Петрозаводский городской суд Дело № 5-566/14-19
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 апреля 2014 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В., при секретаре Куценко А.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Кондопожская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ», Учреждение), юридический адрес: 186220, Республика Карелия, город Кондопога, улица Бумажников, дом 20А, <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ», расположенное по адресу Республика Карелия, город Кондопога, улица Бумажников, дом 20А, в нарушение п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 644 от 04.11.2006 года «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», имея в качестве структурного подразделения аптеку, осуществляющую отпуск наркотических средств и психотропных веществ, не представило в территориальный орган Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН РФ по Республике Карелия) отчет по форме № 1-ОРАУ согласно Приложению № 6 к вышеназванному Постановлению (отчет об изготовлении лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, отпуске и реализации наркотических средств и психотропных веществ) за 2013 год в срок до 15.02.2014 года. Вышеуказанный отчет по настоящее время в УФСКН РФ по РК не представлен.
В судебном заседании законный представитель ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» (главный врач Егорова Л.В.) вину Учреждения в правонарушении признала, пояснив, что Учреждение не имеет лицензии на право изготовления лекарственных средств, содержащих в своем составе наркотические или психотропные вещества, поэтому данный вид отчета представлять не обязано. Обращает внимание, что аптека, являющаяся структурным подразделением ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ», приобретает исключительно готовые формы вышеназванных веществ, которые в дальнейшем распределяет между иными структурными подразделениями Учреждения. Полагает, что Учреждение выполнило свои обязанности в полном объеме, представив отчет формы 1-ИСП, который отражает движение наркотических и психотропных вещества в ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ». Указывает на отсутствие указаний о необходимости представления отчета формы 1-ОРАУ, содержащихся в Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.12.2006 года № 6811-ВС. Ранее Учреждение неоднократно проверялось сотрудниками ФСКН, однако каких-либо претензий относительно необходимости представления отчета формы № 1-ОРАУ не высказывалось.
Заслушав законного представителя ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ», изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам:
Частью 1 статьи 6.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно статье 1 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон) под оборотом наркотических средств и психотропных веществ понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу части 1 статьи 37 Закона юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также осуществляющие производство прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, обязаны представлять в форме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, отчет о деятельности за истекший календарный год с указанием количества каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного либо использованного наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Список I, Таблицу I и Таблицу II Списка IV, количества каждого произведенного прекурсора, внесенного в Таблицу III Списка IV, а также количества запасов наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Более детально процедура предоставления вышеназванных отчетов регламентирована «Правилами предоставления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 года № 644 (далее по тексту Правила), в соответствие с которыми:
Пункт 8: Аптечные учреждения и имеющие аптеки лечебно-профилактические учреждения, осуществляющие в установленном порядке изготовление лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, отпуск и реализацию наркотических средств и психотропных веществ, представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в соответствующие территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по форме согласно приложению N 6 (форма 1-ОРАУ):
годовой отчет о количестве изготовленных, отпущенных и реализованных наркотических средств и психотропных веществ;
сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Пункт 9: Юридические лица, осуществляющие в установленном порядке использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских, ветеринарных, научных и учебных целях, при проведении экспертиз с их использованием или для их идентификации представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в соответствующие территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по форме согласно приложению N 7 (форма 1-ИСП):
годовой отчет о количестве использованных наркотических средств и психотропных веществ;
сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Из Устава ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» усматривается, что :
Учреждение является юридическим лицом (п. 1.4),
Целями деятельности Учреждения является обеспечение населения РК медицинской помощью (п. 2.1),
Одними из видов деятельности учреждения являются фармацевтическая деятельность (п. 2.3.3), а также деятельность, связанная с оборотом наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки 2 и 3 в соответствие с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (пп. 2.3.4,2.3.5).
Из пояснений Главного врача ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» следует, что одним из структурных подразделений Учреждения является аптека.
Лицензия <данные изъяты> подтверждает право ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
Приложение к вышеназванной лицензии подтверждает право структурного подразделения Учреждения – Аптеки, указанной в приложении к лицензии, как Основное хранилище наркотических средств и психотропных веществ, помещение № <данные изъяты> на 1 этаже больницы, – осуществлять хранение, отпуск, приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список 2 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ
В судебном заседании установлено, что Учреждением в соответствии с положениями п.9 Правил своевременно предоставлено УФСКН России по РК отчет формы 1-ИСП, являющейся приложением № 7 к Правилам.
Вместе с тем отчет формы № 1-ОРАУ, являющейся приложением № 6 к Правилам, в нарушение п. 8 Постановления от 04.11.2006 года № 644 представлен не был.
Полагаю, что доводы представителя Учреждения относительно отсутствия обязанности по представлению отчета формы № 1-ОРАУ основаны на неверном толковании материальных норм права.
