Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2016 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре Шабер И.С.,
с участием:
представителя административного истца – Кондратюк А.А.,
представителя заинтересованного лица Администрации г.о. Самара – Пащенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-409/2016 по административному исковому заявлению Матвеевой Л.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Матвеева Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером 63<данные изъяты>.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. №610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Согласно кадастровой справке по состоянию на 01.01.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № равна 35 616 332,40 руб.
Административный истец, посчитав кадастровую оценку указанного выше земельного участка, завышенной и отличающейся от его рыночной стоимости, пришла к выводу о необходимости проведения оценки рыночной стоимости указанного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, то есть на 01.01.2013 г.
Согласно отчету ООО «<данные изъяты>» № № г. по состоянию на 01.01.2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 4 710 419,40 рублей.
К отчету заявителем представлено положительное экспертное заключение № № г. <данные изъяты>» о соответствии данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая в данном случае не соответствует его рыночной стоимости и ведет к уплате налоговых платежей в завышенном размере.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Матвеева Л.В. просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 г. в размере его рыночной стоимости, что составляет 4 710 419,40 рублей, а также обязать ФГБУ «ФКП «Росреестра по Самарской области» внести в ГКН соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца – Кондратюк А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самара - Пащенко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требование Матвеевой Л.В. подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с этим, статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ФЗ №135 от 29.07.1998 года предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Матвеевой Л.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
Право собственности Матвеевой Л.В. на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права от 21.10.2013 г.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 14.12.2011 г.
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 по состоянию на 01.01.2013 года, составляет 35 616 332,40 руб.В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке ООО «<данные изъяты>» № № г., согласно которого, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года составляет 4 710 419,40 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ года саморегулируемой организацией оценщиков <данные изъяты>» дано положительное заключение N № о соответствии вышеуказанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Ссылаясь на вышеуказанный отчет, административный истец обратилась в суд с заявленным требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, рассматриваемым в рамках данного административного дела.
В целях проверки сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка с учетом возражений Администрации г.о. Самара относительно достоверности представленного отчета, судом по ходатайству указанного заинтересованного лица была назначена судебная оценочная экспертиза для определения действительной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г. Проведение экспертизы было поручено ООО «<данные изъяты>», согласно заключению которого № № г., рыночная стоимость спорного объекта по состоянию на 01.01.2013 года составляет 9 607 000 рублей.
Сторонами экспертное заключение не оспорено, административный истец и представитель заинтересованного лица - Администрации г.о. Самара с ним согласились.
Оценивая экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ г. по правилам ст. 168 КАС РФ суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения представленных материалов данного административного дела и определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости г. Самара под производственно-складское использование площадью от 1 000 до 10 000 кв.м.; отобранные экспертом 5 объектов-аналогов, актуальных на дату исследования, расположенных в <адрес> районах г. Самара наиболее полно отражают зависимость цены земельного участка от ценообразующих факторов; экспертом произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; использован метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, расчеты, проведенные данным методом, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2013 года. Оснований сомневаться в компетентности и беспристрастности эксперта и объективности экспертного заключения у суда не имеется, оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
При таких обстоятельствах, заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ признается судом допустимым и достаточным доказательством по делу, а величина рыночной стоимости, определенная экспертным заключением, признается достоверной.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку выводы судебного эксперта ничем не опровергнуты, в исходе дела он не заинтересован.
Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключение экспертизы, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость является завышенной и нарушает права административного истца.
С учетом изложенного, суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года подлежит определению в соответствии с заключением эксперта ООО «<данные изъяты>» № № г. в размере 9 607 000 рублей, а требования Матвеевой Л.В. в указанной части удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
При этом датой обращения Матвеевой Л.В. с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд – 28.04.2016 г.
Вместе с тем, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований Матвеевой Л.В. об обязании административного ответчика внести изменения в ГКН об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной не имеется.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра в судебном порядке, является вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, сведения об изменении кадастровой стоимости вносятся в ГКН на основании решения суда в силу прямого указания закона, и принятие дополнительного решения об обязании внести такие сведения не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Требования Матвеевой Л.В. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 9 607 000 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.
Датой обращения Матвеевой Л.В. в суд считать – 28. 04.2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2016 г.
Судья: Ласковская С.Н.