? Дело № 2-466/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2020 года с. Юсьва
Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Нешатаевой Е.Ю.,
с участием прокурора Бурковой Ж.С.,
истца З.Т.В.,
представителя ответчика Боталовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.Т.В. к администрации Юсьвинского муниципального округа о признании незаконным ее увольнения с муниципальной службы, отказа в приеме на работу, об обязании заключить трудовой договор, о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
З.Т.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя требования тем, что она состояла в трудовых отношениях с администрацией Юсьвинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего отделом экономики, заместителя главы района, заместителя главы района-главы администрации района по экономическим вопросам, заместителя главы администрации по экономическим вопросам и развитию инфраструктуры, заместителя главы администрации района по развитию инфраструктуры. В связи с преобразованием Юсьвинского муниципального района в Юсьвинский муниципальный округ ее уволили по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Считает увольнение незаконным в связи с тем, что администрация Юсьвинского муниципального округа является правопреемником администрации Юсьвинского муниципального района в отношениях с должностными лицами местного самоуправления, поэтому ее обязаны были принять на работу в администрацию Юсьвинского муниципального округа. Кроме того ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Юсьвинского муниципального округа с заявлением о приеме на работу на вакантные должности муниципальной службы заместителя главы администрации Юсьвинского муниципального округа по социальному развитию и руководителя аппарата администрации Юсьвинского муниципального округа, ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о приеме на работу на вакантные должности муниципальной службы заместителя главы администрации Юсьвинского муниципального округа по экономическому развитию, заместителя главы администрации Юсьвинского муниципального округа по развитию инфраструктуры и благоустройству. На момент обращения вышеуказанные должности были вакантными. В течение 3 недель на эти должности приняты работники, а ей был дан ответ о том, что все должности заняты, ее кандидатура отклонена. Причины не указаны. На данные должности приняты работники, ранее работавшие в администрации Юсьвинского муниципального района, то есть в отношении них было применено правопреемство, в отношении нее правопреемство не применено. За весь период работы в администрации <адрес> у нее не было нарушений трудовой дисциплины, ей была объявлена благодарность, также награждалась Почетными грамотами администрации Юсьвинского муниципального района и Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес>, ведомственными знаками отличия Федеральной государственной статистики за заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года и Всероссийской сельскохозяйственной переписи. За успешное выполнение должностных обязанностей ей ежемесячно выплачивалось денежное поощрение. В связи с тем, что ей отказали в приеме на работу без указания причин, нарушено ее право на труд. Также она имеет статус предпенсионера, и необоснованный отказ в приеме на работу нарушает Трудовой кодекс РФ. В связи с необоснованным увольнением она переживала и переживает до настоящего времени, так как одна воспитывает сына в возрасте 14 лет, на ней лежит обязанность по его воспитанию и обучению. В связи с увольнением ей причинены нравственные и физические страдания, она находилась на больничном листе, принимала лечение. В связи с вышеизложенным просит признать незаконным ее увольнение, признать незаконным отказ в приеме на работу, обязать ответчика заключить трудовой договор на должность муниципальной службы заместителя главы администрации по развитию инфраструктуры и благоустройству, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании З.Т.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, в дополнении к исковому заявлению просила признать незаконным распоряжение администрации Юсьвинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об увольнении З.Т.В.», восстановить ее в ранее занимаемой должности муниципальной службы заместителя главы администрации Юсьвинского муниципального района по развитию инфраструктуры.
Представитель ответчика – администрации Юсьвинского муниципального округа Боталова Е.А. с исковыми требованиями не согласилась, подтвердила доводы, изложенные в письменном отзыве.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прокурора Буркову Ж.С., полагавшую в удовлетворении исковых требований З.Т.В. отказать, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
По смыслу ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
Вместе с тем, порядок расторжения трудовых договоров с муниципальными служащими в случаях ликвидации организации Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" не регламентирован, а потому к спорным правоотношениям подлежат применению общие нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5 - 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 данного Кодекса).
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 разъяснено, что основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В соответствии с п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Судом установлено, что истец состояла в трудовых отношениях с администрацией Юсьвинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего отделом экономики, заместителя главы района, заместителя главы района-главы администрации района по экономическим вопросам, заместителя главы администрации по экономическим вопросам и развитию инфраструктуры, заместителя главы администрации района по развитию инфраструктуры.
ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Пермского края № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края», в соответствии с которым Архангельское сельское поселение, Купросское сельское поселение, Майкорское сельское поселение, Пожвинское сельское поселение, Юсьвинское сельское поселение, входящие в состав Юсьвинского муниципального района, в целях ускорения социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни населения преобразованы путем объединения в новое муниципальное образование –Юсьвинский муниципальный округ.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ З.Т.В. была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации. Уведомление подписано главой администрации района Е.М.Н.
Решением Думы Юсьвинского муниципального округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ учреждена администрация Юсьвинского муниципального округа <адрес>.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ администрация Юсьвинского муниципального округа создана и зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ З.Т.В. уволена в связи с ликвидацией организации, в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Распоряжение об увольнении З.Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ №-к подписано и.п. главы муниципального района-главы Юсьвинского муниципального района П.Е.Л.
Решение Думы Юсьвинского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации администрации Юсьвинского муниципального района как юридического лица соответствует установленному п. 2 ст. 61 ГК РФ порядку и могло являться основанием для увольнения истца по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Статья 3 ТК РФ декларирует запрет дискриминации в сфере труда. Часть первая гласит, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Часть вторая закона определяет, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. При этом часть четвертая статьи определяет, что лица, считающим, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Вместе с тем разъяснения, содержащиеся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года № 1, определяют, что под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 ТК РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В соответствии с положениями части первой статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Истцом каких-либо доказательств нарушения её прав по дискриминационным признакам, перечень которых приведен в статье 3 Трудового Кодекса РФ, суду не представлено. Доводы истца о её незаконном увольнении и отказе в приеме на работу не нашли своего подтверждения в ходе исследования доказательств, представленных сторонами.
Доказательств, свидетельствующих о допущенных ответчиком дискриминационных действиях в отношении З.Т.В., судом не установлено.
Доводы истца о том, что администрация Юсьвинского муниципального округа является правопреемником администрации Юсьвинского муниципального района в трудовых правоотношениях, не состоятельны, поскольку ответчик, являясь юридическим лицом, выступая субъектом публичных и гражданско-правовых отношений самостоятельно решает вопросы оптимизации своей деятельности, изменения организационной структуры и управления, имеет своё штатное расписание, штат сотрудников и структуру подразделений, вступает в трудовые отношения со своими работниками самостоятельно, выступая в этих правоотношениях работодателем, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 20 ТК РФ.
Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований З.Т.В.
Руководствуясь ст. ст. 196- 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования З.Т.В. к администрации Юсьвинского муниципального округа о признании незаконным увольнения и распоряжения администрации Юсьвинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об увольнении З.Т.В.», признании незаконным отказа в приеме на работу, восстановлении в ранее занимаемой должности муниципальной службы заместителя главы администрации Юсьвинского муниципального района по развитию инфраструктуры, заключении трудового договора на должность муниципальной службы заместителя главы администрации Юсьвинского муниципального округа по развитию инфраструктуры и благоустройству, взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.В. Баяндина
<данные изъяты>
<данные изъяты>