В частности, п. 9 Правил предусматривает безусловную обязанность представления лечебными учреждениями отчета формы № 1-ИСП, поскольку данный отчет связан с представлением сведений, касающихся использования наркотических средств и психотропных веществ. Данные вещества аптеками, входящими в структурное подразделение Учреждения не используются, поскольку лицензированными видами деятельности аптеки являются хранение, отпуск, приобретение названных веществ.
Их представленных приложение к копии лицензии ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ», предоставляющих право заниматься лицензируемыми видами деятельности следует, что иные структурные подразделения Учреждения (в частности, стационарные отделения, имеют право хранить и использовать вышеназванные вещества. При этом, право на отпуск данных веществ, у них отсутствует.
Необходимость же представления отчета формы № 1-ОРАУ обуславливается не всеми лечебными учреждениями, а только аптечными учреждениями и лечебно-профилактическими учреждениями, имеющими в своем составе аптеки.
При этом, вопреки мнению представителя Учреждения, законодателем предусмотрена обязанность представления отчетов формы № 1-ОРАУ как в случае изготовления лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, так и в случае их отпуска и реализации готовых форм, имея ввиду то обстоятельство, что абзац седьмой статьи 1 Закона относит изготовление и отпуск наркотических средств и психотропных веществ к разным видам деятельности, связанным с их оборотом.
В судебном заседании представителем Учреждения не оспаривается и подтверждается содержанием приложения к лицензии, что аптекой производится приобретение, хранение и отпуск готовых контролируемых лекарственных средств другими структурным подразделениям ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ», использующих их в медицинских целях, при этом их использование аптекой не производится. Указанное также подтверждается приложениями к лицензии.
Факт совершения Учреждением правонарушения подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств:
28.03.2014 года оперуполномоченными Прионежского МРО Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РК ЯЛВ в отношении юридического лица ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» в присутствии главного врача Учреждения Егоровой Л.В. составлен протокол № 246 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который учетом п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005, существенных недостатков не имеет, составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ.
Отчетом об использовании наркотических средств и психотропных веществ за 2013 год,
Журналом регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, производимых Аптекой за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года,
Должностными обязанностями заведующей аптекой –провизора, согласно которым он организует работу аптеки по осуществлению своевременного и качественного обеспечения структурных подразделений учреждения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения,
Копиями лицензий,
Иными доказательствами.
Таким образом, считаю, что ГБУЗ «Кондопожская ЦРБ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – непредоставление в государственный орган предусмотренный законом отчет о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров.
Срок привлечения к ответственности за административное правонарушение не истек.
При определении вида и размера административного взыскания судья учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
Учитывая, что несоблюдение Учреждением требований законодательства связано с невозможность со стороны государственных органов надлежащего и своевременного контроля за лекарственными средствами, содержащими в своем составе вещества, находящиеся под особым контролем государства, суд приходит к выводу о невозможности освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности.
Принимая во внимание характер допущенного нарушения, прихожу к выводу о возможности применения в качестве основного наказания штрафа, что обеспечит устранение выявленных нарушений и будет соответствовать целям административного наказания. Вместе с тем, учитывая обстоятельства дела, судья не считаю необходимым применять дополнительный вид наказания в виде конфискации наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров.
Определяя размер административного наказания в виде административного штрафа, учитывается, что правонарушение было совершено некоммерческой организацией (п. 3 ст. 50 ГК РФ), осуществляющей социально и общественно значимую деятельность, целью которой является обеспечение населения обязательной медицинской помощью на территории всего муниципального района. Финансирование привлекаемого лица осуществляется в значительной степени из бюджетных источников, в связи с чем прихожу к выводу об исключительности настоящего случая и, имея ввиду то обстоятельство, что минимальный размер штрафа, налагаемого за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, превышает сто тысяч рублей, полагаю возможным уменьшить его ниже низшего предела, применительно к порядку исполнения постановления Конституционного Суда РФ № 4-П от 25.02.2014 г.. Иное не будет соответствовать общеправовому принципу справедливости, необходимости определения размера наказания соразмерного характеру совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого лица, его имущественному и финансовому положению, что может привести к подавлению его экономической самостоятельности, чрезмерному ограничению права собственности (имея ввиду то обстоятельство, что Учреждение финансируется из бюджета Республики Карелия), а также к прекращению оказания медицинской помощи либо к значительному снижению ее качества (учитывая необходимость отвлечения значительных средств для уплаты административного штрафа).
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Кондопожская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей без конфискации наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет 40101810600000010006 в ГРКЦ Национального Банка России. Получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (УФСКН России по Республике Карелия, л/с 04061726550). БИК 048602001. ИНН 1001046698. КПП 100101001. ОКТМО 86701000. КБК 20411612000016000140, в назначении платежа указать данные административного правонарушителя, номер и дату постановления о назначении административного наказания в виде штрафа.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения копии в Верховный суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.В. Лазарева