Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-19022/2020 от 23.07.2020

Судья Букин Д.В. Дело № 33-19022/2020

Уникальный идентификатор дела

50RS0048-01-2019-010698-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Петруниной М.В., Шишкина И.В.,

при секретаре судебного заседания Сегрэ Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа 2020 года апелляционную жалобу Министерства социального развития на решение Химкинского городского суда Московской области от 31 января 2020 года по делу по иску С.Т.И. к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения представителя ответчика, истца,

УСТАНОВИЛА:

С.Т.И. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить меры социальной поддержки ветерану труда по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту фактического проживания в г.Химки Московской области.

В судебном заседании требование истец исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на законность принятого органом социальной зашиты решения в отношении истца.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 31 января 2020 года иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, истец является ветераном труда, зарегистрирована по месту жительства в принадлежащей ей комнате в коммунальной квартире по адресу: <данные изъяты>, при этом истцу также на праве собственности начиная с 06.09.2019 принадлежит жилое помещение (квартира) по адресу: <данные изъяты>.

Из выписки из домовой книги видно, что зарегистрированных лиц в этой квартире не имеется.

Судом обозревалась (без приобщения в материалы дела) выписка по счету по банковской карте в части оплаты товаров и услуг, из которой видно, что продовольственные магазины и аптеки, в которых осуществляются покупки истцом, преимущественно расположены в г.Химки.

Согласно справке ГБУ «МФЦ города Москвы» МФЦ района Тимирязевский истец с 2007 не пользуется мерами социальной поддержки ветерана труда по адресу регистрации: <данные изъяты>.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд исходил из того, что факт постоянного проживания истца в Московской области подтверждается представленными в материалы дела документами, истец не пользуется мерами социальной поддержки по адресу регистрации, в связи с чем, вправе претендовать на гарантированные законом меры социальной поддержки по фактическому месту жительства в принадлежащем ей жилом помещении.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункты 2 и 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, урегулированы Законом Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».

В силу закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 N 1082/46 утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.

В силу п.5 Порядка при обращении за назначением компенсации получателем (представителем) необходимо представить документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области.

Согласно п.30 Порядка снятие получателя с регистрационного учета по месту жительства в Московской области влечет прекращение выплаты.

Согласно ст. 20 ГПК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно ст. 3 Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Между тем регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на иной оценке установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Химкинского городского суда Московской области от 31 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-19022/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сорокина Т.И.
Ответчики
Министерство социального развития Московской области (Химкинское управление социальной защиты населения)
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
05.08.2020[Гр.] Судебное заседание
03.09.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее