Решение по делу № 3-76/2015 (3-167/2014;) ~ М-297/2014 от 25.12.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Курсовой С.И.,

с участием: представителей заявителя Колмакова Е.А. – Шведа В.В. и Крук Е.Ю., представителя Администрации города Иркутска Цыреновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-76-15 по исковому заявлению Колмакова Евгения Анатольевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области, третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрация города Иркутска, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Колмаков Е.А. обратился в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м., местоположение: "адрес изъят", кадастровый "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих административно-производственных зданий, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года в размере "данные изъяты" рублей; возложении обязанности на орган кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 01 января 2012 года в размере "данные изъяты" рублей.

В обоснование заявленных требований Колмаков Е.А. указал, что согласно сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области № 239-пп от 5 мая 2014 года) кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты".

Согласно отчету об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Р.» от "дата изъята" "номер изъят" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01 января 2012 года составляет "данные изъяты" рублей.

Положительным экспертным заключением экспертного совета некоммерческого партнерства саморегулируемая организация оценщиков «С.» от "дата изъята" "номер изъят" подтверждено, что отчет об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Р.» от "дата изъята" "номер изъят" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется размер земельного налога, поэтому превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя как собственника земельного участка и плательщика необоснованно завышенного земельного налога.

Колмаков Е.А. просит суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года, в размере "данные изъяты" рублей; возложить на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года, в размере "данные изъяты" рублей.

Определением судьи Иркутского областного суда от 30 декабря 2014 года к участию в деле привлечено Правительство Иркутской области.

В судебном заседании представители заявителя Колмакова Е.А. - Шведа В.В. и Крук Е.Ю. поддержали заявленные требования.

Представитель Администрации города Иркутска Цыренова М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, Правительства Иркутской области в судебное заседание не явились. В письменных возражениях на заявленные требования указали, что они не подлежат удовлетворению.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на заявленные требования указал на отсутствие заинтересованности в факте установления или не установления кадастровой стоимости, ввиду отсутствия спора о праве. Выслушав пояснения представителей заявителя Колмакова Е.А. - Шведа В.В. и Крук Е.Ю., поддержавших заявленные требования, представителя Администрации города Иркутска Цыреновой М.В., возражавшей против удовлетворения заявленных требований, суд не находит оснований для их удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, между сторонами возник административный спор об оспаривании результатов установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих административно-производственных зданий, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по "адрес изъят". Данный спор возник не потому, что орган государственной

власти субъекта Российской Федерации неправильно определил кадастровую стоимость земельного участка, а ввиду необходимости для заявителя в определении индивидуальной рыночной стоимости земельного участка с учетом уникальных характеристик объекта недвижимости. Поэтому данный спор не может рассматриваться в порядке искового производства, так как он по своей сути является не частно-правовым, а публично-правовым спором.

В связи с этим, суд при рассмотрении дела применяет положения глав 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений), несмотря на наименование искового заявления, поскольку изменилась редакция статей 24.18 и 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ), внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 26).

Исходя из содержания главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверке подлежат обстоятельства наличия у государственного органа полномочий на принятие решения, соблюдения порядка принятия решения, соответствия содержания решения требованиям закона.

В соответствии с положениями статьи 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Действия на этапах формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключения с ним договора на проведение оценки; определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости; проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости; утверждения результатов определения кадастровой стоимости; внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, регламентированы положениями статей 24.12-24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании статьи 24.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу статей 24.15 и 24.16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, по результатам проведения которой саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на такой отчет.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 04 июля 2012 года № 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 06 августа 2013 года № 293-пп, опубликованы в газете «Областная» от 13 июля 2012 года № 75 и от 12 августа 2013 года № 88, вступили в силу через десять календарных дней после опубликования документов).

В Приложении к указанным постановлениям Правительства Иркутской области имеется перечень объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области.

На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 года, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФиннГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 06 ноября 2012 года № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 года заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.

По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 года № 2004-13 по состоянию на 01 января 2012 года.

Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 07 июня 2013 года № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 года отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» (ФСО № 4), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки.

Пунктом 4 ФСО № 4 установлено, что кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов, рынок которых ограничен или отсутствует.

В силу пункта 6 ФСО № 4 под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Таким образом, государственная кадастровая оценка имеет своей целью формирование рынка недвижимости и по своей сути кадастровая стоимость является рыночной стоимостью объектов недвижимости.

Колмаков Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих административно-производственных зданий, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по "адрес изъят", что подтверждается договором купли-продажи от "дата изъята" и свидетельством о государственной регистрации права от "дата изъята" "номер изъят".

Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет "дата изъята" с видом разрешенного использования: для эксплуатации существующих административно-производственных зданий, что подтверждается разделами "данные изъяты" кадастровых паспортов от "дата изъята" и "дата изъята".

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп, исходя из кадастровой стоимости земли за 1 кв.м. по

третьей группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок) в размере "данные изъяты" и составляет "данные изъяты", исходя из общей площади "данные изъяты" кв.м., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Правительством Иркутской области.

Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки стоимости принадлежащего заявителю земельного участка, он заключил договор на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка с Обществом с ограниченной ответственностью «Р.».

Согласно отчету об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Р.» от "дата изъята" "номер изъят" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01 января 2012 года составляет "данные изъяты" рублей.

В подтверждение соответствия отчета об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Р.» от "дата изъята" "номер изъят" требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности представлено положительное экспертное заключение экспертного совета некоммерческого партнерства саморегулируемая организация оценщиков «С.» от "дата изъята" "номер изъят".

В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Омск-Имущество» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации» от 01 марта 2011 года № 281-О-О указано, что действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Колмаков Е.А. оспорил в суде результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Для целей настоящего закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Статья 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержит обязательные требования к договору на проведение оценки.

Статья 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки установлены в Федеральном стандарте оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 509.

Согласно пункту 19 названного Федерального стандарта оценки (ФСО № 1) информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а


также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки № 1 итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

В соответствии с пунктом 14 Федерального стандарта оценки № 1 при сравнительном подходе применяется совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

В соответствии с пунктом 22 Федерального стандарта оценки № 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения. При сравнительном подходе оценщик должен скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254, в отчете об оценке должен содержаться раздел анализа рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. В разделе анализа рынка должна быть представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, и содержаться обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации 06 марта 2002 года № 568-р (в редакции распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 31 июля 2002 года № 2314-р), рыночная стоимость земельного участка зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок.

При определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" вышеуказанные положения законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требования Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требования федеральных стандартов оценки и актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности учтены оценщиком не были.

При составлении отчета о рыночной стоимости принадлежащего Колмакову Е.А. земельного участка с кадастровым "номер изъят" оценщиком применен метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода и представлены объекты-аналоги земельного участка, используемые для проведения оценки.

Из содержания пункта "данные изъяты" об оценке (л.д. "данные изъяты") следует, что оценщик в процессе подготовки отчета исходил из достоверности полученных документов, имеющихся у заказчика.

В приложениях к отчету значатся свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор купли-продажи земельного участка, акт приема-передачи земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка (л.д. "данные изъяты"). Данные документы содержатся в отчете в виде ксерокопий, которые не заверены в установленном законом порядке, что является нарушением пункта 11 Федерального стандарта оценки № 3, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли от 20 июля 2007 года № 254, поэтому информация не могла считаться достоверной для оценщика в момент оценки.

Данное обстоятельство не нашло своего отражения в положительном экспертном заключении, в котором указано на выполнение оценщиком всех требований законодательства.

Обращаясь в суд, заявитель не указал каких-либо уникальных характеристик земельного участка с кадастровым "номер изъят", которые не были учтены при массовой оценке для определения кадастровой стоимости и которые влияют на рыночную стоимость объекта недвижимости.

На страницах "данные изъяты" отчета об оценке (л.д."данные изъяты") оценщик также исходил из отсутствия ограничений в использовании земельного участка, в связи с отсутствием охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, и т.д., учитывая также, что характеристика его рельефа дополнительных обременений для стоимости участка не создает, что также свидетельствует об отсутствии каких-либо уникальных особенностей земельного участка, которые могут повлиять на его стоимость.

Как усматривается из отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят", данный земельный участок отнесен к третьей группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок).

Из содержания кадастрового паспорта следует, что земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации существующих административно-производственных зданий.

В отчете оценщика на странице "данные изъяты" (л.д."данные изъяты") имеются сведения о текущем использовании земельного участка под эксплуатацию существующих производственных строений. Однако, оценщиком не описаны обстоятельства отнесения земельного участка к другой группе видов разрешенного использования, использование либо не использование земельного участка под гаражи и автостоянку, что свидетельствует о его недостоверности.

При таких обстоятельствах, в случае использования земельного участка для производственных целей, не связанных с эксплуатацией гаражей и автостоянки, заявитель вправе изменить вид разрешенного использования, что приведет к снижению кадастровой стоимости земельного участка почти в "данные изъяты" раза, поскольку удельный показатель для третьей группы видов разрешенного использования составляет "данные изъяты", а для девятой группы видов разрешенного использования "данные изъяты" в одном кадастровом квартале с земельным участком заявителя, что подтверждается представленной выпиской из постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп).

В таблице на странице "данные изъяты" отчета об оценке приведены "данные изъяты" объекта аналога (л.д"данные изъяты"), которые расположены в одном "данные изъяты" районе города Иркутска, то есть там же, где находится земельный участок заявителя. Вид разрешенного использования у объектов-аналогов указан под производственные объекты.

Учитывая, что оцениваемый земельный участок относится к другой группе видов разрешенного использования, отчет об оценке вводит в заблуждение.

В этой же таблице указано, что информация о первом объекте-аналоге содержится в архиве оценщика и указаны данные с сайта Интернет.

При проверке достоверности данной информации установлено ее отсутствие на указанном оценщиком сайте, в связи с чем, суд полагает, что оценщиком нарушен принцип проверяемости, так как указанная информация должна быть доступна для проверки любым лицом, а нахождение ее лишь в архиве оценщика этому препятствует.

При определении вида разрешенного использования земельных участков аналогов оценщик не использовал Генеральный план города Иркутска, утвержденный Решением Думы города Иркутска от 28 июня 2—7 года № 004-20-390583\7 с Правилами землепользования и застройки территории города Иркутска, поэтому отчет об оценке не отвечает принципу достоверности и вводит в заблуждение.

В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254, при составлении отчета должны соблюдаться следующие принципы:

в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности);

информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности);

содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности);

состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).

Поскольку отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный Обществом с ограниченной ответственностью «Р.», который представлен в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", составлен оценщиком с нарушением вышеназванных принципов, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований и об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной, которая установлена данным отчетом в размере "данные изъяты" рублей.

В представленном экспертном заключении экспертного совета некоммерческого партнерства саморегулируемая организация оценщиков «С.» от "дата изъята" "номер изъят" не отражены выявленные нарушения требований статьи 11 и статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности», поэтому оно не может рассматриваться в качестве положительного экспертного заключения.

Суд исходит из обязанности проверки данного отчета на соответствие его требованиям федеральных законов и федеральных стандартов оценки, даже при наличии положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков, поскольку отчет является доказательством по делу, которому суд дает оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Не имеет правового значения то обстоятельство, что поскольку заинтересованные лица не оспаривают установленную отчетом рыночную стоимость земельного участка, она считается установленной, поскольку Правительством Иркутской области установлена кадастровая стоимость земельного участка, которая также является рыночной, а отсутствие возражений по отчету об оценке не является для суда обстоятельством, влекущим безусловное принятие отчета об оценке в качестве достоверного и допустимого доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости. Суд обязан самостоятельно проверить отчет об оценке на соответствие требованиям законодательства.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований Колмакова Е.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м., местоположение: "адрес изъят", кадастровый "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих административно­производственных зданий, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года в размере "данные изъяты" рублей; возложении обязанности на орган кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию в размере "данные изъяты" рублей на 01 января 2012 года следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Колмакова Евгения Анатольевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м., местоположение: "адрес изъят", кадастровый "номер изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих административно­производственных зданий, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года в размере "данные изъяты" рублей; возложении обязанности на орган кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 01 января 2012 года в размере "данные изъяты" рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

3-76/2015 (3-167/2014;) ~ М-297/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колмаков Евгений Анатольевич
Другие
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области
Администрация города Иркутска
Правительство Иркутской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Ткачук Марина Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud--irk.sudrf.ru
25.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2014Передача материалов судье
30.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2015Судебное заседание
17.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее