Дело № 2-87/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2012 года город Лермонтов
Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Самариной Т.В.
при секретаре Павловой К.Г.
с участием:
представителя заявителя С.Р.В. - по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Шевченко В.Н.,
заинтересованного лица - Садовникова С.В.,
помощника прокурора г. Лермонтова Зеленского А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Р.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации Садовникова С.В. кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва, по одномандатному избирательному округу №,
УСТАНОВИЛ:
С.Р.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова (далее ТИК) от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации Садовникова С.В. кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва, по одномандатному избирательному округу №.
В обоснование своих заявитель требований сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ Садовников С.В. уведомил ТИК г.Лермонтова о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова на досрочных выборах депутатов Совета г.Лермонтова ДД.ММ.ГГГГ, выдвинутым в избирательном объединении. ДД.ММ.ГГГГ постановлением ТИК г.Лермонтова Садовников С.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова. С.Р.В. является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу. С.Р.В. считает решение ТИК г.Лермонтова о регистрации Садовников С.В. кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова не основанным на законе и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст.33 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Садовников С.В. вообще не является кандидатом, так как в нарушение п.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 67) он не принял на себя обязательство в случае избрания прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата. Вместо этого он взял на себя обязательство прекратить деятельность не совместимую со статусом депутата Совета г.Лермонтова. Однако такого статуса в федеральном и краевом законодательстве не существует. Ф3 №67 и все избирательное законодательство является строго формализованным и у избирательных комиссий нет права домысливать, что имел ввиду гражданин, подавая заявление о согласии баллотироваться. Таким образом, в комиссию не поступил документ, предусмотренный п.2 ст.33 Ф3 № 67, что должно было стать основанием для отказа в регистрации Садовникову С.В. кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова на досрочных выборах депутатов Совета г. Лермонтова 04.03.2012 года на основании п.п. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Более того, в связи с тем, что Садовников С.В. не приобрел статуса кандидата на него не распространяются права и обязанности, предусмотренные п. 1.1 ст. 38 ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то есть даже в случае выявления недостатков в документах комиссия не обязана извещать Садовникова С.В. о таких недостатках, а Садовников С.В. - гражданин не имеет права уточнить и внести исправления в представленные документы, а также заменять их. Во-вторых, в соответствии с п.1 ст. 58 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидаты обязаны создавать избирательные фонды в период после письменного уведомления комиссии об их выдвижении и до предоставления документов для их регистрации. Садовникова С.В. указанные документы представил одномоментно и только после этого открыл избирательный счет, то есть создал избирательный фонд. После уведомления комиссии об открытии счета Садовников С.В. никаких документов в комиссию не предоставлял, что подтверждает факт нарушения. Таким образом, на момент регистрации Садовникова С.В. фонд кандидата в порядке и сроки, предусмотренные законом, не был создан. Это обстоятельство является основанием для отказа в регистрации Садовникова С.В. на основании п.п. «ж» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В-третьих, в заявлении о согласии баллотироваться Садовников С.В. в сведениях об основном месте работы указал: Общество с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>». В подтверждение указанных сведений предоставлена справка, в которой указано, что местом работы Садовникова С.В. является Общество с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>» (ООО фирма «<данные изъяты>»), следовательно, имеется документ, оформленный с нарушением требований закона. Это обстоятельство также является основанием для отказа в регистрации Садовникова С.В. на основании п.п. в1) п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В-четвертых, в заявлении о согласии баллотироваться Садовников С.В. в сведениях об основном месте работы указал: Общество с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>», директор. В качестве подтверждения сведений об основном месте работы и занимаемой должности Садовниковым С.В. представлена в ТИК города Лермонтова справка с места работы, подписанная менеджером по кадрам. С.Р.В. считает, что документ, подтверждающий сведения об основном месте работы и занимаемой должности Садовникова С.В. не соответствует требованиям закона и не является документом, так как подписан не надлежащим лицом. От имени юридического лица, без доверенности, вправе действовать только директор юридического лица. Документы, заверяемые печатью организации, подписывает директор. Поскольку ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регулирует публично-правовые отношения, в данном случае не применимы нормы Трудового законодательства, которые являются специальными для трудовых правоотношений. Таким образом, отсутствует документ, подтверждающий сведения указанные в заявлении. Это обстоятельство также является основанием для отказа в регистрации Садовникова С.В. на основании п.п. в), в2) п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Несмотря на очевидные нарушения закона, территориальная избирательная комиссия г.Лермонтова зарегистрировала Садовникова С.В. кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова. Это нарушает избирательные права С.Р.В., так как в соответствии со ст.39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают разными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст.5 ФЗ № 67 граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, основанием для участия в выборах является факт регистрации кандидата в соответствии с требованиями ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В связи с изложенным, очевидно, что регистрация кандидатов должна производиться только в том случае, когда документы, представленные кандидатом для выдвижения и регистрации, соответствуют требованиям закона. Иное применение принципа равенства кандидатов невозможно.
Заявитель С.Р.В. надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства дела в судебное заседание не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель С.Р.В. по доверенности Шевченко В.Н. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица ТИК г.Лермонтова Я.Н.И. надлежаще извещённая о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, в адресованном суду письменном заявлении просила рассмотреть дело в
её отсутствие, при разрешение заявления С.Р.В. полагалась на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Садовников С.В. просил отказать в удовлетворении заявления С.Р.В. по тем основаниям, что указанные заявителем доводы не могут являться основанием для отмены постановления избирательной комиссии. Заявитель считает, что в заявлении достаточно было указать словосочетание «статус депутата», так как из текста заявления и так следует, в какой представительный орган избирается кандидат, то добавление указания «Совета города Лермонтова» никак не влияет на существо обязательства, закрепленного в заявлении, а словосочетание «статус депутата» было указано. Закон формальных запретов на дополнительное указание в заявлении наименования представительного органа не содержит и требований к форме заявления не содержит. Довод о необходимости указания в заявлении обязательства прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата без указания органа, в котором приобретается статус депутата, лишен здравого смысла, ФЗ №67 самостоятельного понятия «статус депутата» не дает. Во всех законах и нормативных актах, регламентирующих деятельность представительных органов в Российской Федерации, понятие статус депутата упоминается применительно к представительному органу, деятельность которого регламентирует данный акт. В соответствии с п.3 ст.34 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Согласно ст.27 Устава г.Лермонтова «представительным органом города Лермонтова является Совет г.Лермонтова. Представительный орган города состоит из пятнадцати депутатов, избираемых по одномандатным округам». Устав определяет статус депутата представительного органа. Устав города статуса депутатов иных органов не предусматривает. Соответственно, он правильно указал как наименование должности - депутат, так и наименование представительного органа Совет города Лермонтова. Кроме того, при заполнении заявления он действовал в строгом соответствие с «Методическими рекомендациями о некоторых особенностях выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов при проведении муниципальных выборов», утвержденных постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 15.07.2010 № 56/805 (в редакции постановления избирательной комиссии Ставропольского края от 07.12.2010 № 67/1002) и использовал рекомендуемые комиссией порядок и формы документов. Как следует из части первой рекомендаций, они разработаны на основе Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», в рамках реализации Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ставропольском крае на 2010 год, утвержденного постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 16.02.2010 года, № 49/730, в целях оказания методической помощи организаторам муниципальных выборов и другим участникам избирательного процесса. Приведенный заявителем довод носит надуманный характер и каких-либо прав заявителя на равное участие его в избирательном процессе не затрагивает. Все участники избирательного процесса, руководствуясь данным документом, находились в равных условиях. Рекомендуемая в приложениях к методическим рекомендациям форма заявления прямо предусматривала необходимость указания в обязательстве прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата точного наименования представительного органа. Что им и было исполнено. Заявителем приводится довод о нарушении им порядка формирования избирательного фонда. В частности, что им при выдвижении были представлены все документы, необходимые для регистрации кандидатом, и он нарушил порядок формирования избирательного фонда - не создал фонд до представления всех документов для их регистрации избирательной комиссией. Он, что данная позиция не соответствует закону и не учитывает специфику избирательного округа, по которому он выдвинут, число избирателей в котором менее пяти тысяч человек. Перечень документов, представляемых для регистрации кандидата, и действия избирательной комиссии при приеме документов для регистрации регламентированы ст.ст. 35, 38, 58 ФЗ РФ № 67. В частности, ст.58 ФЗ РФ № 67 устанавливает, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Однако, при проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Таким образом, после письменного уведомления избирательной комиссии о его выдвижении, для регистрации он был обязан представить один из двух документов: уведомление о том, что избирательный фонд им формироваться не будет, или уведомление о создании собственного избирательного фонда. Закон предоставил возможность такого выбора и период для принятия соответствующего решения и представления документов в избирательную комиссию. Таким образом, в составе документов, представленных для выдвижения, отсутствовал один из документов необходимый для регистрации. Соответственно вопрос о его регистрации до истечения установленного периода с момента выдвижения по момент представления указанных документов не мог быть рассмотрен. Согласно п.24 ст.38 Федерального закона № 67 и в соответствие с п.п. 1.1 п. 1 ст.38 Федерального закона №67 он не был надлежащим образом уведомлен избирательной комиссией о наличии в составе представленных документов, а именно документа, оформленного с нарушением требования закона, что является нарушением п. 1.1 ст.38 Федерального закона №67 ФЗ. Если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона №67, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктами "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктами "6.1" и (или) "6.2" пункта 25, подпунктами "з" и (или) "и" пункта 26 ст.38 Федерального закона». Таким образом, в круг исследуемых обстоятельств по делу в обязательном порядке должен был быть отнесен вопрос о представлении им необходимого документа и исполнении избирательной комиссией обязанности, предусмотренной п. 1.1 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" об уведомлении кандидата о недостатках документа. При этом, отсутствие документа и представление документа, оформленного с нарушением требований закона не идентичные. Законодатель специально вводит самостоятельные нормы и определяет самостоятельные последствия отсутствия документа и представления документа, оформленного с нарушением требования закона, устанавливает возможность замены документа, оформленного с нарушением требования закона. Кроме того не ясно, оспаривается ли заявителем факт указания в заявлении правильного полного наименования организации, в которой он работает, или не оспаривается. Факт представления им справки с места работы в избирательную комиссию заявителем не оспаривается. Создание документа и включение его в документооборот не исключается возможных нарушений. Однако, нарушения, допущенные организацией издавшей документ, не должны влечь нарушение конституционных прав граждан быть избранными в представительные органы власти. Законодателем был введен подпункт "в.1" в п.24 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающий в качестве основания к отказу в регистрации кандидата, - «наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона», т.е. закон предполагает возможность выявления при регистрации ненадлежащих документов. Данная норма закона предусматривает возможность как приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, так и их замены. Не выполнение избирательной комиссией требований пункта 1.1 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предполагает невозможность вынесения ею решения об отказе в регистрации кандидата. Поскольку избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не известила его о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижения и регистрации кандидата документов, она не могла принять решения об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета города Лермонтова. Считает, что решение избирательной комиссии может быть отменено судом, только в случае нарушения избирательного права заявителя (гражданина). Заявитель не указывает, какие его права как гражданина были нарушены избирательной комиссией при принятии решения о регистрации меня кандидатом в депутаты на основании представленных документов, каким образом, представление документа, оформленного, по мнению заявителя, с нарушением требований закона, нарушает его права. Вопрос надлежащего оформления документа, представляемого кандидатом в избирательную комиссию, в сферу интересов другого кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, сам по себе не входит. С учетом вышеизложенной позиции Верховного суда РФ, заявление С.Р.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии по основанию представления кандидатом в депутаты документа, оформленного с нарушением закона, может быть удовлетворено только, если такое нарушение повлекло незаконную возможность для кандидата воспользоваться пассивным избирательным правом, которое у него отсутствовало. Только в этом случае могут быть затронуты права С.Р.В., как кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу. Доказательств этого заявителем не представлено. Основанием к отказу в регистрации кандидата являются наличие документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и иного закона. Таким образом, соответствующие требования к документу должны содержаться в законе. В обоснование своей позиции заявитель не привел норм законов, в силу которого печать не может быть проставлена на документе, исходящем от организации и подписанном лицом, в компетенцию которого входит выдача и изготовление данного вида документов от имени организации. Норм о необходимости проставление оттиска печати на справке с места работы, а также об отсутствии такой необходимости он не приводит. Проставление печати организации на документе, исходящем от организации требований закона не нарушает. С учетом вышеизложенной позиции, считает, что оспариваемое постановление Территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата соответствует требованиям ст.ст. 33,38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Зеленского А.Е., полагавшего, что заявление С.Р.В. подлежит удовлетворению, считает, что заявление С.Р.В. подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как достоверно установлено в судебном заседании, постановлением ТИК г.Лермонтова от 13.01.2012 года № 1/1 назначены досрочные выборы депутатов Совета г. Лермонтова пятого созыва на 04.03.2012 года.
