Дело № 2- 2335/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2016 года г.Красноярск
Советский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Колывановой О.Ю.,
при секретаре Карповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дыкина Н.В. к 3-му отделу ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» о защите жилищных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Дыкин Н.В. обратился в суд с иском к ФГУ «Красноярская КЭЧ района Минобороны РФ» о защите жилищных прав, мотивируя тем, что состоял в списке очередников на предоставление жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ. сохранил это право. При обращении за разъяснениями по поводу отсутствия в базе данных сведений о постановке на учет получил ответ, из которого следует, что при получении служебного жилого помещения он утратил право на льготы и гарантии по получению жилья. Просил (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ.) признать действия ФГУ «Красноярская КЭЧ района Минобороны РФ» неправомерными, обязать ответчиков восстановить Дыкина Н.В. в базе данных «Учет» по ФГКУ КЭЧ района в очереди военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека (супруга, сын), обязать ответчиков включить Дыкина Н.В. в очередь в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека, признать за Дыкиным Н.В. с составом семьи 2 человека (супруга, сын) право на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения и обязать включить в списки очередников на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства истцом привлечены ответчики: 3-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ».
В судебном заседании Дыкин Н.В. и его представитель Мигина А.В. (по ходатайству) на заявленных требованиях настаивали.
Представители ответчиков: 3-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», третьих лиц: войсковая часть 58661-49, Министерство Обороны РФ, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в суд не явились, уведомлены должным образом, представители Министерства Обороны РФ, ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования не подлежащим удовлетворению.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Федеральный закон РФ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. Принятием указанного Закона государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства и гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Формы и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены ст. 15 указанного Федерального закона.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы, которым согласно п.11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Как установлено судом, Дыкин Н.В. в звании командира проходил военную службу в войсковой части № (с ДД.ММ.ГГГГ. исключен из списков личного состава указанной войсковой части).
В период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время Дыкин Н.В. проживает в трехкомнатной квартире жилой площадью 42,2кв.м. по адресу: <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного КЭЧ Красноярского района Сибирского военного округа.
Как следует из выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., майор Дыкин Н.В. обеспечен служебным жилым помещением по нормам жилищного законодательства, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам.
На обращение Дыкина Н.В. ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, что согласно базе данных «Учет» Красноярской КЭЧ Дыкин Н.В. состоял на учете нуждающихся с ДД.ММ.ГГГГ., и ДД.ММ.ГГГГ. был снят с учета в связи с получением служебного жилого помещения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на учете в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, не состоит. Документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действующему на момент увольнения Дыкина Н.В. с военной службы (данные о нахождении военнослужащего в базе данных «Учет» по ФГКУ района), не представлены.
Как следует из представленной заявителем копии протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. №, в отношении Дыкина Н.В. вынесено решение о признании нуждающимся в постоянном жилье составом семьи 3 человека.
Истец и его представитель суду поясняли, что при увольнении войсковая часть обязана обеспечить военнослужащего жильем. В настоящее время войсковая часть, где служил истец, реорганизована. Служебное жилье истец получил в ДД.ММ.ГГГГ. В список очередников он был включен в ДД.ММ.ГГГГ. Населенный пункт, где проживал истец, был закрытым военным городком, и при увольнении ему должны были предоставить жилье за пределами военного городка. После увольнения истец обращался в военкомат, там пояснили, что вопросами жилья они не занимаются. Позднее, когда он начал заниматься вопросом приватизации, появились сведения, что в очереди истец не состоит. Об этом истцу стало известно в ДД.ММ.ГГГГ, когда собрав пакет документов на предоставление субсидии, он обратился в КЭЧ района, но на сайте очередников не было информации о том, что он состоит в списках очередников. Права истца нарушены тем, что увольнение состоялось без предоставления жилья.
Из письменных возражений представителя третьего лица ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России следует, что указанного истцом ответчика - Федеральное государственное учреждение «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть» Министерства обороны Российской Федерации на настоящий момент не существует. На основании свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц от 16.09.2011г. деятельность ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ, как юридического лица, прекращена путем реорганизации в форме присоединения. В соответствии с приказом от 17.12.2010 года № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации ФГУ «Красноярская КЭЧ района» Минобороны России, реорганизована путем присоединения к Федеральному государственному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2012 года №422-р и федерального государственного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации изменено федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящимся в служебных отношениях с МО РФ (только военнослужащим) возложены соответственно на Департамент жилищного обеспечения МО РФ (<адрес>) и региональные отделения, в частности ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации МО РФ, на территории <адрес> - через отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. В соответствии с положением отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России основной задачей отделения является организация работы по обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов семей, проходящих службу по контракту, жилыми помещениями жилищного фонда Минобороны России. В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, пря законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государстве соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантировав государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В исковом заявлении истец указывает, что он состоял в списке очередников на предоставление служебного жилья с момента заключения контракта на прохождение военной службы в ДД.ММ.ГГГГ, на предоставление жилого помещении по социальному найму с ДД.ММ.ГГГГ. Документы, подтверждающие признание Дыкина Н.В. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по договору социального найм, истцом не представлены. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Из письменных возражений представителя Министерства Обороны РФ следует, что порядок обеспечения жилыми помещениями из фондов МО РФ определен ЖК РФ и ФЗ от 27.05.1998г. № 76 –ФЗ «О статусе военнослужащих», полномочия по ведению учетных дел военнослужащих возложено на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, которое располагает следующей информацией: Дыкин Н.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ., в ДД.ММ.ГГГГ. истец снят с учета в связи с получением жилого помещения по адресу: <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Дыкин Н.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит. Документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилых помещений согласно порядку, действующему на момент увольнения Дыкина Н.В. с военной службы (решение жилищной комиссии воинской части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе «Учет» в по ФГКУ КЭЧ района), в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не представлены, информации о признании Дыкина Н.В. нуждающимся в жилом помещении в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отсутствует. Вместе с тем, с момента увольнения из рядов ВС РФ Дыкин Н.В. утратил статус военнослужащего и связанные с ним гарантии по обеспечению жильем по линии МО РФ, что в свою очередь исключает возможность внесения истца в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с действующим порядком, установленным приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010г. № 1280 « О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». В силу этого Дыкин Н.В., не состоящий на учете нуждающихся в получении жилых помещений, не имеет права на обеспечение жилищной субсидией для приобретения жилого помещения со стороны МО РФ, нарушений его прав не имеется. В удовлетворении заявленных им требований надлежит отказать.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что истцом не представлено документальных доказательств того, что им соблюден порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях; увольнение с военной службы без обеспечения жильем, также исключение из очередников части, нуждающихся в получении жилого помещения, Дыкин Н.В. в установленном порядке и в установленные законом сроки не обжаловал. Утрата статуса военнослужащего приравнивает гражданина, уволенного с военной службы и не признанного в установленном порядке нуждающимся в получении жилья, с остальными гражданами, жилищный вопрос которых решается в общем порядке по правилам ст. 49-52 ЖК РФ.Таким образом, при наличии у Дыкина Н.В. права на обеспечение жилым помещением, необходимым условием для реализации этого права является соблюдение им определенного порядка, который установлен федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих»), регламентирующими порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, в соответствии с которыми право на обеспечение жилым помещением у военнослужащего может возникнуть только при условии совершения им определенных действий, направленных на реализацию данного права в течение определенного срока. В соответствии с п. 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» дата исключения из списков личного состава части является последним днем военной службы.Исключение военнослужащих, уволенных с военной службы, из списков личного состава части, является юридическим фактом утраты ими статуса военнослужащего и прекращения военно-служебных отношений. При этом на момент исключения из списков личного состава части военнослужащие должны быть полностью обеспечены всеми видами положенного им довольствия, в том числе, обеспечены жилыми помещениями в случае наличия такого права.Таким образом, со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части оканчивается его военная служба и гражданин перестает быть военнослужащим, а члены его семьи - членами семьи военнослужащего. С этого момента гражданин утрачивает статус военнослужащего, т.е. он и члены его семьи лишаются совокупности прав, гарантированных государством военнослужащему и членам семьи военнослужащего, в том числе права на обеспечение жилыми помещениями. В связи с этим заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того суд учитывает, что доказательств, подтверждающих нахождение Дыкина Н.В. на учете нуждающихся в получении жилья, в период с ДД.ММ.ГГГГ. до момента его обращения в ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением о предоставлении документов, им не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, который действовал на момент увольнения Дыкина Н.В. с военной службы (ДД.ММ.ГГГГ.).
В период прохождения истцом военной службы порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и постановка на учет нуждающихся в получении жилья регламентировались приказом Министра обороны РФ №80 от 15.02.2000г., утвердившим Инструкцию «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ» (далее Инструкция). Согласно п. 28 указанной инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагался пакет документов, установленный п. 29 данной Инструкции. Учет военнослужащих осуществлялся довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета. Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем. Это гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащих, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могли исключить без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы до обеспечения жилыми помещениями в установленном законодательством порядке. При этом, с согласия военнослужащего он мог быть исключен из списков личного состава части с оставлением в списках очередников на получение жилья, что также позволяло гражданину, уволенному с военной службы, оставаться на учете нуждающихся, который велся соответствующей КЭЧ района, до фактического предоставления ему жилого помещения. При указанных обстоятельствах данное право не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны РФ №80 от 15.02.2000г., и вступлением в силу приказа Министра обороны РФ №1280 от 30.09.2010г., утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма.
Как следует из представленного заявителем протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. №, в отношении Дыкина Н.В. вынесено решение о признании нуждающимся в постоянном жилье составом семьи 3 человека.
Наличие у Дыкина Н.В. копии протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. №, из которой следует, что он признан нуждающимся в постоянном жилье составом семьи 3 человека, не является достаточным доказательством того, что на момент увольнения в ДД.ММ.ГГГГ. Дыкин Н.В. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку жилищные комиссии осуществляют рассмотрение заявлений сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, данным протоколом подтверждается постановка заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 3 человека. Других документов (книга регистрации заявлений сотрудников о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, книга учета сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, учетного дела заявителя, принятого на учет нуждающихся в жилых помещениях) суду не представлено, а как следует из ответа ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на учете в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, истец не состоит, документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действующему на момент увольнения Дыкина Н.В. с военной службы (данные о нахождении военнослужащего в базе данных «Учет» по ФГКУ района), не представлены.
На основании изложенного исковые требования Дыкина Н.В. о признании действий ФГУ «Красноярская КЭЧ района Минобороны РФ» неправомерными; обязании ответчиков восстановить Дыкина Н.В. в базе данных «Учет» по ФГКУ КЭЧ района в очереди военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, включить Дыкина Н.В. в очереди в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении права на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Отказать Дыкину Н.В. в удовлетворении исковых требований к 3-му отделу ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» о признании действий неправомерными, включении в списки очередников, признании права на получение субсидии.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, т.е., с 01.08.2016 года.
Председательствующий О.Ю.Колыванова