РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» сентября 2021 года г.Похвистнево Самарской области
Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Борисовой В.В., при секретаре Салиховой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1078/2021 по исковому заявлению Бердникова Дмитрия Анатольевича к Государственному учреждению - УПФ РФ в городском округе Похвистнево Самарской области (межрайонное) о включении в период учебы и службы в СА в общий страховой стаж,
у с т а н о в и л:
Бердников Д.А. обратился с иском в суд к Государственному учреждению - УПФ РФ в городском округе Похвистнево Самарской области (межрайонное) о включении в период учебы и службы в СА в общий страховой стаж, указав, что ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ -Управления Пенсионного Фонда РФ в городском округе Похвистнево и муниципальном районе Похвистневский истцу было отказано во включении в трудовой стаж периодов учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Профессионально-техническом училище № г.Похвистнево Куйбышевской области, период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ СО «Центр занятости населения городского округа Похвистнево», в связи с этим нельзя засчитать в 42 летний страховой стаж. Истец считает данный отказ необоснованным и незаконным по следующим основаниям: при оценке пенсионных прав по п.4 ст.30 Закона № 173-ФЗ в общий трудовой стаж учитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре. Как следует из п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» возможность исчисления общего и специального трудового стажа с учетом ранее действовавшего законодательства предусмотрена для возникновения права на трудовую пенсию по старости ранее установленного пенсионного возраста, а не для определения размера пенсии. При этом в подпункте 4 пункта 28 названного Постановления прямо обращено внимание судов, в случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие, при этом действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П «О проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 01.01.2002 в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, возможна по нормам ранее действовавшего законодательства. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Положения ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4. ст. 17 ч. 1, ст. 18 и 19, ст. 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно п.п. 109 п.п. «з», «к» Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03..08.1972 года обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации; служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом Положением установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работающим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда периоды, указанные в подпункте «К» (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в училище, служба в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в общий трудовой стаж, при этом включение данных периодов в специальный стаж возможно при одновременном соблюдении определенных условий, в частности для службы в армии: если ему (времени нахождения в СА) непосредственно предшествовала или после него следовала деятельность, дающая право на пенсию на льготных условиях. Кроме того, согласно ст. 90 Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. Истец полагает, что период обучения Бердникова А.Д. в училище относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий, на момент обучения действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в общий трудовой стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения, а поэтому решение ответчика об отказе Бердникову А.Д. во включении в трудовой стаж периода учебы в образовательном учреждении является незаконным. Закон допускает отнесение к общему трудовому стажу периода обучения в училище, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ. для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в порядке ст. 30 п. 4 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.. Согласно решению ответчика период службы Бердникова А.Д. в рядах Советской Армии не включен ответчиком в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Период службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий. Таким образом, вышеназванный период службы Бердникова А.Д. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Истец просил обязать Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Похвистнево Самарской области (межрайонное) включить в стаж работы период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в профессионально-техническом училище № г.Похвистнево Куйбышевской области.
В судебном заседании истец и его представитель Кузменков В.А. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Похвистнево Самарской области (межрайонное) Захарычева Л.А. в судебном заседании исковые требования истца не признала, по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям:
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Судом установлено, что истец обратился в Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Похвистнево Самарской области (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400- ФЗ.
Решением Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия страхового стажа не менее 42 лет. По мнению ответчика на дату обращения страховой стаж у истца составил 37 лет 06 месяцев 1 день. Право на страховую пенсию по старости у Бердникова Д.А. возникнет в соответствии с ч.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ по достижении возраста 63 года — ДД.ММ.ГГГГ году.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч.ч. 1 и 1.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно представленным документам: военного билета № Бердников Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Советской Армии. В соответствии с дипломом № Бердников Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в профессионально-техническом училище № г.Похвистнево Куйбышевской области.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ.
Таким образом, в целях определения права лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, на страховую пенсию по старости в их страховой стаж включаются:
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Иные периоды, в частности период службы в Советской Армии и период учебы, в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости не включаются.
Соответственно, периоды прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бердникова Д.А. обоснованно Государственным учреждением -Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Похвистнево Самарской области (межрайонное) не включены в его страховой стаж в целях определения его права на назначение страховой пенсии по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ.
При оценке пенсионных прав истца суд пришел к выводу о том, что истцу со стороны ответчика было правомерно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия страхового стажа не менее 42 лет.
Суд полагает, что доводы истца основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с вышеизложенным исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении искового заявления Бердникову Дмитрию Анатольевичу к Государственному учреждению - УПФ РФ в городском округе Похвистнево Самарской области (межрайонное) о включении в период учебы и службы в СА в общий страховой стаж.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции по гражданским делам Самарского областного суда через Похвистневский районный суд в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2021 года.
Судья В.В. Борисова