Дело № 2-5775/2022
73RS0001-01-2022-007868-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Чубатовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Мангушева И.Р. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности организовать услугу по проезду к месту лечения и обратно,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах Мангушева И.Р., обратился в суд с указанным иском.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об оказании специализированной медицинской помощи и бесплатной медицинской помощи населению было выявлено бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области (далее Министерство), в результате чего инвалид <данные изъяты> Мангушев И.Р. вынужден за счет личных средств самостоятельно несколько раз в неделю круглогодично посещать медицинский центр ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г. <адрес>, чтобы получить жизненно необходимое лечение.
Прокурор просит обязать ответчика Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать и предоставить Мангушеву И.Р. бесплатно услугу по доставке из дома к месту лечения в диализный центр ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г. <адрес> и обратно домой в соответствии с графиком его лечения.
В судебном заседании истец Мангушев И.Р., прокурор Заволжского района г. Ульяновска не присутствовали, извещались о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области не присутствовал, извещался о времени и месте рассмотрения гражданского дела. Представил отзыв на иск, из которого следует, что Мангушев И.Р. получает плановое лечение методом программного гемодиализа, лечение получает амбулаторно, а не стационарно, в скорой медицинской помощи, в осуществлении медицинской эвакуации не нуждается. Другие основания для его доставки транспортом медицинской организации для получения программного гемодиализа в лечебное учреждение действующим законодательством не предусмотрены. Доставка пациента к месту лечения и обратно не является медицинской услугой. Полномочием по возмещению гражданам денежных средств Министерство не обладает. Просит в иске отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации г. Ульяновска, ООО «Фрезениус Нефрокеа» в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела. Представитель ООО «Фрезениус Нефрокеа» в отзыве просил рассмотреть дело в своё отсутствие, полагает, что обязанность по обеспечению доставки истицы для прохождения процедуры гемодиализа и обратно возложена в силу закона на Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, а также дело освидетельствования в МСЭ, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.
Гражданским законодательством, в частности ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе, в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Мангушев И.Р. является инвалидом <данные изъяты> (л.д.3).
Справкой ООО «Фрезениус Нефрокеа» подтверждается, что Мангушев И.Р. находится на постоянном лечении процедурой гемодиализ с 18.01.2010 в диализном центре по адресу: <адрес> по причине хронической почечной недостаточности. График лечения на аппарате «искусственная почка» 3 дня в неделю (пн,ср, пт, с 12.00 -18.00 часов). Перерывы в лечении диализом не допустимы в связи с угрозой для жизни. (л.д.11).
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пп. 1, 3, 9 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 18.01.2012 № 17н, медицинская помощь взрослому населению по профилю «нефрология» оказывается в рамках, в том числе специализированной медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1271н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа» терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
Как установлено в судебном заседании, транспортировка Мангушева И.Р. от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа в ООО «Фрезениус Нефрокеа», расположенного по адресу: г. <адрес>, и обратно в соответствии с графиком лечения не организована.
При рассмотрении дела по существу суд приходит к выводу, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятия по её оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа должна быть возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Ульяновской области, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится заместительная терапия методом программного гемодиализа.
В связи с этим, Мангушев И.Р., нуждающийся в транспортировке в лечебное учреждение, имеет право на бесплатное доставление к месту оказания специализированной медицинской помощи и обратно и такие услуги в рамках оказания специализированной медицинской помощи должны быть оказаны.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с ч.2 ст. 81 указанного Федерального закона в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования.
Согласно ч. 2 ст. 83 указанного Федерального закона финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти; бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации; иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.4 ст.21 указанного Федерального закона для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу п. 21 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом в силу ч.11 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 №805-ФЗ утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – территориальная программа).
Согласно п. 2.4 Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Ульяновской области в рамках программы бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, включая немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации, в том числе физиотерапевтические методы лечения, лечебную физкультуру, массаж и другие.
Пунктом 5.8. Территориальной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
На основании приложения № 8 к Территориальной программе ООО «Фрезениус Нефрокеа» внесено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В силу под. 13 п.3.1 Территориальной программы, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно, в том числе и при болезни мочеполовой системы. Функции мочеполовой системы у истицы утрачены на 100%, что усматривается из материалов дела.
Согласно п.5.8 Территориальной программы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Однако, в силу ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются, в том числе, первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.
Таким образом, проведение заместительной терапии методом гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время, является составной частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, где указано, что Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственной управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1 положения). К функциям и полномочиям Министерства здравоохранения Ульяновской области относятся, в том числе, разработка, внесение на утверждение Правительства Ульяновской области и реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (п.п. 3 п.2.1 положения); обеспечение контроля за выполнением Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области (п.п.5 п.2.1 положения); создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (п.п.7 п.2.1 положения); организация оказания населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (п.п.8 п. 2.1 положения).
Анализируя указанные положения, суд приходит выводу о том, что Министерство здравоохранения Ульяновской области является уполномоченным органом, который организует оказание, в том числе и специализированной медицинской помощи, к которой относится также терапия методом гемодиализа, в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.
Несмотря на то, что транспортировка больных на гемодиализ не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств ОМС, вместе с тем, это не исключает возможности ее финансирования Министерством здравоохранения Ульяновской области в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Отказ в транспортировке инвалида <данные изъяты> Мангушева И.Р. в медицинское учреждение для прохождения жизненно необходимой процедуры гемодиализа противоречит нормам ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, согласно которым оказываемая медицинская помощь (в том числе и специализированная) должна быть доступна.
Отсутствии принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке и неуказание такого обязательства в качестве расходного обязательства субъекта не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии установленной законом обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (п. 2 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Ссылка на то, что выделяемые Министерству средства являются целевыми и не могут быть использованы на иные цели, в том числе транспортировку больных для оказания специализированной медицинской помощи, не согласуется с нормой п.2 ч.2 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которой предусмотрена обязанность финансирования расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования, за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а также полномочием Министерства по организации оказания населению Ульяновской области специализированной медицинской помощи.
В связи с изложенным, на ответчика в судебном порядке должна быть возложена обязанность организовать и представить истцу бесплатную медицинскую услугу по транспортировке от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры гемодиализа в ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г.<адрес>, и обратно в соответствии с графиком лечения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Мангушева И.Р. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности организовать услугу по проезду к месту лечения и обратно – удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности организовать и представить Мангушеву И.Р. бесплатную медицинскую услугу по транспортировке его от места жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры гемодиализа в ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г.<адрес>, и обратно в соответствии с графиком лечения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Бахарева
Срок изготовления мотивированного решения: 09.01.2023