломерных судов) и из Управления Росреестра по Самарской области в 2017 г. в собственности административного ответчика находились транспортные средства и имущество, указанные в налоговом уведомлении №55860887 от 29.08.2018.
Налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование об уплате сумм налога, пени, штрафа № 31743 от 18.12.2018, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в сумме 8 168,00 руб.
Поскольку налогоплательщик не произвел оплату в сроки, указанные в налоговом уведомлении, ему были исчислены пени за неуплату транспортного налога в размере 28,66 руб.
15.07.2019 мировой судья судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары вынес судебный приказ о взыскании с Борисова Д.А. суммы неуплаченного налога.
06.09.2019 мировой судья судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары вынес определение об отмене судебного приказа, поскольку от Борисова Д.А. поступило заявление об отмене судебного приказа.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил восстановить срок для подачи административного искового заявления и принять его к производству; взыскать с Борисова Д.А. задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в размере 8 168 руб., а также пени в размере 28,66 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области не явился, извещался надлежащим образом, направил ходатайство, в котором просил дело рассмотреть без его участия.
Административный ответчик Борисов Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по адресу регистрации: <адрес>, однако, судебная корреспонденция возвратилась в суд.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с п. 4 ст. ст. 85, 362 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Вышеуказанные сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию объектов недвижимости, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения предоставляются подразделениями ГИБДД, а территориальные органы ФНС России в виде специально сформированных файлов в формате федеральной информационной системы ГИБДД в соответствии с системой классификации и кодирования объектов учета, принятой в ФИС ГИБДД в соответствии с приказом МВД № 948. ФНС РФ № ММ-3-6/561 от 31.10.2008г. «Об утверждении положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекций и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы».
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Порядок и сроки уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц налога установлены ст.ст. 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплата осуществляется на основании налогового уведомления.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Судом установлено, что на основании данных, полученных из органов ГИБДД и ГИМС и из Управления Росреестра по Самарской области в 2017 г. в собственности Борисова Д.А. находились транспортные средства и имущество, указанные в налоговом уведомлении № 55860887 от 29.08.2018 (л.д. 13-14 том 1).
Налоговый орган исчислил в отношении указанного имущества налогоплательщика транспортный налог за 2017 год и направил налоговое уведомление по почте, в котором сообщал о необходимости уплатить исчисленные суммы налога.
Сведения о наличии требований об оплате налога известны ответчику, по личному заявлению которого от 06.09.2019 отменен судебный приказ мирового судьи (л.д. 7 т.1).
Налоговый орган выставил и направил в адрес налогоплательщика
требование об уплате сумм налога, пени, штрафа № 31743 от 18.12.2018, в котором сообщалось о наличии задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в сумме 8 168,00 руб., пени – 28,66 (л.д. 8 т.1).
В соответствии с п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано по почте либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности.
По сведениям (расчету), представленным МИФНС России № 18 по Самарской области, у Борисова Д.А. имеется задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в размере 8 168 руб., а также пени в размере 28,66 руб. (л.д. 18 т.1).
В соответствии с ч. 1,2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган направивший требование об уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Между тем, в соответствии с ч.6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление).
В данном случае, административный истец обратился в Самарский районный суд г.Самары с требованиями о взыскании с Борисова Д.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере 8 168 руб., а также пени в размере 28,66 руб. с нарушением установленных сроков.
Так, судебный приказ выдан 15.07.2019, отменен определением мирового судьи 06.09.2019 (л.д. 7 т.1), в этот же день судебный приказ направлен почтой в адрес взыскателя и получен инспекций, поскольку приобщен к административному иску.
Административное исковое заявление в Самарский районный суд г.Самары подано согласно штампу 07.05.2020, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока (истек 06 марта 2020 г.).
Сведений об иной дате получения копии определения об отмене судебного приказа Инспекцией не сообщено.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать то, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением и не зависящие от административного истца.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В соответствии с положениями ст. 219, ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока для обращения в суд устанавливается судом независимо от наличия или отсутствия об этом заявления другой стороны.
Доводы представителя административного истца о том, что пропуск срока обращения в суд был вызван администрированием большого количества заявлений на взыскание задолженности по налогам с физических лиц, а также сбором необходимого пакета документов для обращения в суд, не являются достаточными и надлежащими основаниями для восстановления срока обращения в суд с заявленными требованиями.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено.
Указанные административным истцом обстоятельства не являются объективно исключающими основаниями возможности своевременного обращения в суд с требованием о взыскании задолженности и зависели от административного истца.
При таких обстоятельствах, не имеется правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании с Борисова Д.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере 8 168,00 руб., пени в размере 28,66 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области о взыскании с Борисова Дмитрия Александровича транспортного налога за 2017 г. в размере 8 168,00 руб., пени в размере 28,66 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.Г. Кривицкая
Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2020 г.