Дело № 2-561/2018 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Рязанцевой Л.В.,
с участием заместителя Лысьвенского городского прокурора Пылаева А.В.,
истца Трофимова О.В.,
представителя ответчика Баландиной О.А.
при секретаре Макаровой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Трофимова Олега Владимировича к администрации города Лысьвы Пермского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лысьвенский городской прокурор в интересах Трофимова О.В. обратился в суд с иском к администрации г. Лысьвы о возложении обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное Управление Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу.
В судебном заседании заместитель Лысьвенского городского прокурора Пылаев А.В. исковые требования поддержал, пояснил, что в прокуратуру г.Лысьвы обратился Трофимов О.В. с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. По результатам рассмотрения обращения установлено, что Трофимов О.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, Лысьвенский городской округ. Указанное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ было уничтожено в результате произошедшего пожара. Решением межведомственной комиссии при администрации г.Лысьва № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным, поскольку дом потерял своё функциональное назначение, в связи с повреждением строительных конструкций вследствие термического воздействия. Указанное жилое помещение, в котором зарегистрирован истец Трофимов О.В. было предоставлено его матери на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного жилого помещения администрацией Кормовищенского сельского поселения с Трофимовой А.П. был заключён договор найма жилого помещения. Истец Трофимов О.В. решением жилищно-бытовой комиссии при администрации г.Лысьва от ДД.ММ.ГГГГ признан малоимущим, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлен на учет. В собственности жилого помещения истец не имеет, на условиях социального найма жилого помещения не занимает. Согласно справке МСЭ-2016 № Трофимов О.В. имеет вторую группу инвалидности в связи с заболеванием «туберкулез», по состоянию своего здоровья нуждается в отдельном жилом помещении. Просит обязать администрацию города Лысьвы предоставить Трофимову Олегу Владимировичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не менее 12 кв.м.
Истец Трофимов О.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил обязать администрацию г. Лысьвы предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма.
Представитель ответчика - администрации г.Лысьвы Баландина О.А. в судебном заседании указала, что не отрицает обязанность ответчика предоставить истцу жилое помещение, поскольку имеются на то основания, ввиду признания Трофимова О.В. нуждающимся в жилом помещении и наличия у истца социально значимого заболевания. В настоящее время имеется жилое помещение по адресу: <адрес>, которое может быть предоставлено истцу по договору социального найма. Указанное жилое помещение по заключению межведомственной комиссии признано пригодным для проживания.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), в частности, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2017 N 859 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" с 01.01.2018 признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь"; постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Действительно, с 01.01.2018 действует Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н, в котором среди прочих заболеваний значится <данные изъяты>
Заболевание Трофимова О.В. включено в указанный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
При этом, в настоящее время решением Лысьвенской городской Думы от 25.10.2013 № 550 (ред. от 25.09.2015) "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 12 (двенадцать) квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Помимо этого, указанным решением признаны благоустроенными жилыми помещениями применительно к условиям Лысьвенского городского округа - помещения, оборудованные центральным либо автономным отоплением, электроснабжением, холодным водоснабжением (централизованным либо из скважины), центральным либо автономным горячим водоснабжением, канализацией, газовой или электроплитой, находящиеся в зданиях капитального типа.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Трофимов О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>, Лысьвенский городской округ. Помещение по указанному адресу сгорело, проживание в нем невозможно (л.д.13,19-20).
В соответствии с заключением врачебной комиссии ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Бюро № - филиал от ДД.ММ.ГГГГ N № Трофимов О.В. страдает <данные изъяты> (л.д.10,23). Также в материалах дела имеется объяснение врача ГБУЗ ПК «Краевой фтизиопульмонологический центр» Лысьвенского филиала ФИО7 о том, что Трофимов О.В. имеет хроническое заболевание – туберкулез с бактериовыделением, подтверждённым методом посева, окончательному излечению не подлежит, наблюдается медленное прогрессирующее течение.
Трофимов О.В. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации города Лысьвы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) Трофимов О.В. признан малоимущим, поставлен на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Жилых помещений, принадлежащих Трофимову О.В. на праве собственности, у него не имеется (л.д.5,29,40).
Таким образом, Трофимов О.В. имеет право на получение жилого помещения вне очереди в связи с наличием тяжёлого хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. Однако, иходя из обстоятельств дела, следует, что до настоящего времени истцу вне очереди жилое помещение не предоставлено, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 и пункт 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Этим не исключается передача федеральным законом указанного полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств. При этом субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Федеральному законодателю предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.
В Определении от 15.01.2015 N 2-О-Р о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации); этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П, федеральным законодателем внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и пункт 5 данной статьи изложен в новой редакции, предусматривающей, что больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Категориям граждан, указанных в части 3 статьи 49 указанного закона могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
На основании подпункта 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
До настоящего времени Российская Федерация данные полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Пензенской области, не передала, поскольку не закреплены необходимые для такой передачи условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 26.1 и пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Принимая во внимание, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01 января 2005 года, с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ в отношении указанной категории граждан действует общий порядок, а специальное правовое регулирование, предусматривающее обеспечение граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда отсутствует, то при реализации его права на получение жилого помещения в силу положений ч. 3 ст. 49 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то есть, реализует это право через органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования норм права и установленных по делу обстоятельств, учитывая, что истец до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах Трофимова О.В. о возложении на администрацию г. Лысьвы обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, на одного человека не ниже установленных норм предоставления жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию города Лысьвы Пермского края предоставить Трофимову Олегу Владимировичу по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилых помещений, общей площадью не менее 12,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись: Л.В. Рязанцева
Копия верна: Судья: