УИД 77OS0000-02-2022-005836-40
Дело № 3а-3135/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2022 года г. Москва
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-3135/2022 по административному исковому заявлению ООО «КОРДИС ГРУП» о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 24 сентября 2020 года,
- обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «КОРДИС ГРУП» путем аннулирования Акта № --- от 30 октября 2020 года об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 24 сентября 2020 года,
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 24 сентября 2020 года.
- признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ---, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости по состоянию на 24 сентября 2020 года.
- признать незаконным решение ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 26 января 2022 года № 26/22 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ---.
- устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «КОРДИС ГРУП» путем обязания ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2018 года в размере 271 100 000 рублей, установленной решением Московского городского суда по делу № 3а----.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером ---. Кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы № 40557 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 341 6752,25 рублей. Решением Московского городского суда от 04 декабря 2019 года установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 271 100 000 рублей. Данные сведения были внесены в ЕГРН.
Впоследствии административный истец получил выписку из ЕГРН, в которой обнаружил, что актом об утверждении кадастровой стоимости от 30 октября 2020 года --- кадастровая стоимость объекта изменена, определена по состоянию на 24 сентября 2020 года в размере 348 357 691,03 рублей. Дата применения кадастровой стоимости определена с 24 сентября 2020 года. По мнению административного истца, в период 2018-2020 годов не произошло изменения каких-либо качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 года № 514. Полагая указанные действия по изменению кадастровой стоимости незаконными, общество обратилось с административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представитель ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на иск. Судом к участию в деле привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по городу Москве, представитель которого в судебное заседание не явился, извещен. Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц на основании статьи 167 КАС РФ.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Закона о государственной кадастровой оценке, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость - Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Так, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действующей до 11 августа 2020 года, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 названной статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке в той же редакции определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности, в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приведенные нормы не допускают произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером ---. Кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы № 40557 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 341 6752,25 рублей. Решением Московского городского суда от 04 декабря 2019 года установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 271 100 000 рублей. Данные сведения были внесены в ЕГРН.
Впоследствии административный истец получил выписку из ЕГРН, в которой обнаружил, что актом об утверждении кадастровой стоимости от 30 октября 2020 года --- кадастровая стоимость объекта изменена, определена по состоянию на 24 сентября 2020 года в размере 348 357 691,03 рублей. Дата применения кадастровой стоимости определена с 24 сентября 2020 года. По мнению административного истца, в период 2018-2020 годов не произошло изменения каких-либо качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости.
Из пояснений ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» следует, что филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве в адрес ГБУ были направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых по состоянию на 24 сентября 2020 года осуществлены учетно-регистрационные действия. При определении кадастровой стоимости по состоянию на 24 сентября 2020 года была учтена площадь объекта в размере 3 527,8 кв.м., тогда как при определении кадастровой стоимости на 01 января 2018 года кадастровая стоимость была определена исходя из площади в 3 456,1 кв.м.
Между тем, судом установлено, что согласно данным ЕГРН площадь объекта административного истца указана в размере 3 456,1 кв.м. Данная площадь указана в представленных административным истцом выписках из ЕГРН от 22 октября 2018 года, 25 августа 2020 года, 21 декабря 2021 года, 03 августа 2022 года. Таким образом, площадь объекта административного истца не изменялась.
Определение кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки должно осуществляться только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июня 2016 года N 378 (который действовал в спорный период) утверждена форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что характеристики объекта недвижимости в действительности не изменялись, в связи с чем отсутствовали правовые основания для перерасчета кадастровой стоимости по состоянию на 24 сентября 2020 года.
Поскольку никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, в отношении спорного объекта недвижимости в 2018 - 2020 годах не происходило, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая уже была установлена судебным решением на 01 января 2018 года и была внесена в ЕГРН.
Суд также учитывает, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
При этом внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости, установленной решением суда, не является обстоятельством, предусматривающим возможность перерасчета кадастровой стоимости, установленной в результате массовой оценки.
Возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки является злоупотреблением правом со стороны административных ответчиков.
При изложенных обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования о признании незаконными действий ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 24 сентября 2020 года, обязании ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «КОРДИС ГРУП» путем аннулирования Акта № АОКС---- от 30 октября 2020 года об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 24 сентября 2020 года, признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 24 сентября 2020 года, признании незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ---, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости по состоянию на 24 сентября 2020 года, признании незаконным решение ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 26 января 2022 года № 26/22 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ---.
Поскольку в силу части 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение требований о признании незаконными решений, действий (бездействий) влечет обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, принимая во внимание, что полномочия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости возложены на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которая на территории города Москвы действует в лице своего филиала (статья 3.1 Закона о недвижимости, статья 14 ФЗ от 30 декабря 2021 года № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ), на указанный орган подлежит возложению обязанность внести в ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2018 года в размере 271 100 000 рублей, установленной апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 года по делу № 3а----.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 24 сентября 2020 года.
Обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «КОРДИС ГРУП» путем аннулирования Акта № --- от 30 октября 2020 года об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 24 сентября 2020 года.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 24 сентября 2020 года.
Признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ---, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости по состоянию на 24 сентября 2020 года.
Признать незаконным решение ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 26 января 2022 года № 26/22 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ---.
Устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «КОРДИС ГРУП» путем обязания ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по городу Москве внести в ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2018 года в размере 271 100 000 рублей, установленной апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 года по делу № 3а----
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московског░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2022 ░░░░
7