Дело № 2-282/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2014 года г. Обоянь
Обоянский районный суд Курской области в составе:
председательствующего – судьи Елизаровой С.А.,
при секретаре Панковец Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чистяковой Татьяны Михайловны об обжаловании отказа в государственной регистрации права.
УСТАНОВИЛ:
Чистякова Т.С. обратилась с заявлением и с учетом уточнений просит признать незаконным отказ в государственной регистрации права, изложенный в письме №17/004/2014-76 от 19 мая 2014 года Обоянского межрайонного отдела Управления Росреестра по Курской области.
Заявитель указывает на то, что данным учреждением ей было необоснованно отказано в регистрации права собственности на земельный участок <данные изъяты>, поскольку на указанный земельный участок имеется кадастровый паспорт, подтверждающий уточненные границы и площадь по результатам межевания, проведенного на основании правовых документов в соответствии с ч.9 ст.38 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года. Эти документы прошли государственную регистрацию в кадастровой палате, так как не была нарушена допустимая величина отклонения по площади земельного участка в соответствии ч.5 ст.27 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года, которая на основании решения представительного собрания Обоянского района Курской области №5/47-11 от 30.03.2010 года, по г. Обояни составляет 0,1 га.
Согласно абзацам 2-5 ч.1 ст.19 Федерального закона №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрировать право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства можно, предъявив кадастровый паспорт без предварительного уточнения координат, то есть площади и границ (межевания) земельного участка.
Допустимость уточнения сведений, указываемых в кадастровом паспорте объекта недвижимости без повторной регистрации права, предусмотрена ч.10 ст.33 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года. То есть, можно было сначала приватизировать земельный участок с документально подтвержденной площадью 1100 кв.м., а затем провести законное уточнение характеристик объекта – межевание доведением площади до 1500 кв.м.. Заранее проведенное межевание земельного участка перед его приватизацией не является нарушением законодательства.
Поэтому заявитель обратилась в суд с указанным заявлением.
В судебном заседании Чистякова Т.М. свои требования поддержала и пояснила, что ей на праве собственности в порядке наследования принадлежит домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. Её отцу ФИО1 в 1953 году был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>, а в 1995 году ему дополнительно был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>. Было проведено межевание и установлено, что площадь используемого земельного участка составляет <данные изъяты>. Домовладение, расположенное по указанному адресу принадлежит ей в порядке наследования. При обращении в Управление Росреестра для регистрации права собственности, ей было отказано в связи с отсутствием у неё правоустанавливающих документов, подтверждающих площадь земельного участка, указанного в кадастровом паспорте. Полагает, что размер площади увеличился, поскольку замеры были проведены более точным способом. Считает отказ в регистрации права собственности незаконным.
Представитель заявителя Бондаренко Ю.П. заявление поддержал и пояснил, что действия Управления Росреестра нельзя признать законными, поскольку они противоречат действующему законодательству. Чистяковой Т.М. принадлежит домовладение, расположенное на земельном участке, площадь которого согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте, составляет <данные изъяты>.. То обстоятельство, что по документам площадь земельного участка составляет <данные изъяты>., значения не имеет, поскольку при проведении кадастровых работ площадь земельного участка была уточнена. При этом не допущено отклонение по площади, которая по г. Обояни составляет 0,1 га в соответствии с решением представительного собрания Обоянского района Курской области от 30 марта 2010 года № 5/47 II.
Представитель Обоянского межрайонного отдела Управления Росреестра по Курской области Кириллова В.Н. просила отказать в удовлетворении заявления и пояснила, что Чистяковой Т.М. были представлены документы на регистрацию земельного участка. Площадь земельного участка в соответствии с правоустанавливающими документами составляет 1100 кв.м., а площадь земельного участка согласно кадастровому паспорту составляет 1500 кв.м.. В связи с отсутствием у Чистяковой Т.М. правоустанавливающих документов на земельный участок заявленной площадью – 1500 кв.м., ей было отказано в регистрации права собственности. В соответствии с ФЗ от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» заявителем должен быть представлен документ о предоставлении объекта недвижимости, на который он просит зарегистрировать право собственности. Таким образом, государственным регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу требований ст.11 ГК РФ и ст.3 ГПК РФ, объектом судебной защиты является нарушенное или оспариваемое право.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев:
если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;
если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
иных установленных федеральным законом случаев.
Судом установлено, что 19 мая 2014 года государственным регистратором межрайонного отдела Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Курской области на основании п. 1 ст. 19 и абз.10 п.1 ст. 20 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122 –ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Чистяковой Т.М. было направлено письмо об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, в связи отсутствием у неё правоустанавливающих документов на земельный участок указанной площади (л.д. 5).
Данным отказом были созданы препятствия к осуществлению права заявителя на регистрацию права собственности на земельный участок и поэтому она обратилась в суд, в соответствии с действующим законодательством по его защите.
Чистяковой Т.М. для регистрации права собственности в учреждение Росреестра были предоставлены: выписка из решения исполкома Обоянского городского совета народных депутатов от 21 октября 1953 года о выделении ФИО1 земельного участка размером <данные изъяты> под индивидуальное строительство жилого дома, а также выписка из постановления главы администрации г. Обояни № 14 от 3 февраля 1995 года о выделении ему дополнительно земельного участка площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес> (л.д. 6, 7). В данных правоустанавливающих документах не указано, на каком праве предоставлены вышеуказанные земельные участки.
Домовладение, расположенное по вышеуказанному указанному адресу, в порядке наследования на праве собственности принадлежит Чистяковой Т.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 20 апреля 2010 года следует, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты>. (л.д. 22 оборот).
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок от 29 сентября 2010 года (л.д. 8-9), площадь земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий номер №), расположенного по вышеуказанному адресу, составляет <данные изъяты> которая соответствует материалам межевания (л.д. 17-22).
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имуществом и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 9.1. вышеуказанного Закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
С учетом вышеизложенных требований закона Чистякова Т.М. обратилась в учреждение Росреестра для регистрации права собственности на землю. При этом ею были предоставлены: правоустанавливающие документы (решения органов местного самоуправления) на земельные участки общей площадью <данные изъяты>., кадастровая выписка о земельном участке от 20 апреля 2010 года, где его площадь составляет <данные изъяты>., кадастровый паспорт от 29 сентября 2010 года на земельный участок площадью <данные изъяты>., которая соответствует материалам межевания, а также свидетельство о праве собственности на домовладение.
Вместе с тем, заявителем необоснованно заявлены требования зарегистрировать за ней право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> превышающий его размеры, указанные в правоустанавливающих документах (решениях органов местного самоуправления) – <данные изъяты>..
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных данной статьей.
В силу пункта 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 данной статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ земельный участок, не допускается (пункт 6 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ).
Из положений изложенных выше норм следует, что предоставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки на государственную регистрацию права на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства при наличии правоустанавливающих документов (решений органов местного самоуправления), не требуется. Указанные выше документы не являются правоустанавливающими и не могут наряду с результатами межевания служить основанием для регистрации права на земельный участок в указанных в этих документах размерах.
Право собственности на земельный участок общей площадью в соответствии с правоустанавливающими документами 1100 кв.м. заявитель может зарегистрировать в установленном законом порядке и препятствий к осуществлению данного права не имеется.
Что касается решения представительного собрания Обоянского района Курской области №5/47-11 от 30.03.2010 года, в соответствии с которым утверждены предельные (максимальные и минимальные) размере земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Обоянского района Курской области. Доводы Чистяковой Т.М. и её представителя в этой части нахожу необоснованными. Положения ч. 5 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» закрепляют, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно ч.9 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Указанным решением представительного собрания Обоянского района Курской области №5/47-11 от 30.03.2010 года утверждены размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории Обоянского района Курской области, а не предельно допустимая величина отклонения по площади земельного участка. Таким образом, доводы заявителя и её представителя основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм права (закона).
При таких обстоятельствах и с учетом совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании, суд считает, что действия государственного регистратора межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, являлись законными и обоснованными и нарушения прав заявителя не повлекли.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Чистяковой Т.М., не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Чистяковой Татьяне Михайловне в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, изложенный в письме № 17/004/2014-76 от 19 мая 2014 года Обоянского межрайонного отдела Управления Росреестра по Курской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Обоянский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме – с 23 июня 2014 года.
Председательствующий С.А. Елизарова