ДД.ММ.ГГГГ Садовников С.В. уведомил ТИК г.Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, как кандидат, выдвинутый от избирательного объединения местного отделения Политической партии «Справедливая Россия» в г.Лермонтове и одновременно представил документы для регистрации его кандидатом, после чего получил разрешение на открытие специального избирательного счета, который был им открыт ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, о чём Садовников С.В. уведомил избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № ТИК г.Лермонтова зарегистрировала Садовникова С.В. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № ТИК г.Лермонтова зарегистрировала С.Р.В. кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами.
В соответствии с п.1 ст.58 ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды в период после письменного уведомления избирательной комиссии об их выдвижении до представления документов для их регистрации.
Садовников С.В. указанные документы представил одновременно и только после этого открыл избирательный счёт, то есть создал избирательный фонд.После уведомления ТИК г.Лермонтова об открытии счета Садовников С.В. никаких документов в комиссию не предоставлял, тем самым нарушил процедуру создания кандидатом предусмотренного законом избирательного фонда. Таким образом, на момент регистрации Садовникова С.В. фонд кандидата в порядке и сроки, предусмотренные законом, не был создан, что является основанием для отказа в регистрации Садовникова С.В.. на основании п.п. «ж» п.24 ст.38 ФЗ №67.
Кроме того, в своём заявлении в ТИК г.Лермонтова о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, Садовников С.В. указал, что «В случае избрания меня депутатом Совета г.Лермонтова пятого созыва обязуюсь прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета г.Лермонтова пятого созыва».
Вместе с тем, в п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указано, что избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
В связи с чем, Садовников С.В. нарушил предусмотренные ст.33 ФЗ №67 условия выдвижения кандидатом, поскольку ни в федеральном, ни в краевом законодательстве не существует статуса депутата Совета г.Лермонтова пятого созыва, поэтому он фактически не принял на себя предусмотренные законом обязательства в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Садовниковым С.В. в ТИК г.Лермонтова, в подтверждение сведений об основном месте работы, занимаемой должности, представлена справка, заверенная менеджером по персоналу, а не директором предприятия. Суд считает, что вместе с указанной справкой заверенной менеджером по персоналу, а не руководителем предприятия, Садовниковым С.В. в ТИК г.Лермонтова, не представлено сведений или документов, подтверждающих полномочия указанного лица удостоверять данную справку.
Поскольку ООО фирма «<данные изъяты>» является юридическим лицом, руководителем которого является - директор (что подтверждается Уставом ООО фирма «<данные изъяты>»), то подписание такого рода документов, достоверность содержащихся сведений в которых не будет вызывать сомнения, возможна лишь директором.
В связи с чем, представление справки с места работы, заверенной менеджером по персоналу без предоставления доверенности директора предприятия, уполномочивающей на такие действия, не допустимо.
В соответствии с постановлением ЦИК России от 23.03.2007 г. № 203/1272-4 «О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что ответственность за представление (либо непредставление) документов о выдвижении и на регистрацию кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствующее оформление представленных документов требованиям законодательства возложена на самого кандидата.
Согласно разъяснений в п.31 Постановления Пленума ВС РФ №5 от 31.03.2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствуют регистрации кандидата.
Пунктом 6 статьи 76 ФЗ №67 предусмотрено, что суд может отменить решение о регистрации кандидата в депутаты по заявлению кандидата в депутаты зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона, а именно:
- п.п. «в.1» п.24 ст.38 ФЗ №67 - наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
- п.п. «ж» п. 24 ст. 38 ФЗ №67 - не создание кандидатом избирательного фонда.
-п.п. «в», «в2» - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
В силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
При таких обстоятельствах, каждое из вышеперечисленных оснований должно
было послужить поводом для отказа Садовникову С.В. в регистрации кандидатом в
депутаты Совета г. Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, следовательно, требования С.Р.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы Садовникова С.В. о том, что указанные в заявлении С.Р.В. обстоятельства не являются нарушениями, влекущими признание регистрации Садовникова С.В. кандидатом недействительной, суд не может принять во внимание,
поскольку избирательное законодательство является строго формализованным. В Федеральном законе отсутствуют понятия значительности либо незначительности, существенности либо несущественности допущенных нарушений.
К доводам Садовникова С.В. о том, что ТИК г.Лермонтова должна была проверить сведения, предоставленные Садовниковым С.В., а также известить его о выявленных нарушениях, суд относится критически, поскольку соответствии с постановлением ЦИК РФ от 23.03.2007 г. № 203/1272-4 ответственность за представление (либо непредставление) документов о выдвижении и на регистрацию кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствующее оформление представленных документов требованиям законодательства возложена на самого кандидата.
Доводы Садовникова С.В. о том, что С.Р.В. не представлены доказательства о его нарушенных избирательных прав заявителя, суд считает несостоятельными, поскольку в ст.39 Федерального закона №67 от 12.06.2002 года, установлено, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Таким образом ТИК г.Лермонтова, зарегистрировав кандидатом в депутаты Садовникова С.В. на основании представленных им сведений и документов, которые не отвечают требованиям закона, непосредственно нарушила избирательные права С.Р.В., зарегистрированного кандидатом депутатом по тому же избирательному округу.
Вместе с тем, суд считает несостоятельным доводы заявителя С.Р.В. и его представителя по доверенности Шевченко В.Н. о том, что в заявлении о согласии баллотироваться Садовников С.В. в сведениях об основном месте работы указал: Общество с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>» и в подтверждение указанных сведений предоставил справку, в которой указано, место работы Общество с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>» (ООО фирма «<данные изъяты>»), по следующим основаниям.
Как видно из исследованного в судебном заседании заявления Садовникова С.В. о регистрации его кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва, им указано основное место работы Общество с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>».
В справке № от ДД.ММ.ГГГГ с места работы Садовникова С.В. указано, что Садовников С.В. работает в Обществе с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>» (ООО фирма «<данные изъяты>»), что подтверждает соответствие и полноту указанных им сведений о месте работы в заявлении в ТИК г.Лермонтова. Согласно представленных в судебное заседание Устава Общества с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>» и Выписки из ЕГРП, полное наименование Общества: - Общество с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>», сокращенное наименование Общества - ООО фирма «<данные изъяты>», что свидетельствует о достоверности указанного в заявлении в ТИК г.Лермонтова Садовниковым С.В. названия основного места работы.
Вместе с тем, заявление С.Р.В. подлежит удовлетворению, по указанным выше обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление С.Р.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации Садовникова С.В. кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва, по одномандатному избирательному округу №- удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации Садовникова С.В. кандидатом в депутаты Совета г.Лермонтова пятого созыва, по одномандатному избирательному округу №.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд.
Председательствующий судья Т.В. Самарина
Решение суда вступило в законную силу 01.03.2012 года.