УИД 78RS0020-01-2019-001048-07
Дело № 2–2300/2019 Санкт-Петербург
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд Санкт–Петербурга
в составе председательствующего судьи Зейналовой К.О.,
при секретаре Малеваном А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2019 года гражданское дело № 2–2300/19 по иску Иванова Д.В. к ООО «Звездный путь» о запрете использования жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Истец Иванов Д.В. обратился в суд с иском к ООО «Звездный путь», просил запретить ответчику использовать жилые помещения, расположенные по адресу: ... в целях размещения Детского развивающего центра, взыскать с ответчика судебные издержки в виде государственной пошлины.
В обоснование иска ссылается на то, что в декабре 2012 года истец приобрел жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: ..., данная квартира используется семьей истца в целях проживания. Сербинова М.В. также является собственником нескольких жилых и помещений, указанного многоквартирного дома, часть из которых сдает в аренду ООО «Звездный путь», основным видом экономической деятельности которого является «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми» (код 88.91) и дополнительным видом деятельности является «Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, иных в другие группировки» (код 88.99). В частности квартира № 0 площадью 148,2 кв.м и квартира № 0 площадью 158,5 кв.м по указанному адресу арендуются ответчиком на основании договоров аренды от 01.01.2019 и от 01.08.2018 соответственно. Истец указывает, что жилые помещения используются ответчиком по одним данным в целях организации «частного детского сада», по другим данным в целях предоставления «услуг по дневному уходу за детьми», что противоречит положениям п. 2 ст. 671 ГК РФ. В июне 2018 года истец, а также жители соседних домов и собственник других помещений многоквартирного дома обратились в Прокуратуру Пушкинского района Санкт-Петербурга, в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Санкт-Петербургу. Указанные органы провели проверку фактов изложенных в заявлении, в результате чего ими было подтверждено, что квартиры № 0 по вышеуказанному адресу используются не по назначению – в целях проживания граждан, а в целях осуществления ответчиком коммерческой деятельности.
Истец, его представитель Никитенко А.В. в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования, пояснили суду, что приобретая квартиру, истец полагал, что в доме будут проживать всего несколько соседей, что будет способствовать спокойному проживанию семьи истца. По мере заключения договоров аренды, сначала нежилых помещений, потом жилых помещений, количество детей посещающих организацию ответчика увеличилось, в доме стало очень шумно, родители воспитанников ответчика постоянно заезжают на территорию, прилегающую к дому, что затрудняет выезд и заезд жильцов дома на придомовую территорию. Кроме того, в дневное время большое количество детей гуляет на детской площадке, в связи с чем, дети жильцов дома не имеют возможности воспользоваться детской площадкой. Территория дома огорожена, вместе с тем, в связи с большим количеством посторонних людей на территории, прилегающей к дому, истец обеспокоен безопасностью детей. Полагает, что при удовлетворении иска судом, количество детей, посещающих детский сад снизится, что будет способствовать установлению более благоприятной обстановке в доме.
Представители ответчика Терещенко Т.Л., Ресина Е.Е., Крячков К.И. в судебное заседание явились, полагали иск не подлежащим удовлетворению, ссылались на ч. 2 ст. 17 ЖК РФ, СанПин 2.4.1.3147-13, позволяющие располагать в жилых помещениях организации по уходу и присмотру за детьми. Полагали, что осуществление ответчиком деятельности в жилых помещениях прав истца не нарушает, истец фактически пытается пересмотреть вступившее в законную силу постановление судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 31.08.2018 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Звездный путь».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска.
Судом установлено, что Иванов Д.В. является собственником квартиры № 0, расположенной по адресу: ... (л.д. 43-44).
Собственником квартир № 0 по указанному выше адресу является Сербинова М.В. (л.д. (45-52).
Здание, в котором расположены вышеуказанные квартиры, имеет три этажа, шесть жилых помещений и четыре нежилых помещений (л.д. 37-42).
01.08.2018 между Сербиновой М.В. (арендодатель) и ООО «Звездный Путь» (арендатор) заключен договор аренды помещения № 0, согласно которому арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное пользование жилое помещение, общей площадью 158,5 кв.м, с кадастровым номером № 0, находящееся на 1-2 этажах и мансарде здания, расположенного по адресу: ... принадлежащее арендодателю на праве собственности на основании договора купли-продажи от 03.07.2009 (л.д. 8-16).
01.01.2019 между Сербиновой М.В. (арендодатель) и ООО «Звездный Путь» (арендатор) заключен договор аренды помещения № 0, согласно которому арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное пользование жилое помещение, общей площадью 148,2 кв.м, с кадастровым номером № 0, находящееся на 1-2 этажах и мансарде здания, расположенного по адресу: ..., принадлежащее арендодателю на праве собственности на основании договора купли-продажи от 03.07.2009 (л.д. 17-25).
Разрешая спор, суд исходит из того, что в силу требований ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Жилые помещения предназначены для проживания граждан (пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений абз. 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое, перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Пунктом 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Согласно п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 5 п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. В то же время необходимо учитывать, что законом (ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).
Учитывая вышеуказанные правовые нормы и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устанавливающие пределы использования жилого помещения, то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось ответчиком, что квартиры № 0 по адресу... являются жилыми помещениями и используются ответчиком для осуществления предпринимательской деятельности, ответчик является юридическим лицом, а не гражданином, тогда как размещение в жилом помещении организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.
Подлежит отклонению довод представителя ответчика о том, что истец фактически пытается пересмотреть вступившее в законную силу постановление Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 31.08.2018 по делу №5-260/2018, в рамках рассмотрения которого суд пришел к выводу о том, что в настоящее время не имеется безусловных оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности ООО «Звездный путь» по указанному адресу и ограничился наказанием в виде административного штрафа.
В рамках дела №5-260/2018 судом рассматривались обстоятельства нарушения ООО «Звездный путь» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Обстоятельства использования жилых помещений в целях предпринимательской деятельности, а не для проживания граждан, судом не исследовались.
Ссылки представителя ответчика на СанПиН 2.4.1.3147-13. Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, учитывая, что СанПиН является подзаконным нормативно правовым актом и не содержит норм, позволяющих использовать жилое помещение именно юридическому лицу для осуществления предпринимательской деятельности, пускай эта деятельность и связана с уходом и присмотром, а также с воспитанием детей в дошкольных группах.
Довод представителя истца о том, что ответчик не нарушает прав истца, не может быть принят во внимание, поскольку факт использования жилых помещений не по назначению (проживание граждан), нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Истец имеет право проживать в многоквартирном доме, в котором жилые помещения используются по их назначению. Кроме того, согласно кадастровому паспорту жилого помещения, квартиры № 0 в данной квартире выявлена самовольная перепланировка.
То обстоятельство, что занимаемые ответчиком жилые помещения напрямую не соседствуют с жилым помещением истца и имеют отдельный вход, на отсутствие нарушений прав истца не указывают.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: № 0 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░–░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░–░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17.10.2019.