Дело № 2а-191/2024
УИД 73 RS 0004-01-2023-006940-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2024 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Грибовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Прокопенко Алексею Юрьевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее по тексту – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Прокопенко А.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, пени.
В обоснование иска указано, что административный ответчик состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области (ИНН №
По данным информационного ресурса УФНС России по Ульяновской области по состоянию на 23.10.2023 (момент формирования заявления о вынесении судебного приказа) отрицательное сальдо по ЕНС (единому налоговому счету) Прокопенко А.Ю. составляло 13068,71 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц - 11577,00 руб.; земельный налог с физических лиц - 452,00 руб.; пени - 1039,71 руб.
На основании положений законодательства в адрес административного ответчика посредством электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование об уплате задолженности со сроком исполнения до 31.08.2023.
09.11.2023 мировым судьей судебного участка № 2 Заволжского судебного района г. Ульяновска вынесен судебный приказ № 2а-3202/2023 о взыскании с Прокопенко А.Ю. в пользу УФНС России по Ульяновской области задолженности за счет имущества физического лица в размере 13068,71 руб., в том числе: земельный налог в размере 452,00 руб. за 2020-2021 г.г.; пени в размере 1039,71 руб. за период с 01.01.2023 по 23.10.2023; транспортный налог в размере 11577,00 руб. за 2019- 2021 г.г. Определением от 20.11.2023 судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями ответчика.
Просит взыскать с административного ответчика: задолженность в общей сумме 13 068,71 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц: за 2019 год в размере 3 337 руб., за 2020 в размере 4120 руб., за 2021 год в размере 4 120 руб.; земельный налог с физических лиц: за 2020 год в размере 429 руб., за 2021 год в размере 23 руб.; пени за период с 01.01.2023 по 23.10.2023 в размере 1 039,71 руб.
Представитель административного истца УФНС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления.
Административный ответчик Прокопенко А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, полагает, что требования заявлены с истечением срока исковой давности (л.д.36).
Суд в соответствии с п.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Прокопенко А.Ю. (ИНН №) состоит на налоговом учёте в УФНС России по Ульяновской области (л.д.11).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст.75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени за каждый день просрочки от суммы не уплаченного налога (не полностью уплаченного налога), просроченных авансовых платежей начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с п.1 ст. 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год.
Статья 359 НК РФ определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 2 Закона Ульяновской области №130-ЗО от 06.09.2007 г. «О транспортном налоге в Ульяновской области» установлены налоговые ставки по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Статья 362 НК РФ устанавливает порядок исчисления суммы налога. Так, согласно п.2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки - (налоговая база х налоговая ставка) /12 месяцев х количество месяцев, за которое производится расчёт.
В соответствии со ст.363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 391 НК РФ если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
Согласно п.3 Решения Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования «Город Ульяновск» суммы земельного налога уплачиваются не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Установлено, что Прокопенко А.Ю. в 2019 – 2021 г.г. имел в собственности транспортные средства ГАЗ 3302, Форд Мондео (период владения – 2019 год и 1 месяц в 2020 году), в 2020-2021 г.г. имел в собственности земельные участки по адресу: <адрес> соответственно, в соответствии со ст.357 НК РФ являлся плательщиком транспортного и земельного налога.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговым органом налогоплательщику посредством заказной почтовой корреспонденции направлены налоговые уведомления № 34241112 от 01.09.2020, №34190297 от 01.09.2021, №1716902 от 01.09.2022, с учетом п.4 ст.52 НК РФ, в которых в соответствии с п.3 ст. 52 НК РФ указаны суммы налога, подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (л.д.13-18).
Однако в установленный законодательством срок для уплаты налоги по уведомлениям не уплачены.
В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета с 01.01.2023.
В соответствии с п.2 ст. 11.3 НК РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:
1)денежного выражения совокупной обязанности;
2)денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.
Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации насчет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика в соответствии с НК РФ.
Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с наличием задолженности, в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, налогоплательщику посредством электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» было направлено требование об уплате налога и пени № 153492 от 12.07.2023, срок исполнения по требованию – до 31.08.2023 (л.д.19-21).
В установленный в требовании срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.
Обращаясь в суд с административным иском, УФНС России по Ульяновской области просит взыскать с Прокопенко А.Ю. задолженность в общей сумме 13 068,71 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц: за 2019 год в размере 3 337 руб., за 2020 в размере 4120 руб., за 2021 год в размере 4 120 руб.; земельный налог с физических лиц: за 2020 год в размере 429 руб., за 2021 год в размере 23 руб.; пени за период с 01.01.2023 по 23.10.2023 в размере 1 039,71 руб. (расчет приведен в административном исковом заявлении с с учетом уменьшения сумм налогов).
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа взыскание осуществляется в судебном порядке. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Установлено, что налоговый орган, в порядке, установленном ст. 48 НК РФ, обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Прокопенко А.Ю. задолженности по налогу и пени.
Установлено, что 09.11.2023 мировым судьей судебного участка № 2 Заволжского судебного района г. Ульяновска вынесен судебный приказ № 2а-3202/2023 о взыскании с Прокопенко А.Ю. в пользу УФНС России по Ульяновской области задолженности за счет имущества физического лица в размере 13068,71 руб., в том числе: земельный налог в размере 452,00 руб. за 2020-2021 г.г.; пени в размере 1039,71 руб. за период с 01.01.2023 по 23.10.2023; транспортный налог в размере 11577,00 руб. за 2019- 2021 г.г.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 20.11.2023 судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (л.д. 10).
Доводы административного ответчика об истечении срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на законе.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году» предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
Установлено, что отрицательное сальдо Прокопенко А.Ю. сформировалось 01.01.2023. Требование об уплате задолженности № 153402 направлено ответчику 12.07.2023, то есть в установленный срок.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Как указывалось выше, срок исполнения требования об уплате задолженности от 12.07.2023 № 153402 устанавливался до 31.08.2023. Судебный приказ выдан мировым судьей 09.11.2023, при таких обстоятельствах налоговый орган обратился с заявлением 09.12.2023 в установленный законодательством срок.
При указанных обстоятельствах, поскольку до настоящего времени Прокопенко А.Ю. задолженность по налогам и пени не погашена, административный иск УФНС России по Ульяновской области является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность в общей сумме в общей сумме 13 068,71 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц: за 2019 год в размере 3 337 руб., за 2020 в размере 4120 руб., за 2021 год в размере 4 120 руб.; земельный налог с физических лиц: за 2020 год в размере 429 руб., за 2021 год в размере 23 руб.; пени за период с 01.01.2023 по 23.10.2023 в размере 1 039,71 руб.
В связи с тем, что административный истец при подаче искового заявления в суд от уплаты государственной пошлины освобожден, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в размере 523 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 13 068,71 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░: ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 3 337 ░░░., ░░ 2020 ░ ░░░░░░░ 4120 ░░░., ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░░░ 4 120 ░░░.; ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░: ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 429 ░░░., ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░░░ 23 ░░░.; ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2023 ░░ 23.10.2023 ░ ░░░░░░░ 1 039,71 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 523 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.01.2024