Копия
УИД: 63RS0044-01-2020-000627-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Пименовой Е.В.
при секретаре Гусеве А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-753/20 по административному иску Ракитской Евгении Валерьевны к Министерству юстиции РФ, Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области, УВД по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания на территории РФ и решения о депортации
установил:
Ракитская Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Ракитской Е.В. в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-рн, ссылаясь на то, что она проживает на территории РФ с 1999 г., здесь училась, ее отец и бабушка являются гражданами РФ. В <адрес> у нее никого нет из родственников и нет жилья. ДД.ММ.ГГГГ Ракитская Е.В. освободилась из мест лишения свободы и была помещена в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес>. Полагает, что указанное распоряжение противоречит международным нормам, Конституции Российской Федерации. Исполнение оспариваемого распоряжения делает невозможным ее совместное проживание с единственными родственниками, и существенным образом влияет на условия ее проживания. Кроме того, в связи с длительным проживанием на территории РФ, по законодательству <адрес> она не сможет получить свидетельство на возвращение в <адрес> и решение о депортации фактически будет неисполнимо. В вязи с чем Ракитская Е.В. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями, согласно которых просит суд признать незаконными и отменить распоряжение Министерства юстиции РФ №-рн от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания на территории РФ, решение УВМ ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о депортации.
В ходе досудебной подготовки в качестве соответчика по делу привлечено ГУМВД России по Самарской области.
В судебное заседание Ракитская Е.В. не явилась, извещена надлежащим образом, находится в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ в судебное заседание не явился, извещался надлежаще причину не явки суду не сообщил.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого в удовлетворении административных исковых требований просил отказать, поскольку имелись основания для издания Минюстом России распоряжения о нежелательности пребывания Ракитской Е.В. в РФ, такие как отсутствие гражданства, наличие непогашенной судимости за тяжкое умышленное преступление. Само по себе наличие родственников, проживающих на территории РФ не является безусловным основанием признания распоряжения нарушающим права истицы на уважение личной и семейной жизни. При этом в зарегистрированном браке с гражданином РФ истец не состоит, за приобретением гражданства РФ не обращалась. Считают себя ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика - ГУ МВД России по Самарской области - в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого полагают, что у ГУ МВД России по Самарской области имелись законные основания для вынесения решения о депортации в отношении истца, поскольку она дважды была осуждена к лишению свободы, за приобретением гражданства РФ не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ истец признана лицом без гражданства. ДД.ММ.ГГГГ Следственному управлению МУ МВД России «Сызранское» Ракитская Е.В. представлялась другим лицом Зонтиковой Ю.А.
Изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст.46 п.2 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 ч.1. ст. 4 ч.1 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Гражданин, организации, иные лица могут непосредственно обратиться в суд.
В соответствии со ст.62 ч.3 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным правом.
Согласно ст. 25.10. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ « О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся на территории РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 п.3 ст.11Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №38-ФЗ « О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, согласно которому к числу таких федеральных органов исполнительной власти относится Минюст России.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, закреплены в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания)в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.2 Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами РФ к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.
Согласно п.3 Инструкции и в соответствии со ст.25.10. закона №114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствии со ст.25.10. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральном законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в РФ или о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающими вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является основанием для последующего отказа во въезде в РФ.
Судом из материалов дела установлено, что Ракитская Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом без гражданства.
Приговором Сызранского городского суда <адрес> от 07.03.2017г. Ракитская Е.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 161, ч. 2 т. 162 УК РФ к наказанию в виде 3 лет 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Из данного приговора суда следует, что Ракитская Е.В. ранее ДД.ММ.ГГГГ Комсомольским районным судом <адрес> осуждена по ч. 2 ст. 228 УК РФ в 3 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, условно с испытательным сроком в 2 года.
Распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6114-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" пребывание (проживание) в Российской Федерации Ракисткой Е.В., являющей лицом без гражданства, признано нежелательным. Указанное распоряжение было принято на основании представления ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы
ДД.ММ.ГГГГ УВМ ГУ МВД России по Самарской области принято решение о помещении Ракитской Е.В. в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области и о депортации с территории Самарской области за пределы Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершённых ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определённых дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Доводы истца о нарушении ее права на уважение ее личной и семейной жизни, судом отклоняются.
Вместе с тем, достаточных данных, свидетельствующих о возможности распространения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод на возникшие правоотношения, не имеется.
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 628-О).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ), признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства", § 68; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Гюль (Gul) против Швейцарии", § 38; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "К. (Kiyutin) против России", § 53 и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", § 28; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Бугханеми (Boughanemi) против Франции", § 41; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции" и др.).
Из материалов дела следует, что Ракитская Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в Ташкенте УЗССР. Отец истца Ракитский Валерий Владимирович является гражданином РФ. Истец проживает на территории РФ с 1999 г.
Наличие у административного истца близких родственников, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, не освобождает его от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь заявителя, в материалах дела не имеется.
Ракитская Е.В. совершила на территории Российской Федерации тяжкие преступления, одно из которых связано с наркотиками.
В свою очередь, данное обстоятельство свидетельствует о наличии исходящей от Ракитской Е.В. реальной угрозы общественному порядку, правам и интересам, здоровью граждан Российской Федерации, и принятие в таком случае адекватных мер реагирования в отношении лица без гражданства, пребывающего на территории Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания, находится в компетенции государства.
Таким образом, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления, препятствующего лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации, правомерно расценено Министерством юстиции Российской Федерации как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Ракитской Е.В. в Российской Федерации, является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяния, совершенного административным истцом.
Депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (абзац 17 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)).
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции (часть седьмая статьи 25.10 Закона N 114-ФЗ).
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Закона N 115-ФЗ, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 указанного закона).
Регламентом взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденным приказом Минюста России N 225 и ФМС России N 240 от 7 октября 2008 г., действовавшим на момент вынесения оспариваемого решения о депортации, определено, что при вынесении Министерством юстиции Российской Федерации решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, освобожденного из мест лишения свободы, территориальный орган ФМС России осуществляет мероприятия по контролю за его выездом за пределы территории Российской Федерации.
В случае уклонения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого Министерством юстиции Российской Федерации вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, от выезда за пределы территории Российской Федерации территориальный орган, осуществляющий миграционный контроль, принимает меры по его депортации (пункт 14).
Таким образом, решение о депортации принимается во исполнение ранее вынесенного решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение УВМ ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о депортации Ракитской Е.В. является законным и обоснованным.
Министерство юстиции Российской Федерации и УВМ ГУ МВД России по Самарской области принимая оспариваемые решения, исходили из приоритета интересов большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у лица без гражданства, имеющего непогашенную судимость, семейных связей на территории Российской Федерации или его нежелания покидать территорию Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Ракитской Евгении Валерьевны к Министерству юстиции РФ, Управлению Министерства юстиции РФ по Самарской области, УВД по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания на территории РФ и решения о депортации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22 июня 2020 года.
Судья п/п Е.В. Пименова
Решение не вступило в законную силу
Копия верна
Судья
Секретарь