Дело № 2-3400/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 апреля 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.
при секретаре Мельгиной И.А.
с участием старшего помощника прокурора г. Петрозаводска Радьковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Петрозаводска в интересах Лукичева А. К. к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанностей по предоставлению путёвки на санаторно-курортное лечение,
установил:
Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с заявлением в интересах Лукичева А.К. к ответчику с требованием о возложении обязанностей по предоставлению путёвки на санаторно-курортное лечение, мотивируя требование тем, что Лукичев А.К. является <данные изъяты>; истец в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение. Однако ответчиком в период предоставления социальных услуг в ДД.ММ.ГГГГ путёвка не была предоставлена; не предоставлена она и до настоящего времени; истец не отказывался от получения набора социальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ Прокурор считает действия ответчика незаконными, нарушающими право истца на получение государственной социальной помощи.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Истец Лукичев А.К. в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в суд не явился, ответчик о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. В представленном отзыве ответчик указывает на несогласие с заявленным требованием, не оспаривая права истца на получение мер социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение. Однако ссылается на недостаточность финансирования, указывая на то, что Федеральный закон № 178-ФЗ не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи. Кроме этого ответчик указывает, что для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг, запрещается осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, а поэтому не исключается возможность установления очередности обеспечения граждан путёвками в зависимости от даты подачи заявления. Также ответчиком указывается на то, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена путёвка во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ г.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в суд не явился, третье лицо о дне рассмотрения дела извещено надлежащим образом, позиции по существу заявленного требования не представило.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для её получения.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается представленными письменными доказательствами, что истец Лукичев А.К. является <данные изъяты>; истец не отказывался от получения набора социальных услуг на ДД.ММ.ГГГГ.; ДД.ММ.ГГГГ истец в установленном законом порядке обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, представив справку о наличии медицинских показаний. Также в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт того, что истец и в настоящее время имеет медицинские показания для обеспечения его путёвкой на санаторно-курортное лечение.
Учитывая указанные обстоятельства, принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное финансирование, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению <данные изъяты> путёвками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Суд также считает, что ответчик не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Закона, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
Судом не принимаются доводы ответчика о том, что для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг, обеспечение граждан путёвками на санаторно-курортное лечение должно осуществляться в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления, поскольку на законодательном уровне очередность обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение не установлена. Суд считает, что установление ответчиком очередности снижает уровень правовых гарантий инвалидов на получение при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в период, указанный Федеральным законом. Составление федерального регистра в данном случае не означает, что обеспечение должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае формирование регистра является констатацией уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на получение мер государственной социальной помощи, а также имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования.
При этом, как указывалось судом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения указанной категории граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной мерой государственной социальной помощи.
Судом также не принимаются доводы ответчика о том, что путёвка не была предоставлена в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ. путёвка была предоставлена на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ г., т.к. решением суда было восстановлено нарушенное право истца на получение путёвки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах суд считает, что требование является законным и обоснованным, и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора города Петрозаводска в интересах Лукичева А. К. к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанностей по предоставлению путёвки на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия предоставить Лукичеву А. К. путёвку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в доход Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.Б.Емельянова