Дело № 2-1971/2019
39RS0004-01-2019-002173-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2019 года
Московский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Нагаевой Т.В.
при секретаре Орловой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российский железные дороги» в лице Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции управления движением об обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Калининградский транспортный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, указав, что Калининградской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Калининградской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «Российские железные дороги», по результатам которой выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что начальником железнодорожных станций Знаменск, Гвардейск, которые являются объектами транспортной инфраструктуры, о чем 09.04.2014 и 21.06.2013 внесены записи в реестр категорированных ОТИ железнодорожного транспорта за № ЖСТ113815 и ЖСТ113806 соответственно (ОТИ присвоена 2 и 3 категории соответственно) назначена ФИО1
Согласно п. 2.14 должностной инструкции начальника железнодорожной станции Знаменск, Гвардейск (утв. начальником дирекции 10.12.2018) к числу обязанностей ФИО1 отнесена организация работы по антитеррористической деятельности на железнодорожной станции. Таким образом, должность начальника железнодорожной станции Знаменск, Гвардейск относится к категории должностей непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Однако проверкой установлено, что ФИО1 по состоянию на 25.06.2019 не аттестована и не подготовлена в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности». Указанные нарушения угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и подвижном составе, что является недопустимым.
Прокурор просит обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции управления движением направить на обучение и аттестацию начальника железнодорожных станций Знаменск, Гвардейск ФИО1 в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности. Установить срок для исполнения решения суда - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник Калининградского транспортного прокурора Эглит Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что должность начальника железнодорожной станции относится к категории должностей непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Такое лицо должно быть аттестовано и обучено. Ответчиком длительное время никаких действий, направленных на обучение и аттестацию начальника железнодорожной станции, не предпринималось.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» Тюленев Н.И. по доверенности от 25.10.2018 года (л.д. 37) в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что в настоящее время ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности назначен ФИО6, который является обученным и аттестованным сотрудником, поэтому ФИО1 нет необходимости обучать и направлять на аттестацию. ФИО6 выполняет свою трудовую функцию на станциях Черняховск, Гвардейск, Знаменск. Эти станции находятся на одной ветке, поэтому ФИО6 может дистанционно руководить процессом. В случае удовлетворения судом иска, просил предоставить 6 месяцев на исполнение решения суда, поскольку подобные требования предъявлены в отношении нескольких сотрудников, а повышение квалификации проходит около полутора месяца.
Ранее представитель Котов В.Н. по доверенности от 23.04.2018 года (л.д. 32) в судебном заседании с иском не согласился, дал аналогичные пояснения. Представил Отзыв на исковое заявление (л.д. 29), которым считает требование транспортного прокурора необоснованным. В соответствии с приказом Калининградской Дирекции управления движением № КЛНГ Д-233 от 25.06.2019 следует, что ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), в частности на железнодорожной станции Гвардейск, Знаменск назначен ФИО6, который обучен и аттестован в соответствии с требованиями законодательства (при проведении проверки подтверждающие документы представлены истцу). В исковом заявлении указано, что именно начальник станции Гвардейск, Знаменск ФИО1 должна быть обучена и аттестована в области обеспечения транспортной безопасности на ОТИ в соответствии с требованиями ст. 12.1 ФЗ-16. С исковым заявлением не согласны по следующим основаниям: во-первых, приказом № КЛНГ Д-233 от 25.06.2019 на ОТИ Гвардейск, Знаменск назначен ответственный за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, который обучен и аттестован; во-вторых, должностная инструкция от 10.12.2018 и должность ФИО1, как начальника станции, не предусматривает, что она является лицом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ; в-третьих, законодательством в области транспортной безопасности, ФЗ-16 и Требования 495, не предусмотрено, что именно руководитель этого ОТИ, а не другого, должен быть назначен лицом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности на этом ОТИ.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Исковое заявление по настоящему гражданскому делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.
