Дело № 5-39/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 марта 2020 года город Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Габдрахманов А.Р., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (ИНН <данные изъяты>), место нахождения которого по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, литер Б, помещение 19,
У С Т А Н О В И Л:
<дата> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «Спецавтохозяйство») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что ООО «Спецавтохозяйство», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляло ненадлежащий контроль за обращением оператора с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> Удмуртской Республики; допускало направление отходов, собранных ООО «Комэкотранс» с мест накопления в МО «Город Воткинск», МО «Воткинский район» на территорию объекта размещения отходов, подлежащего рекультивации — закрытого полигона, расположенного на 4 км. Чайковского тракта в г. Воткинске УР, где была организована мусороперегрузочная станция, что является нарушением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, что является нарушением требований ч.10 ст. 24.6 Федерального закона от <дата> <номер>-Ф3 «Об отходах производства и потребления»; п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>.
В судебном заседании защитник ООО «Спецавтохозяйство» – Носкова ФИО6 действующая на основании доверенности, поддержала письменные пояснения, при этом пояснила, что действия ООО «Спецавтохозяйство» по отсутствию контроля за ООО «Комэкотранс» не образуют состав правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку ООО «Спецавтохозяйство» не нарушало требований в области охраны окружающей среды, за выявленные нарушения требований в области охраны окружающей среды ООО «Комэкотранс» было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Кроме того постановлением Администрации г. Воткинска от <дата> площадка расположенная на 4 км. Чайковского тракта в г. Воткинске УР была определена для временного накопления и перегрузки с последующей транспортировкой на объекты размещения отходов.
В судебном заседании защитник ООО «Спецавтохозяйство» – Корюгин ФИО7 действующий на основании доверенности, поддержала письменные пояснения, при этом пояснил, что все схемы были соблюдены, ООО «Спецавтохозяйство» соблюдало в се установленные правила, нарушений не было.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Романова ФИО8 в судебном заседании поддержала письменные возражения на пояснения ООО «Спецавтохозяйство», при этом пояснила, что в действиях ООО «Спецавтохозяйство» имеется состав правонарушения.
Представитель Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Зянкина ФИО6 действующая на основании доверенности, пояснила, что в действиях ООО «Спецавтохозяйство» имеется состав правонарушения.
Выслушав явившихся лиц, изучив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Из протокола об административном правонарушении от <дата> следует, что событие административного правонарушения выразилось в том, что ООО «Спецавтохозяйство», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляло ненадлежащий контроль за обращением оператора с твердыми коммунальными отходами на территории Воткинского района Удмуртской Республики; допускало направление отходов, собранных ООО «Комэкотранс» с мест накопления в МО «Город Воткинск», МО «Воткинский район» на территорию объекта размещения отходов, подлежащего рекультивации — закрытого полигона, расположенного на <адрес>, где была организована мусороперегрузочная станция, что является нарушением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, что является нарушением требований ч.10 ст. 24.6 Федерального закона от <дата> <номер>-Ф3 «Об отходах производства и потребления»; п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>.
С таким выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Названная статья расположена в главе 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Объектом правонарушений, составы которых сформулированы в главе 8 КоАП РФ (в частности, статьи 8.2 КоАП РФ), являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, а объективную сторону таких правонарушений образуют действия (бездействие), состоящие в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Следовательно, совершение лицом действий (бездействия), образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей главы 8 КоАП РФ, в любом случае представляет собой нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны объектов окружающей среды и при осуществлении природопользования.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 24.6 КоАП РФ).
По итогам конкурсного отбора на территории Удмуртской Республики региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами определено - ООО «Спецавтохозяйство». Зоной деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики является вся территория Удмуртской Республики.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (п. 10 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с указанными нормами закона в Удмуртской Республике разработана Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 г. № 213.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (п. 13 Правил).
Пунктом 23 Правил установлено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В силу пункта 24 Правил по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
Согласно подпункту "и" пункта 25 Правил существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются, в частности, порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Между ООО «Спецавтохозяйство» и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики <дата> заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики, предметом которого, в соответствии с требованиями законодательства об отходах, является обеспечение Региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике.
ООО «Спецавтохозяйство» по результатам проведения электронного аукциона заключен договор с ООО «Комэкотранс» на оказание услуг по погрузке и транспортировке ТКО, при этом региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги. ООО «Комэкотранс» оказывает услуги по погрузке и транспортировке ТКО в соответствиями с условиями договора и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, утвержденная постановлением Правительства УР от 22.05.2017 г. № 213 (п. 1.2 договора).
Согласно условиям данного договора, региональный оператор осуществляет текущий контроль качества оказанных исполнителем услуг по погрузке и транспортировке ТКО путем мониторинга и анализа деятельности исполнителя, информации о деятельности по обращению с ТКО, предоставляемой осуществляющими контрольно - надзорные функции в области обращения с отходами уполномоченными исполнительными органами Удмуртской Республики и органами местного самоуправления территории, в границах которых оказываются услуги, а также иными доступными ему способами, в том числе на основании поступающих претензий, жалоб, заявлений, поступающих от потребителей услуг в сфере обращения с отходами, на основании информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации, материалов, полученных с видеорегистраторов, материалов иной фото-видео фиксации, на основании информации, полученной по материалам выездного контроля мест накопления ТКО, мест приема и передачи отходов (п. 6.1 договора).
Заключение ООО «Спецавтохозяйство» договора согласуется с п. 4 и 23 Правил, то есть ООО «Спецавтохозяйство» воспользовалось правом на заключение договора по погрузке и транспортировке ТКО в соответствии с условиями Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства УР от 22.05.2017 г. № 213.
За нарушение Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства УР от 22.05.2017 г. № 213, ООО «Комэкотранс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет деятельность по погрузке и транспортировке ТКО, в результате чего происходит направление отходов, собранных ООО «Комэкотранс» с мест накопления в МО «Город Воткинск», МО «Воткинский район» на территорию объекта размещения отходов, подлежащего рекультивации — закрытого полигона, расположенного на 4 км. Чайковского тракта в г. Воткинске УР, где была организована мусороперегрузочная станция.
При этом полномочия ООО «Спецавтохозяйство» по контролю качества оказанных исполнителем (ООО «Комэкотранс») услуг по погрузке и транспортировке ТКО в МО «Город Воткинск», МО «Воткинский район» не охватывается диспозицией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Кроме того, ООО «Спецавтохозяйство», являющееся региональным оператором, в адрес ООО «Комэкотранс» претензия о необходимости устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Следовательно, ООО «Спецавтохозяйство» реализованы его функции по контролю качества оказанных исполнителем услуг по погрузке и транспортировке ТКО в МО «Город Воткинск», МО «Воткинский район».
Таким образом, ООО «Спецавтохозяйство» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Спецавтохозяйство» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Р. Габдрахманов