№ 2-167/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Суханова И.Н.
при секретаре Захаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 20 февраля 2018 года гражданское дело по иску Курганского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области) о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Курганский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с исковым заявлением к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области о возложении обязанности выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков в соответствии с требованиями УИК РФ и приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в срок до 01.07.2018. В обоснование иска указано, что приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусматривается наличие на территории исправительного учреждения помещения для проведения осужденными отпусков (жилой блок на 3 человек). В состав помещения для проведения осужденными отпусков при учреждений (жилой блок на 3 человек) должны быть включены прихожая, жилая комната, кухня, душевая, совмещенная с санузлом, помещение для младшего инспектора, комната отдыха, комната для занятий физкультурой. В мае 2017 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка, в ходе которой в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области выявлены нарушения ст. 99 УИК РФ в части материально-бытового обеспечения осужденных. Так, в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области не оборудовано помещение для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске. По результатам выявленных нарушений действующего законодательства Генеральной прокуратурой Российской Федерации на имя директора ФСИН в июне 2017 года вносилось представление об устранении указанных нарушений закона. В настоящее время нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных не устранены. Указанные обстоятельства существенным образом нарушают требования действующего уголовно-исполнительного законодательства и охраняемые законом права осужденных в части обеспечения проведения ежегодного оплачиваемого отпуска в специальном помещении. По состоянию на 24.11.2017 в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области трудоустроен 271 осужденный на должностях по хозяйственному обслуживанию учреждения и центра трудовой адаптации. При этом в истекшем периоде 2017 года 161 осужденному предоставлен очередной оплачиваемый отпуск без выезда за территорию ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области. Указанные осужденные в период отпусков находились в помещениях общежитий отрядов совместно с другими осужденными. Таким образом, администрацией колонии не выполняется возложенная на нее законом обязанность соблюдать вышеуказанные требования уголовно-исполнительного законодательства, а также выполнять законные требования прокурора, допускаются нарушения ст. 99 УИК РФ и приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512. Просит обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков в соответствии с требованиями УИК РФ и приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в срок до 01.07.2018.
В судебном заседании прокурор Иванов И.С. на заявленных требованиях настаивал по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Ковтунов А.Н., действующий на основании доверенности в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать по доводам, указанным в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не регламентирована обязанность администрации уголовно-исполнительной системы предоставлять помещения для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске. Действие Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта. Названным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы. Нормы приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» применяются в отношении проектирования, строительства и оборудования исправительных учреждений с 2003 года. Отсутствие необходимых помещений в Учреждении обусловлено тем, что здания спроектированы и построены до 2003 года. Учреждение реализует норму права в части обеспечения; на каждого осужденного, отбывающего уголовное наказание, жилой площадью не менее 3 кв.м. В случае строительства дополнительных жилых площадей, потребуется не только выделение денежных средств из федерального бюджета, но и решение других многочисленных вопросов, представляющий масштабный комплекс мер, которые регулируются градостроительным, земельным и иным законодательством, в том числе необходимости подготовки проектно-сметной документации, архитектурно-строительного проектирования, государственной экспертизы проекта, разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, потребуется внесение ряда изменений как в расходные расписания министерства и ведомства, так и в целевые программы, направленные на развитие уголовно-исполнительной системы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ФСИН России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, из которых следует, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области реализует норму права в части обеспечения на каждого осужденного, отбывающего уголовное наказание, жилой площадью не менее двух квадратных метров. Требования выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков влечет за собой нарушение прав осужденных, выразившихся в уменьшение основной жилой площади содержания осужденных, отбывающих уголовное наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, в связи с необходимостью выделения из общих жилых площадей помещений - помещение для проведения осужденными отпусков, а также оборудование этого помещения инвентарем, предусмотренным приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512, что приведет к нарушению ч.1 ст.99 УИК РФ. Острая проблема отсутствия свободных площадей и помещений является ключевым моментом при исполнении решения суда. Кроме того возникает невозможность исполнения решения суда в случае строительства дополнительных жилых площадей, где потребуется не только выделение денежных средств из федерального бюджета, но и решение других многочисленных вопросов, представляющий масштабный комплекс мер, которые регулируются градостроительным и земельным законодательством. В соответствии с п. 4.1 Инструкции «По проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», утвержденной Приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп прямо указано, что нормы настоящей инструкции предназначены для проектирования исправительных учреждений. Вместе с тем, указанная инструкция применяется только с 2003 года и в отношении проектирования, строительства и оборудования исправительных учреждений. Однако материалами дела не подтверждено, что здания и сооружения, имеющиеся на балансе ФКУ ИК № 2 УФСИН России по Курганской области, были построены после 2003 года. Отсутствие помещения для проведения осужденными ежегодных отпусков обусловлено тем, что здания спроектированы и построены до 2003 года. Действие Приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 распространяется только на оборудование исправительных учреждений. Названным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, в том числе, при наличии помещения для проведения осужденными отпусков, при этом, указанным приказом не предусмотрена обязанность выделить отдельные помещения за счет норм, установленных законодательством РФ в части обеспечения на каждого осужденного, отбывающего уголовное наказание, жилой площадью не менее 2 кв.м. Каких-либо императивных норм, таких как закон или подзаконный нормативный акт, обязывающих исправительное учреждение или следственный изолятор, или лечебно-исправительное учреждение предоставить помещения, предусмотренные для проведения осужденными отпусков, не имеется. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - УФСИН России по Курганской области Никачадзе Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, идентичным ФСИН России, указанным в возражении на исковое заявление.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, определены Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1).
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В статье 99 УИК РФ отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством РФ.
Статьей 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» №5473-1 от 21.07.1993 предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусматривается наличие в общежитиях для проживания осужденных комнат быта, а также наличие на территории исправительного учреждения помещения для проведения осужденными отпусков (жилой блок на 3 человек). В состав помещения для проведения осужденными отпусков при учреждении (жилой блок на 3 человек) должны быть включены прихожая, жилая комната, кухня, душевая, совмещенная с санузлом, помещение для младшего инспектора, комната отдыха, комната для занятий физкультурой.
Согласно ч. 4 ст. 104 УИК РФ работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются осужденным, в том числе без выезда за пределы исправительного учреждения.
В соответствии с п. 1.1. Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, утвержденного приказом ФСИН России № 178 от 25.03.2011, ИК-2 является учреждением уголовно-исполнительной системы исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
В мае 2017 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка, в ходе которой в ИК-2 выявлены нарушения ст. 99 УИК РФ в части материально-бытового обеспечения осужденных. Так, в ИК-2 не оборудовано помещение для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске. По результатам выявленных нарушений действующего законодательства Генеральной прокуратурой Российской Федерации на имя директора ФСИН в июне 2017 года вносилось представление об устранении указанных нарушений закона.
В настоящее время нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных не устранены.
Уставом ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области предусмотрено, что предметом и целями деятельности исправительного учреждения являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, правопорядка и законности в учреждении, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии Уставом исправительная колония осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных.
Обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области. Отсутствие в колонии отдельных помещений для проведения осужденными ежегодных отпусков не позволяет осужденным реализовать свое право, предусмотренное статьей 99 УИК РФ.
Обеспечение осужденных надлежащими жилищными и бытовыми условиями играет значительную роль в их исправлении. Налаженный быт прививает осужденным положительные привычки и навыки, приучает их к порядку и дисциплине. Напротив, отсутствие должного внимания к этим вопросам приводит к нарушениям прав осужденных, и нередко к нарушению режима отбывания наказания.
На основании Распоряжения Правительства РФ №1772-р от 14.10.2010 утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2020 года, целью которой является приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания. Одним из основных направлений развития уголовно-исполнительной системы является рационализация политики в области уголовного правосудия (увеличение применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами).
В задачи Концепции, в том числе, входит реконструкция и строительство следственных изоляторов и исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству РФ и европейским стандартам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Права осужденных на пользование объектами коммунально-бытового обеспечения в соответствии с номенклатурой и нормами обеспечения не должны ставиться в зависимость от изыскания денежных средств на создание таких объектов или конструктивных особенностей здания, в котором располагается исправительное учреждение.
Ни в ходе проведения прокурорской проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего дела достоверных доказательств, подтверждающих отсутствие всякой объективной возможности для создания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области помещения, предназначенного для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске, ответчиком представлено не было (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод о том, что Приказ ФСИН России № 512 от 27.07.2006 утверждает исключительно номенклатуру и сроки эксплуатации мебели, инвентаря и предметов обихода для общежитий, суд считает необоснованным, поскольку нормативно-правовой акт содержит перечень оборудования, которое должно находится в том или ином помещении (комнате), что свидетельствует о необходимости наличия указанного помещения (комнаты).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области.
На основании ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая объем необходимых работ для устранения нарушений, необходимость материальных затрат, суд полагает установить разумный срок для устранения нарушений – до 01.01.2019.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Курганского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области» о возложении обязанности удовлетворить в части.
Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков в соответствии с требованиями УИК РФ и приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в срок до 01.01.2019.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 26 февраля 2018 года.
Судья И.Н. Суханов