Дело № 2-2908/2022
73RS0001-01-2022-004178-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2022 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Сизова И.А.,
при секретаре Лысовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сячина Д.В. к Управлению муниципальной собственности Администрации города Ульяновска о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сячин Д.В. обратился в суд с указанным иском.
В обоснование иска истцом указано, что Сячин Д.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серия РМ № от ДД.ММ.ГГГГ
04.05.2022г. Сячин Д.В. обратился в Администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 522 кв.м., вид разрешённого использования - для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>
Управление муниципальной собственности администрации города Ульяновска письмом № 9914 - 09 от 20.05.2022 г. отказало в удовлетворении заявления, указав, что запрашиваемый земельный участок включен в перечень земельных участков для предоставления многодетным семьям.
Считает отказ незаконным, указывая, что единственныс нствоснованием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно является отсутствие у гражданина права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (ст.13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»).
Просил суд:
-признать незаконным отказ Управления муниципальной собственности Администрации города Ульяновска №9914-09 от 20.05.2022г. в предоставлении Сячину Д.В. в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 522 кв.м., вид разрешённого использования: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>
-обязать Администрацию города Ульяновска в лице Управления муниципальной
собственности Администрации города Ульяновска в пятидневный срок предоставить Сячину Д.В. в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 522 кв.м., вид разрешённого использования: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>
-взыскать с Управления муниципальной собственности Администрации города Ульяновска в пользу Сячина Д.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
В судебном заседании истец Сячин Д.В. и его представитель на удовлетворении исковых требований настаивали, в целом дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении требований отказать, поскольку в муниципальном образовании «город Ульяновск» не осуществляется постановка на учет постоянно проживающих на территории Ульяновской области не менее пяти лет граждан Российской Федерации, являющихся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидами Великой Отечественной войны, или ветеранами боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности и претендующих на получения земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд в собственность бесплатно (ч.1.1 ст.13.3 Закона Закон Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»).
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, судом извещались, в том числе с учетом положений ч.2.1 ст.113 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Случаи предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно регламентированы Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (Закон № 059-ЗО).
Согласно ч.1 ст.13.3 Закона № 059-ЗО, земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), и предельные размеры которых предусмотрены пунктами 1, 3 и 6 части 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в собственность бесплатно:
1) проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву, либо осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд;
2) постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, являющемуся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидом Великой Отечественной войны, или ветераном боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома;
3) постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, являющемуся одним из родителей (в том числе одинокой матерью либо одиноким отцом) в студенческой семье, имеющей ребенка (детей), для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома. Отнесение семей к категории студенческих семей осуществляется в соответствии со статьей 3 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года N 180-ЗО "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области".
Согласно п.2 ч.1.1 ст.13.3 Закона № 059-ЗО, земельные участки, предельные размеры которых предусмотрены пунктом 6 части 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются гражданам для ведения садоводства для собственных нужд в собственность бесплатно: 2)постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет гражданину Российской Федерации, являющемуся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидом Великой Отечественной войны, или ветераном боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности.
Граждане, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно при отсутствии принятых в отношении их органами, уполномоченными на предоставление земельных участков, решений о предоставлении им земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось стороной ответчика, Сячин Д.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.13.4 Закона № 059-ЗО, постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих в соответствии со статьей 13.3 настоящего Закона право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - постановка на учет), осуществляется органами местного самоуправления муниципального района или городского округа Ульяновской области, в границах территории которого эти граждане проживают на день подачи ими заявления о постановке на учет, за исключением постановки на учет граждан, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 и части 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона и проживающих в границах территории городского округа Ульяновской области, которая осуществляется органом местного самоуправления любого муниципального района Ульяновской области, по выбору гражданина.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
-городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах;
-муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Устава муниципального образования «город Ульяновск» (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119) муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области.
В силу ч.3 ст.4 Устава Ульяновской области (утв. постановлением ЗС Ульяновской области от 19.05.2005 N 31/311), с учетом положений Закона Ульяновской области от 13.07.2004 N 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» муниципальными районами являются: Базарносызганский, Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Мелекесский, Николаевский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Сурский, Тереньгульский, Ульяновский, Цильнинский, Чердаклинский.
Следовательно, в муниципальном образовании «город Ульяновск» не осуществляется постановка на учет постоянно проживающих на территории Ульяновской области не менее пяти лет граждан Российской Федерации, являющихся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидами Великой Отечественной войны, или ветеранами боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности и претендующих на получения земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд в собственность бесплатно (п.2 ч.1.1 ст.13.3 Закона № 059-ЗО).
Учитывая положения ст. 12 ГК РФ, суд считает, что требование истца о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка не является исковым требованием, и направлено на обоснование требований о предоставлении земельного участка, никаких гражданско-правовых последствий для истца не влечет.
Относительно требования истца о предоставлении конкретного земельного участка суд считает необходимым указать, что предоставление земельного участка гражданину в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности постановки гражданина на учет (ч.1 ст.13.6 Закона № 059-ЗО).
Ссылку стороны истца на ч.10.1 ст.13.6 Закона №059-ЗО, согласно которой предоставление земельных участков в собственность граждан, указанных в части 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона, осуществляется в границах территорий муниципальных образований Ульяновской области, независимо от места их проживания, суд находит несостоятельной в рассматриваемом деле.
Земельные участки вышеуказанной категории лиц предоставляются при условии их постановки на учет в соответствии с ч.1 ст.13.4 Закона № 059-ЗО.
Как установлено судом, Сячин Д.В. с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления любого муниципального района Ульяновской области (по своему выбору) не обращался.
Обращение в Администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка имело место к неуполномоченному органу, минуя порядок установленный Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»
Таким образом, исковые требования Сячина Д.В. не подлежат удовлетворению.
Не состоятельным является довод стороны истца о том, что исковое заявление было подано в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а суд рассматривает дело в порядке, установленном Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Согласно части 1 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен данным кодексом.
Вопрос о принятии к производству искового заявления в порядке гражданского судопроизводства также рассматривается единолично судьей с вынесением соответствующего определения в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд (статья 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Кроме того, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 28-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и части третьей статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Курочкина, А.Б. Михайлова и А.С. Русинова").
Из приведенных норм законодательства следует, что характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, определяются на стадии принятия заявления к производству суда.
Следовательно, несмотря на то, что требования в иске Сячина Д.В. были заявлены в порядке административного судопроизводства, суд, исходя из их содержания, самостоятельно определил вид судопроизводства и решил вопрос о принятии заявления для его разрешения в гражданско-процессуальном порядке. Такое процессуальное решение согласуется с приведенной выше правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 года N 28-П.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, согласно ч.1 ст. 123 Конституции РФ суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сячина Д.В. к Управлению муниципальной собственности Администрации города Ульяновска о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.07.2022
Судья И.А. Сизов