Согласно ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
В силу пп. «а» п. 5 ст. 1 указанного Федерального закона, к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе железнодорожные станции.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
В п. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» указано, что одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности (п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
На основании решения о проведении проверки № 35 от 20 июня 2019 года Калининградской транспортной прокуратурой проведена проверка ОАО «РЖД» в лице филиала Центральной дирекции пассажирских обустройств в лице структурного подразделения Калининградской дирекции пассажирских обустройств в лице филиала Центральной дирекции управления движением в лице структурного подразделения – Калининградской дирекции управления движением в лице филиала Центральной дирекции эксплуатации зданий и сооружений в лице структурного подразделения – Калининградской дирекции эксплуатации зданий и сооружений исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, в том числе по защите ОТИ от незаконного вмешательства. (л.д. 7)
В ходе прокурорской проверки установлено, что железнодорожные станции Знаменск, Гвардейск, находящиеся в ведении Центральной дирекции управления движением в границах Калининградской железной дороги, включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств за № ЖСТ113815 и № ЖСТ113806 (л.д. 11-12).
ОАО «РЖД» в лице Центральной дирекции управления движением – филиал ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции управления движением на запрос Калининградского транспортного прокурора были представлены сведения от 25 июня 2019 года, согласно которым руководителем станций Гвардейск, Знаменск является ФИО1, которая не аттестована и не обучена в сфере транспортной безопасности. Обучение по транспортной безопасности в отношении ФИО1 запланировано на 2-е полугодие 2019 год.
Согласно Должностной инструкции начальника железнодорожной станции Знаменск, Гвардейск, утв. начальником Калининградской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» 10.12.2018г. (л.д. 15-23) начальник железнодорожной станции выполняет следующие функциональные обязанности: организует работу железнодорожной станции по выполнению графика движения поездов, обеспечивая безопасность движения, эффективное использование ресурсов и технических средств; обеспечивает безопасность движения поездов согласно нормативам личного участия в организации обеспечения безопасности поездов в полном объеме; осуществляет контроль за транспортной безопасностью на железнодорожной станции на основании Федерального закона РФ «О транспортной безопасности»; организует работу по антитеррористической деятельности на железнодорожной станции, контролирует проведение занятий по гражданской обороне, поддержание в надлежащем состоянии средств защиты пассажиров, персонала и обустройств железнодорожной станции.
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В силу подпункта 13 пункта 5 обязательных для исполнения различными категориями объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 (далее – Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Таким образом, с учетом вышеизложенного, законодательством РФ в области обеспечения транспортной безопасности установлена необходимость проходить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Вместе с тем, проверкой установлено, что начальник железнодорожной станций Знаменск, Гвардейск - ФИО1, чья должность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, по состоянию на 25.06.2019 года не аттестована и не обучена в соответствии с требованиями статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Назначение приказом Калининградской дирекции управления движением № КЛНГ Д-233 от 25 июня 2019 года на станциях Знаменск, Гвардейск ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности ФИО6, который обучен и аттестован в соответствии с требованиями статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», не исключает обучение и аттестацию начальника станций Знаменск, Гвардейск - ФИО1, поскольку ее должность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Учитывая, что должность начальника железнодорожных станций Знаменск, Гвардейск относится к категории должностей непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а начальник указанной станции ФИО1, допущенная к работе, не аттестована и не подготовлена в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», исковые требования Калининградского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, объяснения представителя ответчика, указавшего, что для организации обучения начальника станции потребуется шесть месяцев, а также требования разумности и справедливости, суд полагает возможным установить срок ответчику для обучения и аттестации начальника железнодорожных станций Знаменск, Гвардейск - ФИО1 в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ОАО «Российский железные дороги» в лице Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции управления движением направить на обучение и аттестацию начальника железнодорожных станций Знаменск, Гвардейск – ФИО1 в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности, установив срок для исполнения решения суда четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2019 года.
Судья подпись