Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-167/2018 (2-1803/2017;) ~ М-1658/2017 от 30.11.2017

№ 2-167/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Суханова И.Н.

при секретаре Захаровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 20 февраля 2018 года гражданское дело по иску Курганского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области) о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Курганский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с исковым заявлением к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области о возложении обязанности выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков в соответствии с требованиями УИК РФ и приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в срок до 01.07.2018. В обоснование иска указано, что приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусматривается наличие на территории исправительного учреждения помещения для проведения осужденными отпусков (жилой блок на 3 человек). В состав помещения для проведения осужденными отпусков при учреждений (жилой блок на 3 человек) должны быть включены прихожая, жилая комната, кухня, душевая, совмещенная с санузлом, помещение для младшего инспектора, комната отдыха, комната для занятий физкультурой. В мае 2017 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка, в ходе которой в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области выявлены нарушения ст. 99 УИК РФ в части материально-бытового обеспечения осужденных. Так, в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области не оборудовано помещение для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске. По результатам выявленных нарушений действующего законодательства Генеральной прокуратурой Российской Федерации на имя директора ФСИН в июне 2017 года вносилось представление об устранении указанных нарушений закона. В настоящее время нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных не устранены. Указанные обстоятельства существенным образом нарушают требования действующего уголовно-исполнительного законодательства и охраняемые законом права осужденных в части обеспечения проведения ежегодного оплачиваемого отпуска в специальном помещении. По состоянию на 24.11.2017 в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области трудоустроен 271 осужденный на должностях по хозяйственному обслуживанию учреждения и центра трудовой адаптации. При этом в истекшем периоде 2017 года 161 осужденному предоставлен очередной оплачиваемый отпуск без выезда за территорию ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области. Указанные осужденные в период отпусков находились в помещениях общежитий отрядов совместно с другими осужденными. Таким образом, администрацией колонии не выполняется возложенная на нее законом обязанность соблюдать вышеуказанные требования уголовно-исполнительного законодательства, а также выполнять законные требования прокурора, допускаются нарушения ст. 99 УИК РФ и приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512. Просит обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков в соответствии с требованиями УИК РФ и приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в срок до 01.07.2018.

В судебном заседании прокурор Иванов И.С. на заявленных требованиях настаивал по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Ковтунов А.Н., действующий на основании доверенности в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать по доводам, указанным в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не регламентирована обязанность администрации уголовно-исполнительной системы предоставлять помещения для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске. Действие Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта. Названным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы. Нормы приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» применяются в отношении проектирования, строительства и оборудования исправительных учреждений с 2003 года. Отсутствие необходимых помещений в Учреждении обусловлено тем, что здания спроектированы и построены до 2003 года. Учреждение реализует норму права в части обеспечения; на каждого осужденного, отбывающего уголовное наказание, жилой площадью не менее 3 кв.м. В случае строительства дополнительных жилых площадей, потребуется не только выделение денежных средств из федерального бюджета, но и решение других многочисленных вопросов, представляющий масштабный комплекс мер, которые регулируются градостроительным, земельным и иным законодательством, в том числе необходимости подготовки проектно-сметной документации, архитектурно-строительного проектирования, государственной экспертизы проекта, разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, потребуется внесение ряда изменений как в расходные расписания министерства и ведомства, так и в целевые программы, направленные на развитие уголовно-исполнительной системы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ФСИН России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, из которых следует, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области реализует норму права в части обеспечения на каждого осужденного, отбывающего уголовное наказание, жилой площадью не менее двух квадратных метров. Требования выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков влечет за собой нарушение прав осужденных, выразившихся в уменьшение основной жилой площади содержания осужденных, отбывающих уголовное наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, в связи с необходимостью выделения из общих жилых площадей помещений - помещение для проведения осужденными отпусков, а также оборудование этого помещения инвентарем, предусмотренным приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512, что приведет к нарушению ч.1 ст.99 УИК РФ. Острая проблема отсутствия свободных площадей и помещений является ключевым моментом при исполнении решения суда. Кроме того возникает невозможность исполнения решения суда в случае строительства дополнительных жилых площадей, где потребуется не только выделение денежных средств из федерального бюджета, но и решение других многочисленных вопросов, представляющий масштабный комплекс мер, которые регулируются градостроительным и земельным законодательством. В соответствии с п. 4.1 Инструкции «По проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», утвержденной Приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп прямо указано, что нормы настоящей инструкции предназначены для проектирования исправительных учреждений. Вместе с тем, указанная инструкция применяется только с 2003 года и в отношении проектирования, строительства и оборудования исправительных учреждений. Однако материалами дела не подтверждено, что здания и сооружения, имеющиеся на балансе ФКУ ИК № 2 УФСИН России по Курганской области, были построены после 2003 года. Отсутствие помещения для проведения осужденными ежегодных отпусков обусловлено тем, что здания спроектированы и построены до 2003 года. Действие Приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 распространяется только на оборудование исправительных учреждений. Названным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, в том числе, при наличии помещения для проведения осужденными отпусков, при этом, указанным приказом не предусмотрена обязанность выделить отдельные помещения за счет норм, установленных законодательством РФ в части обеспечения на каждого осужденного, отбывающего уголовное наказание, жилой площадью не менее 2 кв.м. Каких-либо императивных норм, таких как закон или подзаконный нормативный акт, обязывающих исправительное учреждение или следственный изолятор, или лечебно-исправительное учреждение предоставить помещения, предусмотренные для проведения осужденными отпусков, не имеется. В удовлетворении исковых требований просил отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - УФСИН России по Курганской области Никачадзе Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, идентичным ФСИН России, указанным в возражении на исковое заявление.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, определены Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1).

В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии со ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В статье 99 УИК РФ отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством РФ.

Статьей 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» №5473-1 от 21.07.1993 предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Приказом ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» предусматривается наличие в общежитиях для проживания осужденных комнат быта, а также наличие на территории исправительного учреждения помещения для проведения осужденными отпусков (жилой блок на 3 человек). В состав помещения для проведения осужденными отпусков при учреждении (жилой блок на 3 человек) должны быть включены прихожая, жилая комната, кухня, душевая, совмещенная с санузлом, помещение для младшего инспектора, комната отдыха, комната для занятий физкультурой.

Согласно ч. 4 ст. 104 УИК РФ работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются осужденным, в том числе без выезда за пределы исправительного учреждения.

В соответствии с п. 1.1. Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, утвержденного приказом ФСИН России № 178 от 25.03.2011, ИК-2 является учреждением уголовно-исполнительной системы исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

В мае 2017 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка, в ходе которой в ИК-2 выявлены нарушения ст. 99 УИК РФ в части материально-бытового обеспечения осужденных. Так, в ИК-2 не оборудовано помещение для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске. По результатам выявленных нарушений действующего законодательства Генеральной прокуратурой Российской Федерации на имя директора ФСИН в июне 2017 года вносилось представление об устранении указанных нарушений закона.

В настоящее время нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных не устранены.

Уставом ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области предусмотрено, что предметом и целями деятельности исправительного учреждения являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, правопорядка и законности в учреждении, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии Уставом исправительная колония осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных.

Обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области. Отсутствие в колонии отдельных помещений для проведения осужденными ежегодных отпусков не позволяет осужденным реализовать свое право, предусмотренное статьей 99 УИК РФ.

Обеспечение осужденных надлежащими жилищными и бытовыми условиями играет значительную роль в их исправлении. Налаженный быт прививает осужденным положительные привычки и навыки, приучает их к порядку и дисциплине. Напротив, отсутствие должного внимания к этим вопросам приводит к нарушениям прав осужденных, и нередко к нарушению режима отбывания наказания.

На основании Распоряжения Правительства РФ №1772-р от 14.10.2010 утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2020 года, целью которой является приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания. Одним из основных направлений развития уголовно-исполнительной системы является рационализация политики в области уголовного правосудия (увеличение применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами).

В задачи Концепции, в том числе, входит реконструкция и строительство следственных изоляторов и исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству РФ и европейским стандартам.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Права осужденных на пользование объектами коммунально-бытового обеспечения в соответствии с номенклатурой и нормами обеспечения не должны ставиться в зависимость от изыскания денежных средств на создание таких объектов или конструктивных особенностей здания, в котором располагается исправительное учреждение.

Ни в ходе проведения прокурорской проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего дела достоверных доказательств, подтверждающих отсутствие всякой объективной возможности для создания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области помещения, предназначенного для проживания работающих осужденных, находящихся в отпуске, ответчиком представлено не было (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Довод о том, что Приказ ФСИН России № 512 от 27.07.2006 утверждает исключительно номенклатуру и сроки эксплуатации мебели, инвентаря и предметов обихода для общежитий, суд считает необоснованным, поскольку нормативно-правовой акт содержит перечень оборудования, которое должно находится в том или ином помещении (комнате), что свидетельствует о необходимости наличия указанного помещения (комнаты).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области.

На основании ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая объем необходимых работ для устранения нарушений, необходимость материальных затрат, суд полагает установить разумный срок для устранения нарушений – до 01.01.2019.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Курганского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области» о возложении обязанности удовлетворить в части.

Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области выделить и оборудовать отдельное помещение для проведения осужденными ежегодных отпусков в соответствии с требованиями УИК РФ и приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в срок до 01.01.2019.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 26 февраля 2018 года.

Судья                                         И.Н. Суханов

2-167/2018 (2-1803/2017;) ~ М-1658/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Курганский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ Курганской области
Ответчики
ФКУ "ИК № 2 УФСИН по Курганской области"
Другие
Федеральная служба исполнения наказаний России
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Суханов Игорь Николаевич
Дело на сайте суда
ketovsky--krg.sudrf.ru
30.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2017Подготовка дела (собеседование)
26.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2018Судебное заседание
20.02.2018Судебное заседание
26.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2018Дело оформлено
31.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее