РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2022 года г. Видное
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Зыряновой А.А, секретаря судебного заседания Павленко А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1416/2022 по иску ФИО2 к Министерству социального развития Московской области, Ленинское управление социальной защиты о признании отказа Министерства социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и обязании выдать Полюляк У.П. удостоверение многодетной матери
УСТАНОВИЛ:
Истец Полюлюк У.П. обратилась в суд к ответчику Министерству социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты с требованиями о признании решения об отказе Министерства социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты в предоставлении государственной услуги « Присвоение льготного статуса многодетной семьи» от ДД.ММ.ГГГГ № -незаконным, обязании выдать удостоверение многодетной матери.
В обосновании заявленных исковых требований указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГг. истец обратилась через портал «Госуслуги» к ответчику Министерству социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты за государственной услугой - «Присвоение льготного статуса многодетной матери». Предоставив Решение Видновскоо городского суда Московской области по гражданскому делу 2-4294/2021 Полюлюк У.П. к Ленинскому Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области об установлении факта проживания на территории Московской области, возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи.
Вышеуказанным решением суда установлен факт преимущественного проживания истца и ее несовершеннолетних детей ФИО9АП. 13.11.2019года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Московской области в Ленинском городском округе Московской области, а так же, суд обязал Ленинское Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области повторно рассмотреть вопрос о выдаче Полюлюк УП удостоверения многодетной семьи.
Решение об отказе Министерства социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты в предоставлении государственной услуги « Присвоение льготного статуса многодетной семьи» от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении вышеуказанной услуги было отказано.
Истец в судебном заседании просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме по указанным в исках основаниям и представленным доказательствам.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что заявленные исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учётом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее также - закон Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ).
На основании ст.2 Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, определено, что многодетной семьёй являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновлённых, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Согласно ст. 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции закона Московской области от 3 октября 2017 г. N 160/2017-ОЗ, действующей в настоящее время, многодетной семьёй являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочерённые), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с ч. 4 ст. 21 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные этим законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, был утверждён порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7).
Пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7 было предусмотрено, что удостоверение выдаётся территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее-подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновлённых, пасынков и падчериц) (далее - заявитель).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением в том числе документа, подтверждающего место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновлённых, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (абзац четвёртый пункта 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7).
Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 г. N 1029/45 признано утратившим силу постановление Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7 и утверждён новый порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому: удостоверение выдаётся лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновлённых (удочерённых), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдаётся, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребёнка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребёнка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счёта нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Судом установлено, что Решением Видновского городского суда Московской области по гражданскому делу 2-4294/2021 установлен факт преимущественного проживания истца и ее несовершеннолетних детей ФИО9АП. 13.11.2019года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Московской области в Ленинском городском округе Московской области, а так же, суд обязал Ленинское Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области повторно рассмотреть вопрос о выдаче Полюлюк УП удостоверения многодетной семьи.
Решение об отказе Министерства социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты в предоставлении государственной услуги « Присвоение льготного статуса многодетной семьи» от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении вышеуказанной услуги было отказано.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвёртый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признаётся место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведённого нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учёта. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области.
Эти нормы соответствуют требованиям ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что оформление и выдача удостоверения многодетной семьи не может обуславливаться исключительно наличием регистрации по месту жительства, поскольку регистрация гражданина по месту жительства носит исключительно уведомительный характер.
Таким образом, отказ Министерства социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты в выдаче удостоверения многодетной семьи является незаконным. На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2-удовлетворить.
Признать Решение об отказе Министерства социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты в предоставлении государственной услуги « Присвоение льготного статуса многодетной семьи» от ДД.ММ.ГГГГ № -незаконным.
Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Ленинского управления социальной защиты выдать ФИО2 удостоверение многодетной семьи.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области.
Судья А.А. Зырянова