УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Усова В.Е.
Дело-33- 1985/2012 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
03 июля 2012 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Болбиной Л.В.,
судей Казаковой
М.В., Грудкиной Т.М.,
при секретаре
Атногуловой И.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
Овчинникова В*** П*** на решение
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 05 мая 2012 года, по которому
постановлено:
В удовлетворении исковых требований Овчинникова В***
П*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному
учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о
признании решения незаконным, обязании зачесть периоды работы в специальный
стаж, обязании установить и выплачивать
пенсию по старости - отказать.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Овчинников В.П. обратился в суд
с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному
учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее–
УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска) о
включении военной службы в трудовой стаж и назначении с 01.01.2010 трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
В обоснование иска указал, что на основании решения Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 30.03.2009 ему назначена пенсия за выслугу лет в
связи с работой в летно-испытательном составе гражданской авиации в
соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» от 17.12.2001 № ФЗ-173.
31.12.2009 он обратился в УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска с
заявлением о пересмотре данной пенсии в соответствии с новым
правовым регулированием вопроса назначения пенсии работникам
льготно-испытательного состава, а именно пунктом 6 статьи 37
Федерального закона от 24.07.2009 № ФЗ-213, предусматривающим возможность
установления наряду с пенсией за выслугу
лет трудовой пенсии по старости.
Решением ответчика от 22.03.2010
ему отказано в назначении трудовой пенсии по
старости по статье 27.1
Федерального закона от 17.12.2011 № 173-ФЗ
и пенсии за выслугу лет по статье 7.2
Федерального закона от 15.12.2011 № 166-ФЗ в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы в
должностях, дающих право на указанные пенсии, в который не включен период его военной службы
в должностях летного состава - с 22.12.1992 года по 19.06.1998 года, при
этом сохранена ранее установленная пенсия за выслугу лет.
С данным решением не согласен, так как
пунктом 6 статьи 37 ФЗ-213 от 24.07.2009
предусмотрен перерасчет ранее назначенной пенсии с учетом статьи 40
данного Закона, согласно которой работникам летно-испытательного состава,
получавшим до 01.01.2010 пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 3
статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», перерасчет трудовых пенсий по старости производится
путем включения в стаж на соответствующих видах работ периода военной службы.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Овчинников В.П. не соглашается с решением
суда, просит его отменить. Указывает, что судом не принят во внимание пункт 3
статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в котором говорится о
том, что время прохождения военной службы военнослужащим на воинских
должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья,
засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми
условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в
соответствующие перечни. Согласно статье 1, 4, 15, 19, 76 Конституции
Российской Федерации нормы, отменяющие или изменяющие определенные
преимущества, компенсации и льготы, обратной силы не имеют.
Дело рассмотрено в
отсутствии Овчинникова В.П. и УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов
дела следует, что Овчинников В.П. с 02.11.2006 является получателем пенсии за
выслугу лет в соответствии со ст.
79 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» и Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за
выслугу лет работника летно-испытательного состава, утвержденного
Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 № 384. Указанная пенсия назначена на основании п. 3 ст. 31
Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № ФЗ-173.
Расчет пенсии за выслугу лет произведен с
учетом периода военной службы Овчинникова В.П. в должностях летного состава с
22.12.1992 по 19.06.1998.
31.12.2009
истец обратился в УПФ РФ
в Заволжском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии
как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с
Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» (в редакции ФЗ от 24.07.2009 №213-ФЗ) и пенсии за выслугу лет в
соответствии с Федеральным законом от
15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» (в редакции ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ).
Решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) РФ в Заволжском районе в назначении такой пенсии Овчинникову В.П. как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
В специальный стаж
было засчитано 12 лет 06 месяцев 24 дня (вместо требуемого 16 лет 8 месяцев), в
который не включен период военной службы истца в должностях летного состава,
имевший место до 01 января 2002 года.
С отказом в
назначении пенсии в соответствии с частью 6 статьи 37 Федерального закона от
24.07.2009 № 213-ФЗ Овчинников В.П. не согласен, обжаловал его в судебном
порядке.
Принимая решение
об отказе в
удовлетворении требований Овчинникова В.П. в назначении ему трудовой
пенсии по старости, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и
обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для
удовлетворения его требований, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
С 01.01.2010 вступил
в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования», которым изменен
порядок пенсионного обеспечения граждан из числа работников
летно-испытательного состава.
В частности,
согласно ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ пенсии за
выслугу лет работникам летно-испытательного состава, установленные до 1 января
2010 года в соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу
настоящего Федерального закона), подлежали пересмотру путем установления им
пенсии за выслугу лет в соответствии со
ст. 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и трудовой
пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) в соответствии со ст. 27.1
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции
настоящего Федерального закона) с учетом
положений статьи 40 Федерального закона
от 24.07.2009 № 213.
Согласно п.1 ст. 7.2 Федерального закона от
15.12.2001 № 166-ФЗ условиями для
приобретения права на пенсию за выслугу лет являются: работа в качестве
летно-испытательного состава; занятость в летных испытаниях (исследованиях)
опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и
парашютно-десантной техники; наличие стажа указанной работы не менее 25 лет для
мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию
здоровья при стаже работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
В соответствии с п.1 ст. 27.1 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ условиями для приобретения права на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости являются: работа в качестве
летно-испытательного состава; занятость в летных испытаниях (исследованиях)
опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и
парашютно-десантной техники; наличие стажа работы в летно-испытательном составе
не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной
работы по состоянию здоровья при стаже работы не менее 20 лет у мужчин и не
менее 15 лет у женщин.
При этом как в п.2 ст. 27.1 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так и в п.2 ст. 7.2
Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что периоды военной службы в
должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава
гражданской авиации засчитываются в стаж работы (выслугу), дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет,
если не менее 2/3 требуемого стажа (выслуги) (то есть 16 лет 8 месяцев для мужчин) приходится на периоды
работы в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости либо пенсии за выслугу лет в составе гражданской авиации.
Судом установлено, что стаж работы истца в должностях
летно-испытательного состава, дающих право на пенсию за выслугу лет в
соответствии со ст.7.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ и трудовую
пенсию в соответствии со ст.27.1
Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», составляет
менее 2/3 выслуги, требуемой согласно изложенным выше нормам федеральных
законов, то есть основания для
назначения пенсии по новому законодательству отсутствуют.
Отказ пенсионного органа в
применении положений ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2009 года №
213-ФЗ при исчислении стажа истца для назначения двух пенсий носит
обоснованный характер, поскольку указанная норма, предусматривающая возможность
включения периода военной службы в должностях
летного состава в стаж на соответствующих видах работ, распространяется
на правоотношения, возникшие в связи с установлением трудовых пенсий, на что
прямо указано в самой норме. Овчинникову
В.П. ранее устанавливалась пенсия за выслугу лет, в заявлении он просил о
назначении двух пенсий, в связи с чем период военной службы подлежал включению
при наличии условий, предусмотренных ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001
№166-ФЗ и ст.27.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Ссылки Овчинникова В.П. в апелляционной
жалобе на положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» являются
несостоятельными, поскольку вопросы назначения пенсии работникам
летно-испытательного состава гражданской авиации регулируются специальными - вышеуказанными нормативными актами.
Довод истца о том, что ранее ему был включен период военной службы в
специальный стаж, поэтому применение нового законодательства, ухудшающего
положение, нарушает его конституционные права, основанием к отмене решения суда
не является.
При назначении пенсии по п. 3
ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 ФЗ-173 выслуга лет истца определялась судом
с учетом п.5 Положения «О порядке
назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного
состава», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 №
384, на основании которого в выслугу лет
была включена работа в должностях летного состава гражданской авиации, тогда как исчисление 25 лет выслуги,
указанной в п.1 ст.7.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ и п 1
ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 ФЗ-173, производится без учета
данного правила.
В данном случае применяются нормы указанных законов (п.2 ст. 7.2 ФЗ-166
и п. 2 ст. 27.1 ФЗ-173), согласно которым периоды работы в должностях летного
состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа
работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги,
необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды
работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, то
есть предусмотренных пп. «а», «б», «в»
Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам
летно-испытательного состава», действовавшего на момент вступления в силу
Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001.
При этом указанные нормы Федерального закона
№ ФЗ-166 и Федерального закона № ФЗ-173
по сравнению с общим порядком назначения пенсий закрепляет ряд льготных
условий пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава: пенсии
им назначаются независимо от возраста при наличии необходимой продолжительности
стажа работы, им предоставляется право на одновременное получение трудовой
пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет,
предусматривается возможность включения
в требуемый стаж периодов военной службы в должностях летного состава и
периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации, но лишь в том
случае, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не
менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности)
в должностях, дающих право на назначение данных пенсий.
Такое правовое регулирование направлено на
существенное повышение уровня пенсионного обеспечения работников
летно-испытательного состава и не может рассматриваться как ухудшение их
положения по вопросу пенсионного обеспечения.
Кроме того, в ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года №
213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования» законодатель для граждан из числа работников
летно-испытательного состава, пенсионное обеспечение которых до 1 января 2010
года осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим правовым
регулированием, закрепил право на сохранение ранее назначенных пенсий.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Заволжского районного суда г.
Ульяновска от 05 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Овчинникова В*** П*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: