Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2908/2022 ~ М-2662/2022 от 02.06.2022

Дело № 2-2908/2022

73RS0001-01-2022-004178-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2022 года                                                                                                  г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Сизова И.А.,

при секретаре Лысовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сячина Д.В. к Управлению муниципальной собственности Администрации города Ульяновска о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец Сячин Д.В. обратился в суд с указанным иском.

В обоснование иска истцом указано, что Сячин Д.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серия РМ от ДД.ММ.ГГГГ

04.05.2022г. Сячин Д.В. обратился в Администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 522 кв.м., вид разрешённого использования - для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>

Управление муниципальной собственности администрации города Ульяновска письмом № 9914 - 09 от 20.05.2022 г. отказало в удовлетворении заявления, указав, что запрашиваемый земельный участок включен в перечень земельных участков для предоставления многодетным семьям.

Считает отказ незаконным, указывая, что единственныс нствоснованием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно является отсутствие у гражданина права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (ст.13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»).

Просил суд:

-признать незаконным отказ Управления муниципальной собственности Администрации города Ульяновска №9914-09 от 20.05.2022г. в предоставлении Сячину Д.В. в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 522 кв.м., вид разрешённого использования: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>

-обязать Администрацию города Ульяновска в лице Управления муниципальной

собственности Администрации города Ульяновска в пятидневный срок предоставить Сячину Д.В. в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 522 кв.м., вид разрешённого использования: для садоводства, расположенного по адресу:    <адрес>

-взыскать с Управления муниципальной собственности Администрации города Ульяновска в пользу Сячина Д.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

В судебном заседании истец Сячин Д.В. и его представитель на удовлетворении исковых требований настаивали, в целом дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении требований отказать, поскольку в муниципальном образовании «город Ульяновск» не осуществляется постановка на учет постоянно проживающих на территории Ульяновской области не менее пяти лет граждан Российской Федерации, являющихся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидами Великой Отечественной войны, или ветеранами боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности и претендующих на получения земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд в собственность бесплатно (ч.1.1 ст.13.3 Закона Закон Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»).

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, судом извещались, в том числе с учетом положений ч.2.1 ст.113 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.

Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

Случаи предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно регламентированы Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (Закон № 059-ЗО).

Согласно ч.1 ст.13.3 Закона № 059-ЗО, земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), и предельные размеры которых предусмотрены пунктами 1, 3 и 6 части 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в собственность бесплатно:

1) проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву, либо осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд;

2) постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, являющемуся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидом Великой Отечественной войны, или ветераном боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома;

3) постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, являющемуся одним из родителей (в том числе одинокой матерью либо одиноким отцом) в студенческой семье, имеющей ребенка (детей), для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома. Отнесение семей к категории студенческих семей осуществляется в соответствии со статьей 3 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года N 180-ЗО "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области".

Согласно п.2 ч.1.1 ст.13.3 Закона № 059-ЗО, земельные участки, предельные размеры которых предусмотрены пунктом 6 части 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются гражданам для ведения садоводства для собственных нужд в собственность бесплатно: 2)постоянно проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет гражданину Российской Федерации, являющемуся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидом Великой Отечественной войны, или ветераном боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности.

Граждане, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно при отсутствии принятых в отношении их органами, уполномоченными на предоставление земельных участков, решений о предоставлении им земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось стороной ответчика, Сячин Д.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст.13.4 Закона № 059-ЗО, постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих в соответствии со статьей 13.3 настоящего Закона право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - постановка на учет), осуществляется органами местного самоуправления муниципального района или городского округа Ульяновской области, в границах территории которого эти граждане проживают на день подачи ими заявления о постановке на учет, за исключением постановки на учет граждан, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 и части 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона и проживающих в границах территории городского округа Ульяновской области, которая осуществляется органом местного самоуправления любого муниципального района Ульяновской области, по выбору гражданина.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

-городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах;

-муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Устава муниципального образования «город Ульяновск» (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119) муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области.

В силу ч.3 ст.4 Устава Ульяновской области (утв. постановлением ЗС Ульяновской области от 19.05.2005 N 31/311), с учетом положений Закона Ульяновской области от 13.07.2004 N 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» муниципальными районами являются: Базарносызганский, Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Мелекесский, Николаевский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Сурский, Тереньгульский, Ульяновский, Цильнинский, Чердаклинский.

Следовательно, в муниципальном образовании «город Ульяновск» не осуществляется постановка на учет постоянно проживающих на территории Ульяновской области не менее пяти лет граждан Российской Федерации, являющихся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидами Великой Отечественной войны, или ветеранами боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности и претендующих на получения земельного участка для ведения садоводства для собственных нужд в собственность бесплатно (п.2 ч.1.1 ст.13.3 Закона № 059-ЗО).

Учитывая положения ст. 12 ГК РФ, суд считает, что требование истца о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка не является исковым требованием, и направлено на обоснование требований о предоставлении земельного участка, никаких гражданско-правовых последствий для истца не влечет.

Относительно требования истца о предоставлении конкретного земельного участка суд считает необходимым указать, что предоставление земельного участка гражданину в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности постановки гражданина на учет (ч.1 ст.13.6 Закона № 059-ЗО).

Ссылку стороны истца на ч.10.1 ст.13.6 Закона №059-ЗО, согласно которой предоставление земельных участков в собственность граждан, указанных в части 1.1 статьи 13.3 настоящего Закона, осуществляется в границах территорий муниципальных образований Ульяновской области, независимо от места их проживания, суд находит несостоятельной в рассматриваемом деле.

Земельные участки вышеуказанной категории лиц предоставляются при условии их постановки на учет в соответствии с ч.1 ст.13.4 Закона № 059-ЗО.

Как установлено судом, Сячин Д.В. с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления любого муниципального района Ульяновской области (по своему выбору) не обращался.

Обращение в Администрацию города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка имело место к неуполномоченному органу, минуя порядок установленный Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»

Таким образом, исковые требования Сячина Д.В. не подлежат удовлетворению.

Не состоятельным является довод стороны истца о том, что исковое заявление было подано в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а суд рассматривает дело в порядке, установленном Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).

Согласно части 1 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен данным кодексом.

Вопрос о принятии к производству искового заявления в порядке гражданского судопроизводства также рассматривается единолично судьей с вынесением соответствующего определения в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд (статья 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.

Кроме того, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 28-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и части третьей статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Курочкина, А.Б. Михайлова и А.С. Русинова").

Из приведенных норм законодательства следует, что характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, определяются на стадии принятия заявления к производству суда.

Следовательно, несмотря на то, что требования в иске Сячина Д.В. были заявлены в порядке административного судопроизводства, суд, исходя из их содержания, самостоятельно определил вид судопроизводства и решил вопрос о принятии заявления для его разрешения в гражданско-процессуальном порядке. Такое процессуальное решение согласуется с приведенной выше правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 года N 28-П.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, согласно ч.1 ст. 123 Конституции РФ суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сячина Д.В. к Управлению муниципальной собственности Администрации города Ульяновска о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.07.2022

Судья                                                                                                                        И.А. Сизов

2-2908/2022 ~ М-2662/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сячин Д.В.
Ответчики
Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска
Другие
СНТ "Сокольники"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Сизов И. А.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
02.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2022Передача материалов судье
09.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2022Судебное заседание
11.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Дело оформлено
07.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее