Копия:
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Хаировой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Цепковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-360/11 по заявлению Дюкова В.Ю. об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области,
установил:
Дюков В.Ю.. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что ему на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 10.11.1997 г., утвержденного Администрацией Промышленного района г. Самары и справки ГСК-740 о выплате паевого взноса 18.07..2009 г. на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 17 апреля 2009 года. Он, на основании статьи 36 Земельного кодекса и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-Ф3 обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, путем выкупа, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> На испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий ему гараж. Заявитель также указал, что Министерством имущественных отношений Самарской области 08.10.2010 года возвратил документы, отказав в предоставлении указанного земельного участка по следующим основаниям:
-заявителем не представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка;
- согласно имеющейся информации в Министерстве ГСК - 740 в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством № 209151 от 17.07.1997г. Данный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 63:01:0742002:687. По мнению Министерства испрашиваемый земельный участок входит в границы участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687;
- в целях осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков всем собственникам гаражных боксов в ГСК - 740 предложено обратиться с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687.
Заявитель, полагая, что решение Министерства не основано на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам, просил суд признать его незаконным и обязать Министерство предоставить ему в собственность за плату испрашиваемый им земельный участок.
В судебном заседании представитель заявителя Девяткин А.А., действующий на основании доверенности от 06 июля 2010 года (л.д. 6), уточнил заявление, просит суд признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.10.2010 г.за № 12-2/0440/10-с о возврате документов и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление Дюкова В.Ю. по существу. Девяткин А.А. пояснил, что заявитель предоставил в Министерство схему расположения участка, которую в свою очередь Министерство обязано направить для утверждения в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара и впоследствии выдать ее заявителю для обеспечения проведения кадастровых работ и кадастрового учета, поэтому довод Министерства о непредоставлении заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка противоречит закону.
ГСК -740 действительно был предоставлен земельный участок площадью 3464,38 кв.м. по адресу: г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова. Кадастровый учет данного земельного участка осуществлен, присвоен кадастровый номер 63:01:0742002:687. Однако его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и довод Министерства о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687 несостоятельен. Испрашиваемый земельный участок фактически находится в кадастровом квартале под номером 0742001, то есть на совершенно другой территории. Испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, отсутствует запрет на приватизацию, территория на которой он расположен не зарезервирована для государственных и муниципальных нужд. Решением о возращении документов нарушено исключительное право заявителя на приобретение земельного участка в собственность, которое установлено законом.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Аверина Л.В., действующая на основании доверенности № 349 от 29.12.2010 года, в судебном заседании не согласилась с заявлением, пояснила, что согласно имеющейся информации в Министерстве ГСК - 740 в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер 63:01:0742002:687. В связи с этим министерство возвратило заявителю пакет документов, указав невозможность раздела земельного участка и повторного обращения в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка и соответствующих документов, включая кадастровый паспорт земельного участка. Представитель министерства также пояснила, что решение министерства о возврате документов заявителю не нарушает его права, поскольку возврат документов не препятствует реализации права заявителя на приобретение земельного участка в собственность в случае повторного обращения с приложением документов, предусмотренных действующим законодательством. Основания для обращения министерства с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары отсутствовали, поскольку указанный земельный участок обременен правами третьих лиц, а именно ГСК- 740, что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок от 17.07.1997 года № 209151. На основании вышеизложенного представитель министерства просит суд отказать в удовлетворении заявления Денисова В.И.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г. Самара в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, причину неявки не сообщил, не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области и ГСК -740 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Из отзыва на заявление ГСК 740 следует, что ГСК обладает правом бессрочного пользования на земельный участок общего пользования (проезды) площадью 3464,38 кв.м.. Какими-либо правами на земельные участки, занятые гаражами, ГСК-740 в настоящее время не обладает. Председатель ГСК-740 просит суд удовлетворить заявление Дюкова В.И. (л.д.28-29).
Суд, выслушав пояснения представителей заявителя и Министерства имущественных отношений Самарской области, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления Дюкова В.Ю. по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 08.07.2010 года Денисов В.И. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., занимаемого гаражом, на которое было получено сообщение № 12-2/04408/10-с от 08.10.2010 года о возврате документов с указанием, что кадастровый паспорт земельного участка не предоставлен, согласно имеющейся в министерстве информации, ГСК № 740 ранее был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок (свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок № 209151 от 17.07.1997 года), расположенный по адресу: <адрес> под гаражное строительство, в границы которого входит испрашиваемый земельный участок; указанный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 63:01:0742002:687; в связи с этим, в целях осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков рекомендовано одновременно всем собственникам гаражных боксов в ГСК № 740 обратиться в министерство с заявлениями о разделе земельного участка имеющего кадастровый номер 63:01:0742002:687. Заявление с приложенными документами было возвращено Денисову В.И. (л.д.7-8).
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Возвращение документов Министерством имущественных отношений Самарской области с указанием, что необходимо обращение всех собственников гаражных боксов я с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687, является незаконным, поскольку, согласно пункту 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 437 «О Министерстве экономического развития российской Федерации» Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе и в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Приказом Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 г. N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Согласно приложению к данному приказу, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Поэтому требование от заявителя Дюкова В.Ю. обращения всех собственников гаражных боксов в ГСК - 740 с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687 является незаконным.
Из материалов дела следует, что решением Горисполкома г. Куйбышев от 22.10.1981 года № 689 ГСК № 740 предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для гаражного строительство, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № 209151 от 17.07.1997 года (л.д. 34).
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0742002:687, что подтверждается копией кадастровой выписки о земельном участке. .
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, Дюкову В.Ю. на основании акта приемочной комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительства объекта от 10.11.1997 года, утвержденного администрацией <адрес> о выплате паевого взноса, на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 10.06.2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект недвижимости – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.
В соответствии с ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 05.07.2010 года по состоянию на 1992-1998 г.г. информация о предоставлении кому-либо земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует.
Заявитель обращался в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о предоставлении разъяснений относительно вхождения границ земельных участков, занимаемых гаражами, в том числе и гаражом № 6. Из ответа Управления Росреестра по Самарской области от 29.11.2010 года следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0742002:687, расположенный по адресу: <адрес> внесен в государственный кадастр недвижимости 11.12.2005 года в результате конвертации сведений о ранее учтенных земельных участках на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком № 209151 от 17.07.1997 года, выданного ГСК-740. Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка отсутствуют, площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. Следовательно, земельный участок с вышеуказанным адресным ориентиром и кадастровым номером, предоставленный под гаражное строительство, не отражен на кадастровой карте. Таким образом, определить и подтвердить факт расположения испрашиваемого гражданами, в том числе и Денисовым В.И. земельных участков, занимаемых гаражами №, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687, не представляется возможным. (л.д. 24). К данному ответу приложена копия плана землепользования, согласно котором площадь земельного участка под гаражами составляет <данные изъяты> кв.м., площадь проездов – <данные изъяты> кв.м.. общая площадь – <данные изъяты> кв.м.
Учитывая изложенное выше и, принимая во внимание сообщение Управления Росреестра по Самарской области о том, что запросы Министерства имущественных отношений Самарской области относительно вхождения границ испрашиваемого земельного участка в границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687 в адрес управления Росреестра по Самарской области не поступали (л.д. 24), суд приходит к выводу, что довод Министерства о вхождении испрашиваемого земельного участка в границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002:687 является необоснованным.
Как указано выше, одним из оснований возвращения документов является не предоставление Дюковым В.Ю. кадастрового паспорта на земельный участок.
Согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Представитель заявителя в судебном заседании подтвердил готовность за свой счет выполнить осуществление кадастровых работ.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
Как следует из материалов дела, в государственном реестре кадастра недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Дюковым В.Ю. в Министерство имущественных отношений Самарской области была предоставлена схема расположения земельного участка, которую в силу ст.36 ЗК РФ и Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 Министерство имущественных отношений Самарской области должно было направить в Департамент строительства и архитектуры г. Самара для утверждения, что не было выполнено.
Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.
В силу ст. 9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Согласно п. 1 ст. 10 указанного выше ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
Таким образом, возвращение заявления без рассмотрения не соответствует нормам Земельного кодекса РФ, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявление Денисова В.И. является обоснованным и подлежит удовлетворению
Заявитель обратился в суд в течение трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 3. 256 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Дюкова В.Ю. удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 08 октября 2010 года за № 12-2/0440/10-с о возврате документов Дюкову В.Ю. незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 10 (десяти) рабочих дней принять решение по заявлению Дюкова В.Ю. от 08.07.2010 года за № 12-2/0440/10-с о предоставлении за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме 25.01.2011 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 января 2011 года.
Судья /подпись/ А.Х. Хаирова
Копия верна.
Судья
Секретарь