У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Чапайкина Е.П. Дело № 33а-2591/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 9 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 марта 2019 года, по которому постановлено:
уточненные административные исковые требования межрегионального управления № 172 Федерального медико - биологического агентства в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», акционерному обществу «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» по не обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» в срок до 20.12.2019 устранить выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
во исполнение требований п.3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологических требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (куста скважин № 3);
во исполнение требований п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» обеспечить охраной территорию первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения - куста скважин № 3.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», акционерное общество «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» в срок до 20.12.2019 устранить выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных п.3.2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и п.3.5 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», в отношении скважин (Ц-3, №№ 33, 34, 37, 40, 42, 45) подземного источника водоснабжения - куста скважин № 3.
В удовлетворении административных исковых требований межрегионального управления № 172 Федерального медико-биологического агентства в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению иных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя АО «ГНЦ НИИАР» Калимуллова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя межрегионального управления № 172 ФМБА России - Коляда А.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Межрегиональное управление № 172 ФМБА России обратилось в суд с
административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ООО
«НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», АО «ГНЦ НИИАР» о признании бездействия незаконным,
понуждении к устранению нарушений требований законодательства Российской
Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В обоснований требований указало, что в результате проведенной в 2016 году плановой выездной
проверки установлено, что в ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» по адресу: *** 6, нарушаются
требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
За допущенные нарушения санитарного законодательства ООО
«НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 27.12.2016 было привлечено к административной ответственности,
предусмотренной ст.ст. 6.3, 6.4 и 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде
административного штрафа.
28.10.2016 ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» выдано предписание об устранении
выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В период с 7 ноября по 4 декабря 2018 года проведена внеплановая
выездная проверка выполнения предписания
от 28.10.2016 № 61, в результате которой
установлено, что ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» не выполнены пункты 1, 4 и 7 предписания
№ 61 от 28.10.2016.
Просил признать незаконным бездействие ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» по не
обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в
области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возложив обязанность в срок до 20.12.2019 устранить
выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
во исполнение требований п.3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по
профилактике инфекционных и паразитарных болезней» получить
санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта
действующим санитарно-эпидемиологических требованиям и условиям безопасного для
здоровья населения использования водного объекта (куста скважин № 3);
во исполнение требований п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны
санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»
обеспечить охраной территорию первого пояса зоны санитарной охраны подземного
источника водоснабжения - куста скважин № 3;
Обязанность по исполнению требований п.3.2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02
«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого
назначения» и п.3.5 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране
подземных вод от загрязнения» по
обеспечению проведения восстановления, ликвидации или консервацию семи
бездействующих скважин (Ц-3, № № 33, 34, 37, 40, 42, 45) возложить на
надлежащего ответчика.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика
привлечено акционерное общество «Государственный научный центр –
Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее – АО «ГНЦ НИИАР»),
в качестве заинтересованного лица – администрация г.Димитровграда Ульяновской
области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе АО «ГНЦ НИИАР» не соглашается с решением суда, считает его незаконным и нарушающим права общества.
При
рассмотрении дела не был учтен факт того, что ранее судебными актами была
установлена обязанность по обеспечению восстановления, ликвидации или
консервации семи недействующих скважин на ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ».
Указывает на то, что АО «ГНЦ НИИАР» как собственник в силу
переданных прав и обязанностей не несет бремя содержания имущества, а значит,
при вынесении решения суда неправильно были определены обстоятельства дела.
ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» является надлежащим ответчиком по делу в силу владельца лицензии на пользование недрами. Просит отменить решение суда в части возложения обязанности на АО «ГНЦ НИИАР».
В апелляционной жалобе ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» считает решение суда незаконным. В
обоснование указывает, что выводы суда не согласуются со ст.18 Федерального
закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения». Кроме этого, не учтены показания свидетеля Кузнецовой А.В., которая
представила санитарно-эпидемиологическое заключение от 30.10.2018 о
соответствии проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения – куста
скважин № 3.
Соглашается с решением суда в части удовлетворения требований в отношении АО «ГНЦ НИИАР».
Считает, что дело не подлежало рассмотрению судом общей
юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного
судопроизводства Российской Федерации, поскольку данный спор подлежал
рассмотрению Арбитражным судом Ульяновской области. Межрегиональное управление
№ 172 ФМБА России является ненадлежащим административным истцом, поскольку у
данной организации отсутствуют полномочия обращаться с административными исками
в защиту публичных интересов. Обращение с административным иском в защиту
неопределенного круга лиц также было невозможно, в связи с определенностью
круга лиц. Просит отменить оспариваемое решение суда в части удовлетворения
требований административного искового заявления в отношении ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ».
Кроме представителя межрегионального
управления № 172 ФМБА России - Коляда
А.П., представителя АО «ГНЦ НИИАР» Калимуллова В.И., другие лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии со
ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду.
Согласно ст. 8
Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания,
факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
обеспечивается посредством, в том числе, выполнения
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного
соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами
санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы
государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм
собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение
требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 1
Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том
числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий,
строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств,
несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу
возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются
государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими
нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к
продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации,
эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются
документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской
Федерации, и техническими регламентами;
Статья 11
Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования
санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и
санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 № 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).
При этом соблюдение указанных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с положениями пунктов 1.4 и 1.5 санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения предусмотрены п.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
К числу мероприятий по второму и третьему поясам, согласно п.3.2.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02, относятся выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
В соответствии с п. 3.5 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенических требований к охране подземных вод от загрязнения» утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001, буровые скважины на воду, в том числе поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном порядке.
Как установлено судом ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» является законным владельцем объектов централизованной системы водоснабжения на основании договора аренды имущества от 01.04.201 № 8400/13-09, заключенного между АО «ГНЦ НИИАР» (арендодатель) и ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» (арендатор).
По условиям договора аренды АО «ГНЦ НИИАР» передает во временное владение, пользование и обеспечение безопасной эксплуатации движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам энергетического хозяйства, а также объектам водоснабжения и водоотведения, в том числе, объектов, входящих в состав скважин Куста № 3.
В период с 03.10.2016 по 28.10.2016 Межрегиональным управлением № 172 ФМБА России проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на предмет соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
По результатам данной проверки выявлены нарушения санитарного законодательства Российской Федерации при эксплуатации куста скважин № 3, расположенного по адресу: ***.
Установлено, что обществом не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта - куста скважин № 3; не обеспечена охраной территория первого пояса зоны санитарной охраны куста скважин № 3; не обеспечено проведение восстановления, ликвидации или консервации семи бездействующих скважин (Ц-3, № № 33, 34, 37, 40, 42, 45).
Постановлением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27.12.2016, вступившим в законную силу, ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» привлечено к административной ответственности по 6.5 КоАП РФ за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
28.10.2016 Межрегиональным управлением № 172 ФМБА России ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» выдано предписание № 61 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В период с 07.11.2018 по 04.12.2018 Межрегиональным управлением № 172 ФМБА России проведена внеплановая выездная проверка выполнения вышеуказанного предписания, в результате которой установлено, что ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» не выполнены пункты 1, 4 и 7 предписания № 61 от 28.10.2016, а именно: не получено во санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологических требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (куста скважин № 3); не обеспечена охранной сигнализацией территория первого пояса зоны санитарной охраны куста скважин № 3; не обеспечено проведение восстановления, ликвидации или консервации семи бездействующих скважин (Ц-3, №№ 33, 34, 37, 40, 42, 45), представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 11.02.2019, вступившим в законную силу, ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений действующего законодательства.
Удовлетворяя требования административного истца, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на АО «ГНЦ НИИАР» и ООО «НИИАР -ГЕНЕРАЦИЯ» обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.
Собственником переданного ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на основании договора аренды имущества от 01.04.2013, в том числе куста скважин № 3, является АО «ГНЦ НИИАР».
Вопросы вывода в резерв недействующих скважин подлежат согласованию с собственником объектов.
В случае выхода из строя инженерных сетей, коммуникаций и оборудования объектов, вследствие аварии, износа и других причин, ремонт производится за счет арендатора или по соглашению с арендодателем на условиях софинансирования (п. 4.4. договора аренды)
На основании установленных обстоятельств и приведенных норм права, поскольку АО «ГНЦ НИИАР» является собственником объектов, который несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в пределах, установленных условиями договора аренды, суд правомерно возложил на данного административного ответчика обязанность по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что АО «ГНЦ НИИАР» является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что из резолютивной части решения не возможно определить конкретные действия, которые должен произвести каждый из ответчиков, что не позволяет в точности исполнить решение суда, не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного постановления. В случае неясности решения суда на стадии его исполнения административный ответчик не лишен права обратиться с заявлением о его разъяснении в порядке ст. 185 Кодекса административного судопроизводства.
В силу ч. 1 ст. 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Положения о Региональном управлении № 172 Федерального медико-биологического агентства (утв. приказом ФМБА России от 07.10.2010 № 641) Межрегиональное управление № 172 ФМБА обладало правом на предъявление в суд данных исковых требований.
Данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку заявленные требования направлены на устранение нарушений положений законодательства в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, необходимость соблюдения которых не обусловлена осуществлением Обществом предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности возложения обязанности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (куста скважин №3) являются несостоятельными.
Имеющееся у ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» заключение от 30.10.2018 о соответствии необходимым требованиям проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения – куста скважин № 3 представляет собой заключение, предусмотренное п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а административным истцом заявлено требование об исполнении требований п.3.7 СП 3.1/3.2.3146-13, предусматривающего обязанность получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Доводы жалоб были предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно и мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося решения.
Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: