Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-81/2022 (2-1379/2021;) ~ М-1355/2021 от 07.12.2021

Дело № 2-81/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гаврилов Посад                                                                                          28 января 2022 года

     Тейковский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Кузнецовой В.А.,

при секретаре судебного заседания Поцелуевой Н.Ю.,

с участием представителя истца и.о. заместителя прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области Беловой Н.В.,

представителя ответчика Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области по доверенности Жукова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шекшовского сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

        И.о. прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области обратился в суд с иском к Администрации Шекшовского сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в селе Малое Давыдовское Гаврилово-Посадского района Ивановской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Иск обоснован следующим. В порядке надзора прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области законодательства при организации сбора твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, в ходе которой выявлено, что в селе Малое Давыдовское Гаврилово-Посадского района место сбора ТКО отсутствует. Неисполнение обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства может повлечь негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, причинение вреда здоровью граждан.

        По ходатайству истца в качестве соответчика к участию в деле привлечена Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области.

        Представитель истца Белова Н.В. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

        Глава Шекшовского сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Коротков С.В. представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, с заявленными требованиями согласился.

        Представитель ответчика Администрации Гаврилово-Посадского района Ивановской области по доверенности Жуков А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований в части обязанности Администрации района по финансированию, а Администрации поселения по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в селе Малое Давыдовское Гаврилово-Посадского района, пояснив, что между администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района и Администрацией Шекшовского сельского поселения заключено соглашение о передаче полномочий. Администрация поселения осуществляет все необходимые полномочия Администрации района для решения вопросов местного значения, указанных в Соглашении, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Все переданные Администрации поселения полномочия должны быть подкреплены финансовыми средствами. Финансирование переданных полномочий осуществляется за счет средств бюджета муниципального района. Аналогичная позиция изложена в отзыве на иск.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1039 от 31 августа 2018 года, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Согласно пунктам 3 и 4 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно акту 25 ноября 2021 года прокуратурой Гаврилово-Посадкого района Ивановской области проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства с выходом на место. При проверке установлено, что места сбора ТКО в с. Малое Давыдовское отсутствуют. Из ответа главы Шекшовского сельского поселения от 28 октября 2021 года, направленного в прокуратуру Гаврилово-Посадского района, следует, что контейнерная площадка для сбора ТКО в с.Малое Давыдовское отсутствует.

Согласно п. 18 ч. 1, ч.3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу ч.2, 3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Из положения Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Совета Гаврилово-Посадского муниципального района № 32 от 23 сентября 2015 года следует, что в компетенцию администрации района входит, в том числе организация, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

         Решением Совета Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 30 ноября 2021 года Шешовскому сельскому поселению переданы полномочия, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

        Решением Совета Шекшовского сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района от 28 декабря 2021 года администрация Шекшовского сельского поселения приняла полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

         Между Администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области и Администрацией Шекшовского сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области заключено Соглашение № 3/2022 от 30 декабря 2021 года о передаче полномочий, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.1.7). Согласно ст.4 указанного Соглашение финансирование преданных полномочий осуществляется за счет средств бюджета муниципального района в форме межбюджетных трансферов.

           Согласно п.19 ст.7 Устава Шекшовского сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    Таким образом, судом установлено, что в селе Малое Давыдовское отсуствует площадка для накопления ТКО. Полномочия по созданию такой площадки Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территории сельских поселений переданы муниципальному району. Вместе с тем соглашением полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО на территории повеления переданы Администрации Шекшовского сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области.

Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

    При таких обстоятельствах, учитывая передачу части полномочий соглашением, которая не может трактоваться как предполагающая передачу всей сферы ответственности органу местного самоуправления сельского поселения, прихожу к выводу, что обязанность по созданию площадки для накопления ТКО должна быть возложена как на администрацию района, так и на администрацию сельского поселения.

Выявленные нарушения нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Анализ всех исследованных в судебном заседании доказательств и значимых обстоятельств дела в их совокупности приводит суд к убеждению, что требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Трехмесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу по убеждению суда является разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Исковые требования и.о. прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шекшовского сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в селе Малое Давыдовское Гаврилово-Посадского района Ивановской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

        Возложить на Администрацию Шекшовского сельского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, Администрацию Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов в селе Малое Давыдовское Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

        Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (4 февраля 2022 года).

Судья                                                                   В.А. Кузнецова

2-81/2022 (2-1379/2021;) ~ М-1355/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Гаврилово-Посадского района
Ответчики
Администрация Шекшовского сельского поселения
Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Кузнецова Варвара Андреевна
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
07.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2021Передача материалов судье
08.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее