Дело № 2-10806\2015
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2015 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Завьяловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осолодкова В. Г. к администрации г.Екатеринбурга о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Осолодков В.Г. обратился в суд с иском к администрации г.Екатеринбурга о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда, который оценен истцом в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленного иска Осолодковым В.Г. указано, что письменным уведомлением Комитета социальной политики администрации г.Екатеринбурга в оскорбительной и категоричной форме высказано о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, а также высказана угроза о намерении незаконно и незаслуженно лишить истца права на получение социальных льгот, предусмотренных законом. Таким образом, действиями ответчика причинены истцу нравственные страдания, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Осолодков В.Г. на иске настаивал, указав, что подобные уведомления о наличии якобы задолженности по оплате коммунальных услуг направлялись ему неоднократно. При получении последнего из уведомлений, истец испытывал злость, нервное напряжение, так как Осолодков В.Г. надлежащим образом и своевременно оплачивает коммунальные услуги, имеет право на получение соответствующих социальных льгот, которых ответчик хотел лишить истца.
В судебном заседании представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, так как при составлении уведомления о предоставлении компенсации расходов и проведении перерасчета за июнь 2015 года, действительно из ЕРЦ поступили сведения о наличии задолженности, о чем и было сообщено истцу, однако предоставление компенсаций не прерывалось и не прекращалось. Данное уведомление никому из третьих лиц не направлялось. При поступлении данных об отсутствии задолженности, последующие уведомления уже не содержали данную информацию.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд не усматривает фактических и правовых оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем компенсации морального вреда.
Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (ст. 150 Кодекса).
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений. Правила пунктов 1 - 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (ст. 1099 Кодекса).
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 Кодекса).
Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от <//> « 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в п. 2 разъяснил, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Также Верховный Суд Российской Федерации в п.п. 7, 9 Постановления Пленума от <//> № «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» указал, что по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
В обоснование заявленного иска Осолодков представил суду уведомление о предоставлении компенсации расходов и проведении перерасчета за июнь 2015 года, направленное истцу Комитетом социальной политики администрации г.Екатеринбурга.
По мнению истца, оскорбительными, умаляющими его честь и достоинство являются следующие формулировки: «Информируем, что по сведениям организации, начисляющей плату за жилое помещение и коммунальные услуги у Вас имеется задолженность по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг. Уведомляем, что в случае непогашения указанной задолженности, отсутствия соглашения с организацией, осуществляющей начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги, о ее погашении либо неисполнения условий данного соглашения, выплата компенсаций расходов будет приостановлена с 01.10.2015.».
Осолодков В.Г. указал, что изложенные сведения не соответствуют действительности, при получении данного уведомления истец разозлился, его оскорбило то, что орган местного самоуправления направляет ему несоответствующие действительности сведения.
В то же время, суд исходит из того, что данное уведомление было направлено только в адрес истца, данные о том, что указанная информация стала известна иным лицам, либо то, что ответчик предпринимал действия по распространению этих сведений, суду представлены не были. Само по себе чувство злости, обиды не относится к тем нематериальным благам, которые подлежат защите в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами.
Суду представлен листок нетрудоспособности, из которого не следует, что наступление заболевания произошло вследствие именно действий (бездействия) ответчика. Иные доказательства причинения истцу физических и нравственных страданий со стороны администрации г.Екатеринбурга в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены.
Более того, как указал представитель ответчика, в уведомлении указано, что по сведениям сторонней организации имелась задолженность, что подтверждалось данными из ПО «Монетизация». Орган местного самоуправления самостоятельно данные сведения не получает, а пользуется данными иных организаций, в том числе Единого расчетного центра.
При разрешении заявленного иска суд исходит также из того, что у суда также отсутствуют данные о наступлении для истца каких-либо негативных последствий в связи с получением уведомления. Так, социальные льготы предоставлялись истцу без перерыва, что последним не оспаривается.
При указанных обстоятельствах при отсутствии доказательств, подтверждающих виновные действия ответчика и причинение Осолодкову В.Г. морального вреда, распространение ответчиком порочащих сведений, умаляющих его честь и достоинство, суд в удовлетворении иска отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Осолодкова В. Г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М.Василькова