Материал № 5- 758/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пермь 13 сентября 2018 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Кочегарова Д.Ф., при секретаре Трошевой С.С., с участием лица, в отношении которого ведется производство по административному делу – Меркушева В.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Меркушева В. С., <данные изъяты>, ранее к административной ответственности по главе 20 КоАП РФ не привлекавшегося,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> принял участие в несанкционированном публичном мероприятии общественно-политического характера в форме шествия. Органами исполнительной власти г. Перми данное публичное мероприятие согласовано не было. Не смотря на несогласование публичного мероприятия, Меркушев В.С. прибыл на место проведения незаконного публичного мероприятия на <адрес> где уполномоченный представитель органа внутренних дел заместитель начальника по охране общественного порядка ОП № 7 (дислокация Свердловский район) Управления МВД России по г. Перми подполковник полиции ФИО4 потребовал от участников прекращение публичного мероприятия, предупредил о незаконности и об ответственности за его проведение. Меркушев В.С. продолжил участие в мероприятие, что подтверждается видеозаписью. Таким образом, Меркушев В.С. заведомо зная о незаконности проведения публичного мероприятия, требование о прекращении мероприятия проигнорировал, продолжил принимать активное участие в несанкционированном публичном мероприятии, а именно шествовал с другими участниками в колонне по <адрес>, при этом публично выкрикивал, скандировал лозунги: <данные изъяты> чем нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ .
В судебном заседании Меркушев В.С. пояснил, что с протоколом согласен, в протоколе все событие отражено верно, участвовал в данном мероприятии, в содеянном не раскаивается.
Заслушав участника процесса, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится, в частности, уведомление о проведении публичного мероприятия. В силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ). На территории Пермского края таким законом является Закон Пермской области от 10.10.2005 N 2538-560 "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края".
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, ч. 4 ст. 7 Закона Пермской области от 10.10.2005 N 2538-560 организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно части 2 указанной статьи участники публичного мероприятия имеют право:
1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
В части 3 названной статьи установлено, что участники публичного мероприятия обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 г. N 1618-О, от 24 октября 2013 г. N 1619-0, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> Меркушев В.С. являлся участником незаконного публичного мероприятия, требование о прекращении мероприятия проигнорировал, продолжил принимать активное участие в несанкционированном публичном мероприятии, а именно при прохождении колонны активно выкрикивал, скандировал лозунги с другими участниками несанкционированного публичного мероприятия.
Действия Меркушева В.С. квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Меркушева В.С. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением Меркушева В.С., где он указал, что на рассылке в интернете увидел информацию, что <адрес> будут собираться граждане для проведения шествия, митинга ДД.ММ.ГГГГ против <данные изъяты>. Сбор назначен в ДД.ММ.ГГГГ. О том, что данное мероприятие не было согласовано с органами местного самоуправления было известно, однако пришел для принятия участия в данном мероприятии, так как считает, что имеет право высказать свое мнение по поводу <данные изъяты>. Принял участие в шествии от <адрес> Когда принимал участием в шествии, выкрикивал лозунги. Предупреждение сотрудником полиции о незаконности проведения шествия не слышал; уведомлением о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-059-05-14-и-305 «О публичном мероприятии»; уведомлением о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; скриншотом со страницы «<данные изъяты>»; объявлением о проведении шествия ДД.ММ.ГГГГ; письмом Управления МВД России по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес прокурора города Перми; рапортами сотрудников полиции; объяснением ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО2, ФИО1, фото; аудиодиском.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Учитывая изложенное прихожу к выводу, что Меркушеву В.С. было известно о незаконности мероприятия, проводимого в виде шествия.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Меркушева В.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Меркушева В.С., представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
Приведенные в ходе производства по делу доводы о невиновности Меркушева В.С. не основаны на материалах дела об административном правонарушении, опровергаются представленными доказательствами, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а потому не могут служить основанием для прекращения производства, в связи с отсутствием состава правонарушения.
При назначении наказания учитываю характер административного правонарушения, данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наличие инвалидности 2 группы, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным назначить Меркушеву В.С. наказание в виде административного штрафа.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Частью 2.3 данной статьи установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что Меркушев В.С. является получателем пенсии по инвалидности в размере 13 200 рублей, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, считаю возможным применить положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и уменьшить Меркушеву В.С. размер административного штрафа до 5 000 рублей.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л а:
признать виновным Меркушева В. С., <данные изъяты> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Штраф подлежит уплате до истечения 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: получатель - УФК по Пермскому краю (ОН № 7 по Свердловскому району по г. Перми), №
Постановление в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми с момента получения копии постановления.
Судья Д.Ф. Кочегарова