Дело № 2-1377/3-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд в составе председательствующего судьи Черонко Е.В. при секретаре Макаршиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям , , , о признании решений Администрации Петрозаводского городского округа незаконными и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
, , , обратились в суд по тем основаниям, что распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия № от 02.10.2009 г. , № от 02.10.2009 г. , № от 02.10.2009 г. , № от 01.10.2009 г. были предоставлены земельные участки площадью ориентировочно 1000 кв. м в районе <адрес> для индивидуального строительства. Согласно указанным распоряжениям заявители должны были обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельных участков на кадастровый учет в течение одного года. В связи с тем, что заявители по объективным причинам не смогли осуществить государственный кадастровый учет земельных участков и обратиться для заключения договора аренды, они обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о продлении срока действия указанных распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия. В продлении срока распоряжений Администрацией Петрозаводского городского округа было отказано. Данный отказ заявители считают незаконным, поскольку основанием для обращения заявителей в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о продлении срока действия распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия послужили объективные обстоятельства, не позволившие осуществить государственный кадастровый учет земельных участков и заключить договоры аренды в установленный срок. На этом основании заявители просят признать незаконными решения Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в продлении срока действия распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия № от 02.10.2009 г. на обращение , № от 02.10.2009 г. на обращение , № от 02.10.2009 г. на обращение , № от 01.10.2009 г. на обращение , обязать Администрацию Петрозаводского городского округа продлить срок действия распоряжений Министерства природных ресурсов РК № от 02.10.2009 г., № от 02.10.2009 г., № от 02.10.2009 г. на один год. При этом заявители ссылаются на то, что в соответствии с положениями ст. 11, 29 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25.10.2001 г., Закона РК «О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена», Закона РК «О признании утратившим силу Закона РК «О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена» вопросы, связанные с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на момент вынесения распоряжений разрешались Министерством природных ресурсов РК, в настоящий момент разрешаются Администрацией Петрозаводского городского округа, поэтому заявители полагают, что продление срока действия вышеуказанных распоряжений Министерства природных ресурсов РК входит в компетенцию Петрозаводского городского округа.
Заявители , , , в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены, представитель заявителей , представитель заявителя в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержали по основаниям, в нем указанным.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа , действующая на основании доверенности, с доводами представителей заявителей не согласилась, представила отзыв на заявления, в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, поддержала, ссылалась на то, что принятые органом местного самоуправления решения об отказе в продлении срока действия распоряжений Министерства природных ресурсов РК вынесены в соответствии с законом в пределах полномочий Администрации Петрозаводского городского округа и не нарушают права и свободы заявителей. В отсутствие законодательно установленной обязанности понуждение органа местного самоуправления к продлению срока действия распорядительного акта государственного органа не может быть признано допустимым. , , в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков, предоставленных им распоряжениями Министерства природных ресурсов РК, не обращались. , получив отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, решение органа местного самоуправления в судебном порядке не оспорил. При этом отсутствие схем расположения земельных участков, утвержденных органом местного самоуправления, основанием отказов ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости (земельных участков согласно представленным заявителями межевым планам) не являлось. Одним из оснований принятия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК решений об отказе в проведении государственного кадастрового учета явилось то, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельные участки, в отношении которых гражданами были представлены заявления о постановке на кадастровый учет, располагаются на территории лесного участка Петрозаводского лесхоза. Также ссылалась на то, что указанные распоряжения Министерством природных ресурсов РК вынесены неправомерно, поскольку Министерство вправе было принимать решения о предоставлении только в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Представитель Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, являющегося правопреемником Министерства природных ресурсов РК, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, направил в суд объяснения в порядке ст. 68 ГПК РФ, указав, что решение вопросов о продлении срока действия ранее изданных распоряжений о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, с 19.07.2010 г. относится к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа. По мнению комитета, продление уполномоченным органом срока действия распоряжений о предоставлении земельного участка на территории Петрозаводского городского округа для индивидуального строительства действующим законодательством не запрещено. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства предусмотрен ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. При этом указанная норма не определяет срок действия решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Уполномоченный орган вправе своим решением как определить гражданину срок для установления на местности границ земельного участка, так и продлить данный срок при наличии уважительных причин. Представитель заинтересованного лица просил рассмотреть дело без участия представителя комитета.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, направив в суд отзыв, указав, что ТУ Росимущества в РК считает заявленные гражданами требования необоснованными, а оспариваемые решения Администрации Петрозаводского городского округа законными,
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителей по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно абз. 6 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как установлено в судебном заседании, распоряжениями Министерства природных ресурсов РК № от 02.10.2009 г. , № от 02.10.2009 г. , № от 02.10.2009 г. , № от 01.10.2009 г. были предоставлены из земель населенных пунктов в аренду земельные участки, расположенные в районе <адрес> <адрес> ориентировочной площадь 1000 кв. м. Согласно указанным распоряжениям заявители должны были в течение года обеспечить выполнение в отношении земельных участков кадастровых работ и их государственный учет.
В связи с тем, что в установленный распоряжениями срок заявители не смогли осуществить государственный кадастровый учет земельных участков и обратиться для заключения договоров аренды, они обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа в заявлениями о продлении срока действия ранее принятых распоряжений о предоставлении им земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Письмами от 26.11.2010 г. №, от 13.10.2010 г. №, от 11.10.2010 г. №, от 11.10.2010 г. № Администрацией Петрозаводского городского округа было отказано в продлении срока действия распоряжений Министерства природных ресурсов РК в связи с отсутствием для этого правовых оснований.
Кадастровые работы в отношении земельных участков, предоставленных для формирования заявителям, выполняло <данные изъяты> кадастровый инженер <данные изъяты> который 16.02.2010 г. обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, предоставленных для формирования заявителям. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК по результатам рассмотрения указанных заявлений были приняты решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. После устранения выявленных замечаний <данные изъяты> 19.04.2010 г. вновь были поданы заявления в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков. Однако, решений по этим заявлениям принято не было в связи с тем, что сформированные по заявлениям граждан учетные дела были изъяты 20.04.2010 г. по постановлению старшего следователя следственной части Следственного управления при Министерстве внутренних дел по РК <данные изъяты> о производстве выемки. Письмом от 04.05.2010 г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК уведомила <данные изъяты> о том, что заявления не могут быть рассмотрены в срок, установленный ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 221 от 24.07.2007 г. Указанные обстоятельства подтверждаются решениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, постановлением о производстве выемки от 20.04.2010 г., сведениями, полученными от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК по запросу суда 11.02.2011 г., 18.02.2011 г.
В дальнейшем заявители самостоятельно обратились в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, в котором им было отказано.
При этом перед принятием решения в адрес органа кадастрового учета было направлено представление Следственного управления при МВД по РК о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) от 30.07.2010 г. №, в котором указывалось на незаконность действий по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков и неотвратимую юридическую ответственность лиц, его осуществивших.
На этом основании суд приходит к выводу о том, что основанием для обращения заявителей в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о продлении срока действия вышеуказанных распоряжений Министерства природных ресурсов РК послужили объективные обстоятельства, не позволившие им в установленный распоряжениями срок осуществить государственный кадастровый учет предоставленных заявителям земельных участков.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика не было представлено объективных и бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что причиной пропуска срока осуществления государственного кадастрового учета земельных участков явились бездействия или виновные действия заявителей.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства предусмотрен ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой уполномоченным органом на первоначальном этапе принимается нормативный правовой акт (решение) о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Данное решение является основанием для проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, после осуществления которого заключается договор аренды. При этом указанная норма не определяет срок действия решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, действующим законодательством вопросы продления срока действия подобного рода решений не урегулированы, в то же время возможность продления срока действия решений в пределах разумного срока Земельным кодексом РФ не исключается.
