РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2015 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи А.В. Васильева,
при секретаре Гонштейн С.Е.,
с участием истца Полякова В.В.,
представителя ответчика – Цыренова Ц.Б., действующего по доверенности,
третьих лиц на стороне ответчика – Семенова А.А., Губина С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-380 по иску Полякова <данные изъяты> о признании незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территории и оформить договоры аренды на землю с возложением обязанности выполнить требуемые действия, а также взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Поляков В.В. обратился в Дудинский районный суд Красноярского края с указанным выше иском к Управлению имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, указывая на то, что он является собственником двух боксов капитальных гаражей (бокс № и бокс №), расположенных в районе <адрес> В первой декаде ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Управление имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с просьбой утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территории и оформить договоры аренды на землю, поскольку намерен разместить на земельных участках по ряду своих капитальных гаражей два металлических гаража. Предварительно, перед обращением в Управление, истцом, в установленном законом порядке, в администрации города Дудинки было получено два условных разрешения № и № от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного объекта, которые должны вступить в силу только при оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ, по прошествии порядка трёх месяцев, от заместителя начальника Управления Будянской Е.Н. в адрес Полякова В.В. поступило письмо о том, что на испрашиваемом земельном участке уже находятся строения (сооружения), в связи с чем, со ссылкой на утратившую силу с ДД.ММ.ГГГГ статью 36 Земельного кодекса РФ, истцу было отказано в выдаче необходимых документов и было предложено выбрать другой вариант размещения временного строения или представить документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на испрашиваемом участке. Ссылаясь на положения ст. 26 Земельного кодекса РФ, п.п. 14-19 Решения Дудинского Городского Совета Депутатов от 12.04.2013 № 11-0511 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных объектов на территории города Дудинки», истец полагает, что действия (бездействие) Управления в отказе утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территории и оформить договоры аренды на землю, являются незаконными, поскольку, каких-либо ограничений прав на спорные участки земли, выявлено не было.
В судебном заседании истец Поляков В.В. поддержал иск по основаниям, приведенным выше, просил суд признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территории и оформить договоры аренды на землю, с возложением обязанности выполнить требуемые действия, а также взыскать с Управления расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Представитель ответчика - Управления имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Цыренов Ц.Б., действующий по доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что на истребуемом истцом земельном участке на данный момент уже есть строения, принадлежащие другим собственникам, а именно, ФИО10 и ФИО11 Согласно действующему Земельному кодексу РФ, граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Таким образом, преимущественное право на аренду земельного участка имеют ФИО12 и ФИО13, которые также желают оформить соответствующие договоры. Те условные разрешения, которые были выданы Полякову В.В. администрацией г. Дудинки, не являются обязательными к исполнению Управлением имущественных отношений, так как данные разрешения вступают в силу только при оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ФИО7 и ФИО8 с иском не согласились, пояснив, что они также являются собственниками капитальных гаражей, расположенных в районе <адрес>. Около своих гаражей они разместили некапитальные гаражи Норильского производства, при этом, ФИО7 разместил такой гараж в ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО8 – в ДД.ММ.ГГГГ. Участки земли, на которых располагаются их гаражи Норильского производства не принадлежат им ни по праву собственности, ни на правах аренды, однако, им известно о том, что, прежде чем разместить строение на земельном участке, необходимо заключить договор аренды с собственником такого участка. В то же время, они полагают, что им принадлежит преимущественное право на заключение договоров аренды, поскольку на спорных земельных участках уже находятся принадлежащие им строения.
Заслушав доводы истца Полякова В.В., представителя ответчика - Цыренова Ц.Б., третьих лиц – ФИО7, ФИО8, изучив исковое заявление и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Поляков В.В. обратился в Управление имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с двумя заявлениями (вх. №. и № от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении схемы расположения земельных участков площадью 24 кв.м. и 48 кв.м., соответственно, для установки временных строений (гараж и контейнер), по адресу: г. Дудинка в районе <адрес>, приложив к заявлениям условные разрешения администрации г. Дудинки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, и копию паспорта.
Управлением имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца Полякова В.В. направлено письмо, где указано о приостановлении исполнения заявлений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах территории, в связи с тем, что установлено наличие не принадлежащих Полякову В.В. временных строений на земельных участках (л.д. 6).
Позднее, ДД.ММ.ГГГГ Поляков В.В. поставлен в известность письмом Управления имущественных отношений о принятии решения об отказе утвердить схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения временного строения, по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, в районе <адрес>, находятся строения (сооружения). В связи с чем, Полякову В.В. предложено выбрать другой вариант размещения временного строения или представить документы, подтверждающие право собственности на строения (сооружения), расположенные на испрашиваемом участке (л.д. 5).
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ, администрацией г. Дудинки выданы два условных разрешения (№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) истцу Полякову В.В. на размещение нестационарных объектов - гаража размером 6х7 м. и контейнера размером 2,5х6 м., соответственно, в районе <адрес> сроком на пять лет, с оговоркой на то, что указанные разрешения вступают в силу только при оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок (л.д. 7-10).
Указанная выше процедура получения условных разрешений на размещение нестационарных объектов предусмотрена Главой III Решения Дудинского Городского Совета Депутатов от 12.04.2013 № 11-0511 «Об утверждении положения о порядке размещения нестационарных объектов на территории города Дудинки».
