Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1092/2017 ~ М-918/2017 от 15.05.2017

Дело № 2-1092/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2017 года г. Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием истцов А.Н., В.И,,

при секретаре Максимовой Д.О.,

рассмотрев в открытом судеб ном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску А.Н., В.И, к администрации <...> края, Управлению культуры администрации <...> края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении свидетельства на получение социальной выплаты и исключении семьи из списка участников подпрограммы, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить семью в списке участников подпрограммы на получение социальной выплаты, выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

А.Н., В.И, с учетом уточнений обратились в суд с иском к администрации <...> Управлению культуры администрации <...> края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении свидетельства на получение социальной выплаты и исключении семьи из списка участников подпрограммы, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить семью в списке участников подпрограммы на получение социальной выплаты, выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

В обоснование иска указали, что их семья в составе четырех человек: В.И,, А.Н., Т.В., А.В. с <дата> участвует в Программе «Обеспечение - жильем молодых семей».

<дата> от администрации <...> поступило письмо за о то, что специалисты отдела по жилищной политике признали их семью нуждающейся в улучшении жилищных условий (справка от <дата> )

На основании указанного письма-уведомления <дата> с использованием кредитных средств ими совместно было приобретено жилье - квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <...>.

<дата> от ответчика поступило письмо-уведомление о том, что их семья стала претендентом на получение социальной выплаты в рамках участия в подпрограмме «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

<дата> из Управления культуры <...> они получили письмо об исключении их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 35% от расчетной стоимости жилья.

Полагают, что их семью незаконно исключили из списка участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и отказали в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 35% от расчетной стоимости жилья.

Просили признать незаконным решение Управления культуры администрации <...> края об отказе в предоставлении их молодой семье в составе: В.И,, А.Н., Т.В., А.В. свидетельства на получение социальной выплаты в размере 35% в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и исключении их семьи из списков участников Подпрограммы. Признать за их семьей право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 35% в рамках реализации Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Возложить на администрацию <...> края, Управление культуры администрации <...> края обязанность восстановить их семью в составе В.И,, А.Н., Т.В., А.В. в списке молодых семей – участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в той очередности, которая существовала на дату исключения, и выдать их семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 35% в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

В судебном заседании истцы на удовлетворении иска настаивали по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.

Ответчик – администрация <...> края в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержали позицию, изложенную в письме Управления культуры администрации <...> от <дата> .

Ответчик – Управление культуры администрации <...> в судебное заседание представителя не направил, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, исковые требования не признало по доводам, изложенных в письменном отзыве.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 г. утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", которая в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", согласно которой целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

В соответствии с п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании данного Постановления на уровне субъекта РФ Пермского края принято Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. N 1119-П "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", а на местном уровне в <...> городском округе - Постановление Администрации <...> от <дата> N 249-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в <...> городском округе на 2011-2015 годы".

На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Для реализации данной Программы на территории <...> под учетной нормой жилья понимается норма жилья, применяемая для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установленная постановлением главы <...> в размере менее 12 квадратных метров.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с изменением учетной нормы жилой площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В настоящее время (в том числе на момент принятия оспариваемого решения) на территории <...> городского округа <...> действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, подпрограмма «Государственная социальная поддержка семей и детей государственной программы «Семья и дети Пермского края, утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в <...> городском округе», утвержденная Постановлением администрации <...> от <дата>

Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В судебном заседании установлено, что истцы В.И, и А.Н. (добрачная фамилия – Ч. состоят в зарегистрированном браке с <дата>, имеют двоих несовершеннолетних детей: Т.В., <дата> года рождения, А.В., <дата> года рождения.

<дата>, <дата> молодая семья в составе В.И,, А.Н., сына Т.В., дочери А.В. администрацией <...> была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальных выплат для приобретения жилья (л.д.59, 81).

В <дата> г. молодая семья в составе В.И,, А.Н., сына Т.В., дочери А.В. была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».

В <дата> г. данная семья была включена в списки на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья. <дата> семья истцов была оповещена о необходимости предоставления пакета документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья. <дата> семьей А.Н. был представлен пакет документов.

Одним из условий участия в подпрограмме является признание семьи по месту постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий ( п.7 приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050)

Согласно письму отдела по жилищной политике от <дата> семья А.Н. не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.ст. 31, 51, 53 Жилищного кодекса РФ (л.д. 102).

В силу п. 4.2 Порядка реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, молодая семья для постановки на учет для участия в Подпрограмме подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства обоих супругов в числе прочих документов решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, выданное органом местного самоуправления ( п. 4.2.6).

Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с Порядком признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий;

В соответствии с п. 5.7.1 Порядка реализации основанием для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.2.2-4.2.7 настоящего Порядка, для получения свидетельства в срок, установленный пунктом 5.5 настоящего Порядка.

