Дело № 2-541/2020
УИД № 35RS0010-01-2019-015261-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Вологда 27 января 2020 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Прокошевой Н.С. при секретаре Коноваловой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубиной Н. Е. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области об оспаривании решения об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанностей,
у с т а н о в и л :
решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (далее по тексту также УПФР в г. Вологде Вологодской области, пенсионный орган) № от 11.09.2019 Шубиной Н.Е. отказано в установлении страховой пенсии по старости по пункту 20 части первой статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (Закон о страховых пенсиях) в связи с отсутствием необходимого специального стажа, с указанием на то, что на дату обращения Шубиной Н.Е. – 19.06.2019 специальный стаж составляет 20 лет 08 месяцев 29 дней.
При этом согласно указанному решению пенсионным органом в специальный стаж Шубиной Н.Е. не засчитаны следующие периоды:
- с 16.05.2011 по 25.06.2012, с 01.07.2012 по 30.11.2018 – периоды работы в должности заведующей здравпунктом ОАО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» (ООО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1»), так как в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, вышеуказанные наименования учреждений не предусмотрены. Кроме того, в соответствии со статьей 14 Закона о страховых пенсиях периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, сведения на лицевом счете застрахованного лица после даты регистрации (25.12.1999) отражены организациями «общими условиями»;
- с 23.11.2005 по 20.12.2005, с 22.11.2010 по 17.12.2010, с 27.08.2007 по 29.08.2007, с 06.08.2009 по 10.08.2009, с 26.08.2009 по 30.08.2009 – периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировки, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002, перечисленные периоды не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Шубина Н.Е. 27.11.2019 обратилась в суд с иском к УПФР в г. Вологде, в котором просила признать решение пенсионного органа незаконным в части не включения в специальный стаж оспариваемых периодов; обязать ответчика включить в специальный стаж оспариваемые периоды.
В обоснование заявленных требований указала, что здравпункт, в котором осуществлялась ее работа в периоды с 16.05.2011 по 25.06.2012, с 01.07.2012 по 30.11.2018, отнесен к структурному подразделению организации и предназначен для оказания первичной доврачебной помощи работникам организации. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку повышение квалификации является обязательной частью трудовой деятельности медицинского работника, в указанные периоды за работником сохраняется заработная плата, производятся отчисления во все фонды. В периоды нахождения в командировках за работником также сохраняется заработная плата, производятся отчисления во все фонды.
Определением суда, внесенным в протокол судебного заседания от 24.12.2019, для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ООО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» и АО «ОРГАНИЗАЦИЯ2».
В судебном заседании истец Шубина Н.Е. и ее представитель по доверенности Гарафутдинов О.И. требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Бубнова А.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении пенсионного органа, а также в ранее представленном отзыве, дублирующем доводы решения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ООО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» и АО «ОРГАНИЗАЦИЯ2» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ранее в судебном заседании 21.01.2020 представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» по доверенности Эльперина А.Я. указала, что требования Шубиной Н.Е. поддерживает. Подтвердила, что Шубина Н.Е. работала в должности заведующей здравпунктом, расположенном на территории завода – ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ2». При этом Шубина Н.Е. выполняла медицинские манипуляции: забор анализов, проведение инъекций, установка капельниц, ведение амбулаторного приема. Нареканий и замечаний к работе Шубиной Н.Е. не было. Также пояснила, что в штате ООО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» изначально числилось три фельдшера, но когда на заводе начались мероприятия по сокращению штата, два фельдшера ушли в декретные отпуска, работать осталась одна Шубина Н.Е. Она полностью выполняла обязанности фельдшера, административно-организационных обязанностей у Шубиной Н.Е., как у заведующей здравпунктом, было немного.
С учетом полномочий, предоставленных статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав позиции участников процесса, допросив в качестве свидетелей: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, исследовав материалы дела и проанализировав всю совокупность представленных доказательств, суд пришел к следующему:
основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.
По общему правилу, установленному статьей 8 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пунктом 20 части первой статьи 30 названного закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1. статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части первой настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением 7 к Закону о страховых пенсиях, если право на страховую пенсию по старости возникло в 2019 году, то назначается она не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые указаны в пункте 20 части первой статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ при наличии требуемой продолжительности специального стажа (30 лет медицинской деятельности) возникает через 6 месяцев после даты, на которую выработана указанная продолжительность стажа.
На основании материалов дела судом установлено, что Шубина (до регистрации брака носила фамилию «Косырина») Н.Е.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет среднее медицинское образование, окончила ОРГАНИЗАЦИЯ3, 27.02.1990 ей присвоена квалификация «фельдшер».
Как отмечалось выше, в специальный стаж Шубиной Н.Е. не включены периоды ее работы с 16.05.2011 по 25.06.2012, с 01.07.2012 по 30.11.2018 в должности заведующей здравпунктом ОАО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» (ООО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1»).
Сведения о спорных периодах работы отражены в трудовой книжке Шубиной Н.Е. (записи №, л.д. №).
Проверяя законность и обоснованность решения органа пенсионного обеспечения в вышеуказанной части с точки зрения соблюдения законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения, суд исходит из следующего:
постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 установлено, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом наличие в наименовании указанных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, указана должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра)», «заведующий фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра)», «заведующий медицинским пунктом – медицинская сестра (фельдшер)», «фельдшер».
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Пунктом 5 Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 №627), действовавшей до 17.10.2013, предусматривалось, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Кроме того, пунктом 15 примечаний к Приказу Минздрава России от 03.11.1999 № 395 «Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения» устанавливалось, что здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, относятся к амбулаторно-поликлиническим учреждениям здравоохранения.
В Приложении 3 «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377 (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.04.2003 № 160) в разделе «средний медицинский персонал» поименованы заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра), заведующий медпунктом – фельдшер (медицинская сестра). Данный приказ действовал до 01.12.2008.
Судом установлено, что здравпункт ОАО (на основании решения общего собрания акционеров от 30.06.2015 - АО) «ОРГАНИЗАЦИЯ2» расположен на территории акционерного общества «ОРГАНИЗАЦИЯ2» по адресу: <адрес>, является структурным подразделением ООО «Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» (ранее ОАО «Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1»), осуществляет деятельность на основании лицензии, имеет свое Положение (утверждено 22.03.2012, предыдущая редакция была утверждена 13.05.2011), оснащен необходимым оборудованием, включает в своей состав: кабинет амбулаторного приема, процедурный кабинет, хирургический кабинет, физиотерапевтический кабинет, комната персонала.
Согласно данному Положению (л.д. 22-23) основной задачей здравпункта является оказание врачебной и доврачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях (при обострении); участие в проведении мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, улучшению санитарно-гигиенических условий труда сотрудников ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ2».
К функциям здравпункта относятся, в том числе:
- оказание врачебной и доврачебной помощи при внезапных заболеваниях, травмах и острых отравлениях;
- осуществление лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий для сотрудников акционерного общества «ОРГАНИЗАЦИЯ2» (в том числе организация динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими);
- проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта.
В разделе V «Заключительные положения» (пункт 1) отмечено, что здравпункт возглавляет заведующий фельдшерским здравпунктом (фельдшер). Работники здравпункта должны иметь высшее или среднее медицинское образование, диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста (пункт 3).
В соответствии с должностной инструкцией заведующего здравпунктом, утвержденной генеральным директором ОАО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» 25.04.2011 (л.д. 24-27), заведующий здравпунктом организует оказание первой доврачебной помощи при острых заболеваниях, травмах, несчастных случаях; организует и проводит лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья сотрудников завода; владеет техникой сестринских манипуляций, техникой выполнения физиопроцедур; в случае необходимости проводит электрокардиологическое исследование, вводит лекарственные препараты, противошоковые средства (при анафилактическом шоке) пациентам по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту); владеет методиками простейших лабораторных исследований (анализ мочи на белок, сахар, определение гемоглобина и скорости оседания эритроцитов) и умеет оценивать их результаты. Заведующий здравпунктом несет ответственность за организацию и обеспечение своевременной доврачебной помощи.
Выполнение Шубиной Н.Е. в спорные периоды деятельности медицинских манипуляций (проведение вакцинации, забор анализов, проведение инъекций, установка капельниц, проведение сеансов физиотерапевтического лечения (УВЧ, УФО и т.д.), а также периодические медицинские осмотры, амбулаторный прием), существование здравпункта как структурного подразделения предприятия подтвердили, будучи допрошенными судом в качестве свидетелей, ФИО1, ФИО2, ФИО5, которые в спорные периоды работали в ОАО (АО) «ОРГАНИЗАЦИЯ2» и лично обращались в здравпункт за получением доврачебной помощи, а также ФИО4, которая работала в здравпункте фельдшером одновременно с Шубиной Н.Е.
Оснований ставить под сомнение показания указанных свидетелей у суда не имеется.
Выполнение Шубиной Н.Е. указанных выше должностных обязанностей в спорные периоды, помимо объяснений Шубиной Н.Е. и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1», показаний свидетелей, подтверждается также отчетом о работе Шубиной Н.Е. за 2014 год для присвоения квалификационной категории по специальности «фельдшер» (л.д. 46-57); обозревавшимися в ходе судебного разбирательства журналами амбулаторного приема здравпункта ОАО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1», журналами по вакцинации против гепатита «В», АДС-М, клещевого энцефалита.
Таким образом, судом достоверно установлено, что Шубина Н.Е., имея специальное медицинское образование, в спорные периоды в течение полного рабочего дня осуществляла медицинскую деятельность (24.12.2015 ей присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Лечебное дело»), выполняла обязанности заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшера (медицинской сестры).
Суд полагает, что отсутствие в трудовой книжке Шубиной Н.Е. словосочетания «фельдшер» или «медицинская сестра» не может повлиять на назначение ей досрочной трудовой пенсии.
Кроме того, вопреки доводам ответчика пенсия работникам за выслугу лет должна назначаться в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса или названия учреждения, с которым они состояли в трудовых отношениях, что соответствует требованиям статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Отсутствие кода льготных условий труда в выписке из индивидуального лицевого счета не может являться основанием для ущемления прав истца, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, так как обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах в Пенсионный фонд возложена законом на работодателя.
Учитывая совокупность изложенного, суд приходит к выводу, что периоды работы Шубиной Н.Е. с 16.05.2011 по 25.06.2012, с 01.07.2012 по 31.08.2015, с 03.09.2015 по 30.11.2018 в ОАО (ООО) Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» в должности заведующей здравпунктом акционерного общества «ОРГАНИЗАЦИЯ2» подлежат включению в ее специальный стаж в календарном исчислении.
01.09.2015 и 02.09.2015 исключены судом из специального стажа, поскольку указанные дни значатся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица как неоплаченные. Указанное обстоятельство Шубиной Н.Е. не оспаривалось.
Далее, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов обязательным условием выполнения работы является повышение квалификации.
Так, в соответствии с требованиями статьи 54 ранее действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № от 22.07.1993 повышение квалификации для медицинского работника является обязательным и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Также в соответствии со статьей 69 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
В силу пункта 2 части первой статьи 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пункт 8 части первой статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011).
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (части 1, 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Применительно к данному делу судом установлено и подтверждено представленными в материалы дела документальными доказательствами, что в периоды с 23.11.2005 по 20.12.2005, с 22.11.2010 по 17.12.2010 (уточняющая справка ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» города Вологда» № от 19.11.2019) Шубина Н.Е. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации.
Учитывая изложенное, оспариваемые периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат зачету в стаж работы по специальности (в календарном исчислении), так как проходили по инициативе работодателя, имели целью обеспечение основных трудовых функций медицинского работника, при этом за истцом сохранялось рабочее место, заработная плата, уплачивались страховые взносы.
В периоды с 27.08.2007 по 29.08.2007, с 06.08.2009 по 10.08.2009; с 26.08.2009 по 30.08.2009 Шубина Н.Е. направлялась работодателем в командировки.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В связи с тем, что в указанные периоды времени у истца не прерывались правоотношения с работодателем, сохранялось рабочее место, должность и заработная плата, данные периоды также необоснованно исключены пенсионным органом из специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат зачету в стаж работы по специальности (в календарном исчислении).
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области № от 11.09.2019 об отказе Шубиной Н. Е. в установлении страховой пенсии по старости незаконным в части не включения в специальный стаж оспариваемых периодов.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области включить в специальный стаж Шубиной Н. Е., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
- период работы с 16.05.2011 по 25.06.2012 в ОАО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» в должности заведующей здравпунктом ОАО «ОРГАНИЗАЦИЯ2»;
- период работы с 01.07.2012 по 31.08.2015 в ООО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» в должности заведующей здравпунктом ОАО (на основании решения общего собрания акционеров от 30.06.2015 - АО) «ОРГАНИЗАЦИЯ2»;
- период работы с 03.09.2015 по 30.11.2018 в ООО Компания «ОРГАНИЗАЦИЯ1» в должности заведующей здравпунктом АО «ОРГАНИЗАЦИЯ2»;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировки: с 23.11.2005 по 20.12.2005, с 22.11.2010 по 17.12.2010, с 27.08.2007 по 29.08.2007, с 06.08.2009 по 10.08.2009, с 26.08.2009 по 30.08.2009.
В удовлетворении требований в большем объеме Шубиной Н. Е. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.С. Прокошева
Мотивированное решение изготовлено 31.01.2020.