Кроме того, необходимо учитывать общую направленность, смысл и содержание земельного законодательства, определенные в ст. 1 Земельного кодекса РФ, – введение земельных участков в гражданский оборот путем предоставления их на основе вещного либо обязательственного права участникам гражданских отношений.
Возможность продления срока действия распоряжения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства следует и из конституционных принципов значимости прав и свобод гражданина, создании условия для достойного существования (ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 7, ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), поощрения жилищного строительства (ч. 1, 2 ст. 40 Конституции РФ).
Для определения разумного срока, в пределах которого возможно продление срока действия распоряжения, допустимым является применение п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ, регулирующего сходные правоотношения: «разрешение о предварительном согласовании места расположения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет»
Возможность применения данного пункта также подтверждается идентичностью правового регулирования дальнейших действий участников земельных правоотношений в случае предоставления земельного участка для строительства – п. 1, 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ и для жилищного строительства – ст. 3.1 Земельного кодекса РФ, а именно проведение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета, предоставление земельного участка на основе договора.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами существующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Согласно Закону РК от 28.08.2007 г. № 1060-ЗРК, Указу Главы Республики Карелия от 24.01.2008 г. № 3 Министерство природных ресурсов Республики Карелия осуществляло полномочия по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена.
С 19.07.2010 г. указанные полномочия осуществляются в силу Закона РК от 28.06.2010 г. № 1397 «О признании утратившим силу Закона Республики Карелия «О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена» Администрацией Петрозаводского городского округа. В силу вышеприведенных норм права законодатель установил правопреемство органов государственной власти и органов местного самоуправления, целью которого является сохранение непрерывности осуществления властных функций в правовом режиме, а, следовательно, стабильности и безопасности правового процесса при изменении его субъектного состава, и прежде всего сохранение непрерывности обеспечения и защиты прав человека. Таким образом, право изменять, дополнять, продлевать срок действия актов, принятых иным государственным органом, может быть возложено на орган местного самоуправления в силу правопреемства на основании принятого нормативного правового акта. Распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия в установленном законом порядке не признаны незаконными, приняты Министерством в пределах его компетенции. Таким образом, отказ Администрации Петрозаводского городского округа продлить срок действия распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия, пропущенный по объективным причинам, нарушает права заявителей на возникновение права аренды на предоставленные земельные участки и препятствует его возникновению.
На этом основании суд считает, что оспариваемые заявителями решения Администрации Петрозаводского городского округа нельзя признать соответствующими закону. Учитывая вышеизложенное, на Администрацию Петрозаводского городского округа должна быть возложена обязанность по продлению распоряжений Министерства природных ресурсов РК.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу заявителей подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 197, 197, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление , , , о признании решений Администрации Петрозаводского городского округа незаконными и об обязании совершить действия удовлетворить.
Признать незаконными отказы Администрации Петрозаводского городского округа в продлении срока действия распоряжений Министерства природных ресурсов Республики Карелия №-р от 02.10.2009 г. на обращение , №-р от 02.10.2009 г. на обращение , №-р от 02.10.2009 г. на обращение , №-р от 01.10.2009 г. на обращение .
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа продлить срок действия распоряжений Министерства природных ресурсов РК №-р от 02.10.2009 г., №-р от 02.10.2009 г., №-р от 02.10.2009 г. о предоставлении , , из земель населенных пунктов в аренду земельных участков в районе <адрес> в г. Петрозаводске ориентировочной площадью 1000 кв. м для индивидуального жилищного строительства до 02.10.2011 г.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа продлить срок действия распоряжения Министерства природных ресурсов РК №-р от 01.10.2009 г. о предоставлении из земель населенных пунктов в аренду земельного участка в районе <адрес> в г. Петрозаводске ориентировочной площадью 1000 кв. м для индивидуального жилищного строительства до 01.10.2011 г.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу , , , расходы по оплате государственной пошлины в размере по 200 руб. в пользу каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Черонко