Дело 1-10/14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О применении принудительной меры медицинского характера.
город Соликамск 17 января 2014 года.
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Богатырёва В.В.,
при секретаре Ёлышевой Е.А.,
с участием:
государственного обвинителя – помощника Соликамского городского прокурора Орехова Ю.А.,
подсудимого Шехирева Е.В. и его законного представителя Шехиревой Л.М.
защитника - адвоката адвокатской конторы № 1 гор. Соликамска Артемьева В.В.,
представителя потерпевшего О,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Шехирева Е. В., <данные изъяты>,
о применении принудительных мер медицинского характера за совершение запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ст. 207 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Шехирев Е.В. в состоянии невменяемости совершил заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве (акте терроризма) при следующих обстоятельствах.
<дата>, около 23 часов, Шехирев Е.В., находясь в своей квартире по адресу: <...>, и имея умысел на заведомо ложное сообщение об акте терроризма, зная, что сообщаемые им сведения о готовящемся взрыве, создающем опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, и наступление иных общественно опасных последствий, являются ложными, несоответствующими действительности, произвел звонок со своего сотового телефона «<данные изъяты>» абонентский номер №, на телефон (№ дежурной части отдела полиции МО МВД России «Соликамский», расположенный по адресу: <...>, и сообщил по телефону о заложенном взрывном устройстве в здании отдела полиции МО МВД России «Соликамский».
После получения этого сообщения сотрудниками дежурной части ОП МО МВД России «Соликамский» была организована работа по поиску взрывного устройства в здании отдела полиции МО МВД России «Соликамский», в которой были задействованы: ответственный от руководства, помощник оперативного дежурного отдела полиции, дежурный отдела полиции. Взрывного устройства в здании отдела полиции МО МВД России «Соликамский» обнаружено не было.
После чего следственно-оперативная группа ОП МО МВД России «Соликамский» в составе дознавателя, оперуполномоченного ОП, дежурного по разбору дежурной части, водителя дежурной части выехали на адрес: <...>, где установили местонахождение Шехирева Е.В., сообщившего об акте терроризма.
В результате указанных преступных действий Шехирева Е.В. была создана экстремальная ситуация, связанная с приведением в действие соответствующих сил и средств, проведению организационно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных последствий террористического акта.
Подсудимый Шехирев Е.В. вину в инкриминируемом ему деянии признал, суду пояснил, что вечером <дата> находился дома, пил пиво. Из-за того, что симпатичная ему девушка вышла замуж за сотрудника полиции, и из-за неприязни к сотрудникам полиции, решил позвонить в дежурную часть отдела полиции по <...>, телефонный номер которой он знал и «пошутить» с ними. Со своего сотового телефона он произвел звонок в дежурную часть и сказал ответившему ему сотруднику, что у них в здании заложена бомба, после чего связь прервал. Понимал, что никакой бомбы в здании полиции не было, и он сообщает сведения, не соответствующие действительности. Не возражает против направления его на лечение, но только на амбулаторное.
Факт совершения Шехиревым Е.В. запрещенного уголовным законом деяния в состоянии невменяемости подтверждается:
Показаниями представителя потерпевшего О, которая показала, что на основании доверенности представляет интересы МО МВД России «Соликамский». Знает о том, что <дата> Шехирев Е.В. сообщил в дежурную часть отдела полиции МО МВД России «Соликамский» сообщение о заложенной там бомбе. Действиями Шехирева Е.В. была создана чрезвычайная ситуация, и сотрудниками полиции при получении данного сообщения была организована работа по поиску взрывного устройства в здании ОП МО МВД России «Соликамский» и был организован выезд следственно-оперативной группы по домашнему адресу подсудимого.