Так, согласно указанному выше Положению, разрешение на размещение нестационарного объекта оформляется администрацией города (уполномоченными ею должностными лицами) на конкретное юридическое лицо или гражданина, в отношении отдельного индивидуально определенного нестационарного объекта (п. 12). В целях оформления в уполномоченных органах прав на земельный участок заявитель вправе получить в администрации города условное разрешение на размещение нестационарного объекта. По итогам рассмотрения представленных в соответствии с настоящей частью документов администрация города выдает разрешение на размещение нестационарного объекта, которое вступает в силу только в случае выполнения условия об оформлении земельного участка (п. 14). Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней с момента его регистрации (п. 15). Администрация города проводит изучение представленных документов и рассматривает возможность размещения нестационарного объекта, разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарного объекта с указанием его вида, размеров, особенностей его расположения, определяет границы благоустройства прилегающей территории, а также проверяет наличие подземных, наземных коммуникаций на территории (земельном участке), ограничений прав на земельный участок в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, соответствие объекта плану цветового решения фасадов зданий и сооружений города. При необходимости администрация города запрашивает у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций информацию об установлении ограничений прав на земельный участок, о соблюдении при размещении нестационарного объекта требований законодательства (п. 16).
В выдаче разрешения может быть отказано в следующих случаях:
1) размещение нестационарного объекта не соответствует документам территориального планирования города Дудинки;
2) размещение нестационарного объекта не допускается в соответствии с Правилами благоустройства муниципального образования «город Дудинка», требованиями санитарных, противопожарных, технических норм и правил, законодательства о безопасности дорожного движения, о гражданской обороне и предупреждении чрезвычайных ситуаций, о противодействии терроризму, об энергетической безопасности;3) размещение объекта противоречит утвержденному в установленном порядке администрацией города плану цветового решения фасадов зданий и сооружений города;
4) размещение объекта планируется на территории, которая предназначена для реализации утвержденных муниципальных целевых программ, проектов строительства, реконструкции, благоустройства, иных мероприятий общегородского значения. В том случае, если известна дата начала реализации муниципального (государственного) мероприятия, может выдаваться разрешение (условное разрешение) на период до наступления предполагаемой даты.
Отказ в выдаче разрешения на размещение нестационарного объекта оформляется в виде мотивированного письменного ответа с указанием права заявителя на обжалование его в судебном порядке (п. 17). В случае, если размещение объекта соответствует требованиям настоящего Положения, заявителю выдается разрешение, оформленное в соответствии с приложением к настоящему Положению (п. 19).
Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что, администрация г. Дудинки, после проведения соответствующей проверки, и, не установив препятствий для выдачи условных разрешений на размещение нестационарных объектов, выдала истцу Полякову В.В. такие разрешения по его заявлению. При этом, суд считает необходимым отметить тот факт, что привлеченные в качестве третьих лиц ФИО7 и ФИО8, с подобными заявлениями в администрацию г. Дудинки не обращались, несмотря на то, что разместили свои некапитальные гаражи Норильского производства на земельных участках, не оформив должным образом права пользования данными земельными участками на протяжении нескольких лет, зная при этом о такой обязанности.
Далее, согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Частью 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Далее, принимая во внимание, что с заявлениями об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории истец Поляков В.В. обратился в Управление имущественных отношений ДД.ММ.ГГГГ, а статьи 28 – 34 Земельного кодекса РФ утратили силу с 1 марта 2015 года (Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ), суд полагает, что в данном случае указанные выше статьи подлежат применению.
Так, п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ), предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 вышеназванной статьи 34 Земельного кодекса предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Суд отмечает, что совершение указанных действий в месячный срок, определенный п. 4 ст. 34 Земельного кодекса следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Управление имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязано было в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть заявления истца Полякова В.В. об утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории, и, при отсутствии оснований к отказу в удовлетворении заявлений – утвердить данные схемы, чего сделано не было.
Довод представителя ответчика Цыренова Ц.Б. о том, что преимущественное право заключения договоров аренды на земельные участки имеют собственники строений, сооружений, находящихся на спорном земельном участке, суд находит несостоятельным, так как на протяжении длительного времени - ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ, указанные граждане в Управление имущественных отношений с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах территории и оформлении договоров аренды на землю не обращались, заведомо зная о такой обязанности, однако, своим преимущественным правом они не воспользовались. Таким образом, незаконное размещение строений на неоформленных должным образом земельных участках и длительное не обращение в уполномоченный орган с соответствующими заявлениями, по мнению суда, нарушает права других граждан, желающих приобрести земельные участки на правах аренды.
Доводы третьих лиц - ФИО7 и ФИО8 о том, что их не уведомляли о необходимости обратиться в уполномоченный орган с заявлениями о согласовании установки временных строений, суд также находит необоснованным, так как из материалов дела видно, что соответствующие предупреждения были размещены на принадлежащих им строениях, где было указано о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться к муниципальному земельному инспектору администрации г. Дудинки для согласования установки временных строений. Более того, как пояснили ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании, им было известно о том, что установка временных сооружений на земельных участках требует предварительного согласования и оформления соответствующих договоров аренды.
В свою очередь, следует отметить, что утверждение схемы расположения спорных земельных участков на кадастровых планах территории и оформление договоров аренды на землю с истцом Поляковым В.В. не нарушает прав ФИО7 и ФИО8, поскольку они не лишены возможности обратиться в Управление имущественных отношений с аналогичными заявлениями об утверждении схемы расположения других земельных участков на кадастровом плане и предоставлении им в аренду других земельных участков для размещения своих временных сооружений.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из материалов дела следует, что истец понес расходы по оплате госпошлины при подачи иска в суд в размере <данные изъяты>, которые подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Полякова <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территории и оформить договоры аренды на землю.
Обязать Управление имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территории и оформить правоустанавливающие документы на испрашиваемые земельные участки с Поляковым <данные изъяты>
Взыскать с Управления имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в пользу Полякова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.
Судья А.В. Васильев