63RS0039-01-2021-000924-70
2а-1250/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1250/2021 по административному исковому заявлению Семёнова Сергея Александровича к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
Семёнов С.А. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявления указано, что 27.11.2007 между ООО «Монтэк» («Застройщик») и ООО «БИГ» («Дольщик») заключен договор № «О долевом участии в строительстве 5-ти этажного и 7-ми секционного жилого дома в поселке п. Петра Дубрава по ул. Южной, д. №8 «А» (номер строительный) Волжского района г. Самара». 10.12.2007 между ООО «Монтэк» («Зайстройщик»), ООО «БИГ» («Дольщик») и Семеновым С.А. («Новый дольщик») заключен договор № о переуступке прав в строительстве жилья к договору № «О долевом участии в строительстве 5-ти этажного и 7-ми секционного жилого дома в поселке п. Петра Дубрава по ул. Южной, д. №8 «А» (номер строительный) Волжского района г. Самара» от 27.11.2007, согласно которому ООО «БИГ» переуступает на возмездной основе Семенову С.А. свою долю в строительстве жилого дома по адресу: Самарская область, пгт. Петра-Дубрава, ул. Южная, д. 8 «А» (номер строительный), состоящую из однокомнатной квартиры с условным строительным номером №, на 5 этаже, общей площадью 39,54 кв.м (с учетом площади лоджий с коэффициентом 1). Оплата переуступаемой доли Семеновым С.А. ООО «БИГ» произведена полностью в сумме исходя из стоимости одного квадратного метра долевого участия 21 000 руб. и на момент заключения договора составляет 830 340 руб., что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам № 003 от 26.11.2007 (задаток, который оплачен до заключения договора № от 27.11.2007) и № 19 от 20.12.2007 на общую сумму 830 340 руб. Таким образом, Семенов С.А. исполнил свои обязательства по договору № о переуступке прав в строительстве жилья к договору № 57/3 о долевом участии в строительстве от 27.11.2007, тем самым приняв на себя права и обязанности по договору № «О долевом участии в строительстве 5-ти этажного и 7-ми секционного жилого дома в поселке п. Петра Дубрава по ул. Южной, д. № 8 «А» (номер строительный) Волжского района г. Самара» от 27.11.2007 г. Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.08.2001 года в отношении ООО «Монтэк» введена процедура наблюдения. Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 требования Семенова С.А. о передаче жилого помещения - однокомнатной квартиры с условным строительным номером 57, на 5 этаже, общей площадью 39,54 кв.м., включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «Монтэк», а также включено требование Семенова С.А. в размере 25 000 руб. – неустойка – в реестр требований кредиторов ООО «Монтэк» в состав требований кредиторов четвертой очереди. 02.03.2013 года старшим следователем СЧ по РОПД СУ Управления МВД России по г. Самаре вынесено постановление о признании Семенова С.А. потерпевшим по уголовному делу №№. После подачи в Министерство строительства Самарской области необходимых документов письмом Министерства от 12.03.2014 № 3/1770 Семенов С.А. уведомлен о принятии решения о включении его в реестр пострадавших граждан. 26.10.2020 Семенов С.А. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением об обеспечении своих прав как пострадавшего участника долевого строительства. Однако уведомлением Министерства строительства Самарской области № 01-05/1201 от 07.12.2020 Семенову С.А. сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании пп. «а» п. 2.5 Порядка ведения Реестра, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927, а именно, в связи с непредставлением платежных документов, подтверждающих оплату по договору о долевом участии № от 27.11.2007, заключенному между ООО «Монтэк» и ООО «БИГ». Полагает указанный отказ незаконным, поскольку ранее Семенов С.А. был включен в Реестр, что также подтверждалось решением самого Министерства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Семенов С.А. просит восстановить его право на оказание мер государственной поддержки, признав не соответствующим законодательству РФ и нарушающим его законные интересы решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, доведенное до сведения Семенова С.А. Уведомлением от 07.12.2020 № 01-05/1201; обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Семенова С.А. путем включения его в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов; признать неприменимым в отношении Семенова С.А. как физического лица и не являвшегося участников договора № от 27.11.2007, требование пункта 6 Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» в части отсутствия оплаты по договору долевого участия в строительства в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В судебном заседании административный истец Семенов С.А. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства строительства Самарской области по доверенности Таркина Ю.А. требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что 27.11.2007 между ООО «Монтэк» («Застройщик») и ООО «БИГ» («Дольщик») заключен договор № «О долевом участии в строительстве 5-ти этажного и 7-ми секционного жилого дома в поселке п. Петра Дубрава по ул. Южной, д. №8 «А» (номер строительный) Волжского района г. Самара».
Предметом договора являлось жилое помещение, передаваемое застройщиком дольщику - однокомнатная квартира с условным строительным номером 57, на 5 этаже, общей площадью 39,54 кв.м (с учетом площади лоджий с коэффициентом 1).
Цена договора составила 830 340 рублей, оплата производилась путем выполнения строительно-монтажных работ по договору № 23 от 04.10.2007 в сумме 830 340 руб. за 39,54 квадратных метров общей площади.
10.12.2007 между ООО «Монтэк» («Зайстройщик»), ООО «БИГ» («Дольщик») и Семеновым С.А. («Новый дольщик») заключен договор №1 о переуступке прав в строительстве жилья к договору № «О долевом участии в строительстве 5-ти этажного и 7-ми секционного жилого дома в поселке п. Петра Дубрава по ул. Южной, д. №8 «А» (номер строительный) Волжского района г. Самара» от 27.11.2007, согласно которому ООО «БИГ» переуступает на возмездной основе Семенову С.А. свою долю в строительстве жилого дома по адресу: Самарская область, пгт. Петра-Дубрава, ул. Южная, д. 8 «А» (номер строительный), состоящую из однокомнатной квартиры с условным строительным номером №, на 5 этаже, общей площадью 39,54 кв.м (с учетом площади лоджий с коэффициентом 1).
Оплата переуступаемой доли Семеновым С.А. ООО «БИГ» произведена полностью, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам № 003 от 26.11.2007 (задаток, который оплачен до заключения договора № 57/3 от 27.11.2007) и № 19 от 20.12.2007 на общую сумму 830 340 руб.
В установленный договорами срок (второе полугодие 2008 года) застройщик строительство дома не осуществил, в эксплуатацию не сдал.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2012 требования Семенова С.А. о передаче жилого помещения - однокомнатной квартиры с условным строительным номером №, на 5 этаже, общей площадью 39,54 кв.м включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «Монтэк».
02.03.2013 года старшим следователем СЧ по РОПД СУ Управления МВД России по г. Самаре вынесено постановление о признании Семенова С.А. потерпевшим по уголовному делу №№.
Из уведомления Министерства строительства Самарской области от 12.03.2014 № 3/1770 также следует, что в отношении Семенова С.А. было принято решение о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.
26.10.2020 Семенов С.А. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении его в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены.
Уведомлением №01-05/1201 от 07.12.2020 Семенову С.А. сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а» п. 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В оспариваемом решении ответчик ссылается на то, что оплата по договору о долевом участии в строительстве от № № от 27.11.2007, заключенному между ООО «Монтэк» и ООО «БИГ», производилась путем выполнения строительно-монтажных работ по договору №23 от 04.11.2007.
Между тем, исходя из системного анализа положений статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД, условие об отсутствии оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки, подряда или иным договорам направлено на исключение фактов предоставления мер государственной поддержки недобросовестным лицам.
Добросовестность административного истца ни ранее, ни в настоящее время под сомнение не ставилась, о чем свидетельствует факт признания истца потерпевшим по уголовному делу, включение его требования в реестр требований кредиторов недобросовестного застройщика, а также включение истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403.
Является достоверно установленным факт просрочки застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед истцом, и факт исполнения истцом обязательств по договору.
Само по себе условие в договоре долевого участия между застройщиком и предыдущим дольщиком об оплате путем выполнения строительно-монтажных работ не должно ограничивать права административного истца на получение мер государственной поддержки, так как истец первоначально стороной договора долевого участия не являлся, до подписания договора о переуступке прав не состоял ни в каких отношениях с застройщиком, оплату по договору о переуступке прав произвел денежными средствами.
Решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении в реестр основано на формальном подходе без учета всех факторов, позволяющих признать административного истца пострадавшим участником долевого строительства. При этом в уведомлении №01-05/1201 от 07.12.2020 Министерство признает, что названный критерий ущемляет права тех участников долевого строительства (обманутых дольщиков), договоры долевого участия которых оплачены посредством зачета взаимных требований по договорам поставки, подряда или иным договорам, а договоры переуступки права на долевое участие в строительстве, в рамках которых гражданами приобретены права по договору долевого участия – денежными средствами, и что для защиты прав таких дольщиков будет инициировано внесение изменений в Закон Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям не соответствует смыслу, целям и задачам Закона о поддержке обманутых дольщиков, нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем требование о признании решения незаконным подлежит удовлетворению.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Требование о признании неприменимым в отношении истца требования пункта 6 части 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД в части отсутствия оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам, заявлено излишне и не подлежит удовлетворению с учетом того, что оценка данному требованию приведена в мотивировочной части решения. Правовая позиция по данному вопросу, изложенная в решении, является для ответчика обязательной при новом рассмотрении заявления истца о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Семёнова Сергея Александровича к Министерству строительства Самарской области удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Семёнова С.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении №01-05/1201 от 07.12.2020.
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Семёнова С.А., заново рассмотрев и приняв решение по его заявлению от 26.10.2020 о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 N 927.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2021.