Показаниями свидетелей К., который в судебном заседании, Ч. и Г., которые в ходе следствия /л.д. 17-18, 23-24/ дали аналогичные показания о том, что они являются сотрудниками полиции, <дата> находились на суточном дежурстве в здании отдела полиции МО МВД России «Соликамский» по адресу: <...>. В 23 часа в дежурную часть по телефону от неизвестного мужчины поступило сообщение о том, что в помещении полиции заложена бомба. После получения данного сообщения, которое расценивается как чрезвычайное, было проверено все здание отдела полиции, а также прилегающая к нему территория, на предмет обнаружения заложенной бомбы. В ходе поисковых мероприятий взрывчатых веществ и посторонних подозрительных предметов обнаружено не было. В ходе проведенных оперативных мероприятий было установлено, что данное сообщение о заложенной бомбе сделал Шехирев Е.В., проживающий по <...>, куда сразу выехала следственно-оперативная группа, где в квартире находились Шехирев Е.В. и его мать Л., которые были доставлены в отдел полиции. Шехирев Е.В. пояснил, что действительно позвонил в полицию на номер №, со своего сотового телефона, и сообщил о бомбе.
Показаниями законного представителя подсудимого Л., которая суду показала, что ее сын Шехирев Е.В. страдает психическим заболеванием, состоит под наблюдением врача-психиатра, постоянно проживает с ней в квартире по указанному адресу. <дата> в вечернее время она с сыном были дома, то, как он звонил в полицию она не слышала. Около 24 часов к ним домой приехали сотрудники полиции, которые доставили ее и сына в отдел полиции. Не возражает против направления сына на лечение, но желательно не на стационарное.
Протоколами выемки и осмотра /л.д. 20, 21/, в ходе которой был изъят сотовый телефон «<данные изъяты>» IMEI: №, с установленной в нем Сим-картой с абонентским номером №, принадлежащий Шехиреву Е.В., с которого он осуществил телефонный звонок в полицию, а именно при осмотре исходящих соединений телефона был зафиксирован звонок в 22:58 часов <дата> на номер № (телефон дежурной части ОП МО МВД России «Соликамский»).
С учетом представленных суду доказательств и установленных в судебном заседании фактических обстоятельств по делу, суд считает доказанным то, что Шехирев Е.В. совершил общественно-опасное, запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст. 207 УК РФ – заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, создающем опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и наступление иных общественно опасных последствий, то есть заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Заключением стационарной судебно-психиатрической экспертизы № от <дата> /л.д. 68-71/ достоверно установлено, что Шехирев Е.В. страдает хроническим психическим расстройством в форме шизофрении параноидной. По этому заболеванию Шехирев Е.В. признан инвалидом II группы бессрочно. По своему психическому состоянию Шехирев Е.В. при совершении общественно-опасного деяния не мог осознавать фактический общественный характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию он представляет опасность для окружающих и комиссией экспертов Шехереву Е.В. рекомендуется принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа.
Таким образом, судом установлено, что Шехирев Е.В. по своему психическому состоянию не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В состоянии невменяемости он совершил общественно-опасное деяние, которое с учетом установленных обстоятельств, представляет опасность для других лиц, а также он может и в дальнейшем причинять иным лицам существенный вред путем совершения уголовно-наказуемых деяний. Комиссией врачей ему рекомендовано принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа.
В соответствии со ст. 433 ч. 2 УПК РФ принудительные меры медицинского характера назначаются в случае, когда психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц, либо возможностью причинения им иного существенного вреда.
Следовательно, учитывая все изложенные выше обстоятельства, в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ Шехирев Е.В. должен быть освобожден от уголовной ответственности за совершение запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ст. 207 УК РФ и в силу ч. 2 ст. 101 УК РФ в его отношении следует применить принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.
Гражданский иск отозван. Следует определить судьбу вещественных доказательств.
Процессуальные издержки не должны быть взысканы с подсудимого в соответствии с ч. 1 ст. 132 УПК РФ, так как Шехирев Е.В. не осуждается и не приобретает статус осужденного.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 442, 443 УПК РФ, ст. 99 ч.1 п. «б» УК РФ, ст.ст. 21, 101 ч. 2 УК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Освободить Шехирева Е. В. от уголовной ответственности за совершение запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ст. 207 УК РФ.
Применить к Шехиреву Е. В. принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.
Вещественное доказательство по делу – сотовый телефон «<данные изъяты>» IMEI: №, с установленной в нем Сим-картой с абонентским номером № – вернуть Шехиреву Е.В. по принадлежности.
Освободить Шехирева Е.В. от выплаты процессуальных издержек по делу.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
Судья Богатырёв В.В.