Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
«02» июня 2015 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Шевелевой Е.А.,
При секретаре Ширяевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Е. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ <адрес> о восстановлении срока для получения накопительной части пенсии умершего,
УСТАНОВИЛ:
Колесникова Е.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о восстановлении срока для получения накопительной части пенсии умершего 01.07.2011 г. отца Миллер С. А., ссылаясь на то, что в течение жизни Миллер С.А. был официально трудоустроен и за него производились отчисления в Пенсионный Фонд РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе и на накопительную часть пенсии. Согласно п.12 ст.9 и п.6 ст.16 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» истица имеет право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета своего отца. Истцом был пропущен 6-ти месячный срок со дня смерти застрахованного лица для обращения с заявлением о получении пенсионных накоплений, в связи с чем, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.11.2007г. № «Об утверждении правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» она обратилась в суд, где просит суд восстановить ей данный срок.
В судебном заседании истец требования поддержала, пояснила, что пропустила данный срок, поскольку не знала о том, что ее право на получение накопительной части пенсии умершего отца не было реализовано законным представителем, так как на момент смерти отца она являлась несовершеннолетней. Данные обстоятельства не позволили ей своевременно обратиться в Пенсионный Фонд РФ.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, извещена, предоставила возражения на исковое заявление, в которых указала, что смерть застрахованного лица Миллер С.А. наступила более 3,5 лет назад, страховые взносы застрахованного лица, образующие его пенсионные накопления, являются федеральной собственностью, а не собственностью умершего и наследованию не подлежат (ст. 16 ФЗ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 5 ФЗ от /дата/ № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»). Указала, что в случае наличия уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением Колесниковой Е.С., ответчик не возражает против восстановления такого срока.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 38 Федеральный закон от /дата/ N 111-ФЗ (ред. от /дата/) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в части 7 статьи 7 Федерального закона от /дата/ N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от /дата/ N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона от /дата/ N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Такое заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается страховщику с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При отсутствии указанного заявления средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в части 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок. Порядок обращения правопреемников за выплатами средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат и порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 7 указанной статьи определено, что в случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: 1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
В силу п. 8. Указанной статьи выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица, только при отсутствии родственников первой очереди. В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, указанных в части 7 настоящей статьи, эти средства учитываются в составе резерва страховщика по обязательному пенсионному страхованию. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица или пенсионный счет накопительной пенсии закрывается.
Судом установлено, что истец Колесникова Е. С. является дочерью умершего /дата/ Миллер С. А. (л.д. 3, 5).
Истец указывает, что в марте 2015 года она обратилась в УПФР <адрес> за получением средств пенсионных накоплений Миллер С.А., однако в связи с пропуском срока для обращения ей было отказано. Ответчиком эти обстоятельства не оспаривались.
Согласно ответу УПФР по <адрес> на запрос суда на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Миллер С.А., 01.06.1973г.р., умершего 07.07.2011г., средства пенсионных накоплений имеются.
Действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом.
Названный срок относится к срокам осуществления субъективного права на получение средств пенсионных накоплений, а его соблюдение выступает необходимой предпосылкой приобретения указанных средств.
Рассмотрение заявления правопреемника о восстановлении срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации производится судом независимо от наличия спора между этим лицом и другими правопреемниками, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
Приведенные истцом доводы и представленные доказательства в обоснование причин пропуска срока суд находит убедительными, а причины пропуска срока уважительными.
Так, истица достигла совершеннолетия спустя два года после смерти застрахованного лица. Для реализации истицей права на получение накопительной части пенсии умершего отца ее законный представитель должен был обратиться в Управление пенсионного фонда с соответствующим заявлением, однако таких действий не совершил, что привело к нарушению имущественных прав несовершеннолетней. Истица указывает, что узнала о том, что ее право на получение накопительной части пенсии отца не было реализовано законным представителем только в марте 2015 года, после чего обратилась в Управление пенсионного фонда. Поскольку истица не должна была предполагать, что имело место нарушение ее прав, суд признает, что срок истцом пропущен по уважительной причине.
Поскольку судом установлено, что срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений пропущен по уважительной причине, указанный срок подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Колесниковой Е. С. удовлетворить.
Восстановить Колесниковой Е. С. срок для подачи в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ заявления о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного Миллер С. А., <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.
Судья /подпись/ Шевелева Е.А.
Мотивированное решение изготовлено /дата/.
Копия верна, подлинник решения суда от /дата/ подшит в гражданском деле №, находящемся в Октябрьском районном суде <адрес>.
Судья Шевелева Е.А.
Секретарь Ширяева Е.С.