<дата> Управлением культуры администрации <...> на основании п. 5.7.1 Порядка реализации было принято решение об отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья и об исключении семьи А.Н. из списка потенциальных участков подпрограммы, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в <дата> году по причине несоответствия молодой семьи условиям участия в подпрограмме, а именно: непредставлении документа о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на <дата>.

Письмом Управления культуры администрации <...> от <дата> семья А.Н. уведомлена о принятом решении об отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья, об исключении данной семьи из списка участников Подпрограммы (л.д. 15-16)

Судом установлено, что основанием для исключения Управлением культуры администрации <...> семьи истцов из списков участников Программы, как не соответствующей одному из условий для участия в Программе, послужило письмо отдела по жилищной политике администрации <...> от <дата> «О рассмотрении документов», содержащее вывод о том, что на момент заключения кредитного договора (по состоянию на <дата>) семья А.Н. в составе четырех человек была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <...> принадлежащим им на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>, при этом на каждого члена данной семьи приходилось по <данные изъяты> кв.м. общей площади, что составляет более учетной нормы, утвержденной постановлением администрации <...> от <дата>, в связи с чем семья А.Н. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлено, что <дата> между В.И,, А.Н. и ОАО «<данные изъяты>» был заключен кредитный договор, по которому истцами был получен кредит на приобретение готового жилья - квартиры, расположенной по адресу: <...> (л.д. 127-132)

Из имеющихся в деле доказательств, следует, что основанием для признания молодой семьи А.Н., не соответствующей условиям подпрограммы, послужило то обстоятельство, что на каждого из четырех членов молодой семьи в принадлежащем им на праве собственности на дату заключения кредитного договора жилом помещении приходилось более учетной нормы, установленной для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв. м. на человека. При этом при расчете нуждаемости семьи А.Н. в улучшении жилищных условий было учтено жилое помещение по месту регистрации и фактического проживания истцов и их несовершеннолетних детей по адресу: <...> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Учитывая, что общая площадь жилого помещения, находящегося в пользовании семьи А.Н. составляет <данные изъяты> кв.м., на каждого члена семьи истцов приходится по <данные изъяты> кв.м. общей жилой площади, что составляет как более учетной нормы, утвержденной Постановлением администрации <...> от <дата> в размере 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, так и более учетной нормы, утвержденной постановлением главы <...> от <дата> в размере в размере 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Процедура признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п регламентирована Порядком признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п.

Согласно п.2.2 Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-а, в целях реализации мероприятий подпрограммы нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, где члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи менее учетной нормы, установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением администрации <...> от <дата> утверждена учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Аналогичная учетная норма была утверждена ранее действовавшим постановлением главы <...> от <дата> (10 кв.м. общей площади на одного члена семьи).

Пункт 3.1.2 Муниципальной программы «Социальная поддержка граждан в городе <...> на 2014-2016», утвержденной постановлением администрации <...> о <дата> предусматривал норму признания нуждающимися в улучшении жилищных условий на одного члена семьи менее 12 кв.м. Вместе с тем указанный пункт не подлежал применению при рассмотрении вопроса о признании молодой семьи А.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку он не соответствовал п.2.2 Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-па, имеющего большую юридическую силу, и противоречил нормативно-правовым актам, изданным органом местного самоуправления в части размера учетной нормы.

Поскольку на момент заключения кредитного договора (по состоянию на <дата>) общая площадь находящегося в пользовании семьи истцов принадлежащего им на праве собственности жилого помещения составляла более 10 квадратных метров на одного члена семьи, суд не может признать незаконным отказ в предоставлении молодой семье в составе: В.И,, А.Н., Т.В., А.В. свидетельства на получение социальной выплаты в размере 35% в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и исключении данной семьи из списков участников Подпрограммы на основании п. 5.7.1 Порядка реализации.

Сам по себе факт включения семьи А.Н. в состав участников Подпрограммы, при отсутствии к тому законных оснований, не порождает возникновение у них права на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает, что семья А.Н. не имеет права на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, а отказ ответчика в предоставлении свидетельства на указанную выплату и исключение семьи истцов из списка участников подпрограммы является законным и обоснованным, соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования А.Н., В.И,, предъявленные к администрации <...> края, Управлению культуры администрации <...> края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении свидетельства на получение социальной выплаты и исключении их семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить семью в списке участников подпрограммы на получение социальной выплаты, выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 03 июля 2017 года.

Судья И.В. Шатуленко

2-1092/2017 ~ М-918/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кибанов Виктор Иванович
Кибанова Анна Николаевна
Ответчики
Управление Культуры Администрации г. Соликамска
Администрация г. Соликамска
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Шатуленко Ирина Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
15.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2017Передача материалов судье
15.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2017Судебное заседание
27.06.2017Судебное заседание
03.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2017Дело оформлено
18.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее